Зарегистрированных посетителей: 22207
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
"Плач Ярославны по выброшенным ёлкам и соснам"
|
Ольга Бершанская
март 2014 г. | Читатель, ты наряжал в доме новогоднюю елку? И что — уже успел выбросить? Интерес непраздный.
Ведь есть сообщения о том, что где-то елки отправляют не на свалку, а используют как вторсырье: делают из них опилки, какие-то древесные гранулы. Почему у нас в Югре не так?
«Проснулся, убери свою планету!» — так говорил Маленький Принц, герой известной аллегорической сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Так говорю по утрам я своим внукам. Знаете, действует — ровненько застилают постели, чистят зубы и тщательно моют после себя тарелки. Но как журналист, на отлично защитивший дипломную работу на тему экологии много лет назад, я абсолютно не знаю, как решить мусорную проблему в рамках своего города, не говоря уже об округе и стране.
Ставка на сознательность вселяет оптимизм
Предполагаю, что нужны деньги, большие деньги. И, наверное, воля власть предержащих — сумели же, в конце концов, на месте сочинских болот построить высокотехнологичный Олимпийский парк. Зиждется надежда, что светлые умы разработают и примут жизнеспособную производственную «мусорную» инфраструктуру, о которой упоминалось на последнем Всероссийском съезде экологов в декабре 2013 года. Но прежде, говорят, надо принять закон об обороте твердых бытовых отходов (ТБО), сделать это планируется вроде бы в первом квартале 2014 года.
Суть предложений Минприроды основывается, на наш взгляд, на сознательности российских граждан. По крайней мере, на первом этапе (то есть во дворах и на улицах) мусор будут собирать раздельно: бумага и картон — в один контейнер, стекло — в другой, пластик — в третий, пищевые отходы — в четвертый. Не забудут и использованные батарейки. И хотя за организацию процесса деньгами ответят муниципальные власти, все зависит от того, как быстро россияне научатся сортировать накопившийся мусор в пакеты.
В данном вопросе лично меня очень обнадеживают оптимистические результаты опроса, проведенного в прошлом году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Респондентов спросили: «Представьте, что в вашем городе будет реализовываться специальная программа по утилизации бытовых отходов. Что из перечисленного вы бы согласились делать?».
92 процента из числа опрошенных готовы сдавать старую бытовую технику в специальные пункты приема,
90 процентов — осуществлять раздельный сбор бытового мусора,
81 процент — за небольшую компенсацию сдавать в магазины использованные пластиковые бутылки из-под напитков.
Собирать и сдавать макулатуру в пункты приема согласны 76 процентов опрошенных,
а вот собирать и сдавать использованные батарейки в специализированные пункты приема готов только каждый пятый — 75 процентов.
Эти итоги специалисты ВЦИОМ квалифицируют как «высокий уровень потенциального участия в программе по утилизации бытовых отходов».
Мусорный вопрос вновь поставили ребром
Дальше важно объединить готовность населения и инфраструктуру, то есть выстроить цепочку от мусорного бака во дворе до перерабатывающего завода в регионе. Решение этой задачи будет прописано в упомянутом выше законопроекте «Об отходах производства и потребления». «В нем заложена и необходимость создания инфраструктуры, и привлечение крупных производителей, ответственность федеральных, региональных и муниципальных властей по переработке мусора, и создание фонда, в котором будут аккумулироваться средства по утилизации и утилизационные платежи по переработке отходов. В законопроекте много нюансов. В результате мы полностью изменим условия оборота твердых бытовых отходов в стране», — говорит министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской.
Одним словом, мусорный вопрос вновь ставят ребром. Оживились и регионы. К примеру, правительство Тюменской области говорит о необходимости строительства на своей территории четырех мусоросортировочных заводов и двух мусороперегрузочных станций. По информации заместителя губернатора Вячеслава Вахрина, сегодня отходы в регионе — как минимум 2 млн тонн ежегодно — не используются. Порядка 70 процентов отходов подлежат захоронению на полигонах, а их в регионе насчитывается 22, остальное накапливается на свалках, в том числе и несанкционированных.
Существующая организация вывоза и утилизации бытовых отходов во многом нелогична и приводит к ситуациям, когда мусор оказывается выброшенным где попало. Итог известен — леса под Тюменью завалены мусором, и это очень серьезная проблема. «Понимая, что органам местного самоуправления с проблемой самостоятельно не справиться, нужно обеспечить решение стратегических вопросов на региональном уровне», — отмечает Вахрин.
На это обращает внимание и губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Наталья Комарова. «Согласно принятой в округе Концепции обращения с отходами производства и потребления на период до 2020 года, с 2014 года мы вступаем в третью стадию ее реализации, — отмечает руководитель округа. — Она состоит в создании мощностей по сортировке и переработке отходов. Они не возникнут сами по себе и, тем более, не обретут черты успешной бизнес-модели без соответствующей адресной работы с инвесторами на уровне отдельных муниципалитетов. Для этого нам предстоит принять ряд локальных и системных решений. В том числе связанных с административной и иной поддержкой таких проектов».
Дело, как говорится, за малым — найти инвестора и убедить его вложить свои капиталы в мусор в самом прямом смысле этого слова.
Кто за мусор ответит
Ученые считают, что выходом из критической мусорной ситуации является рециклизация отходов, то есть их вторичная переработка. Основной переработке могут быть подвергнуты пластик, металл, стекло и бумага. Лидирует в этом вопросе Финляндия, правда, там война с мусором ведется давно и успешно. И во многом потому, что государство поддерживает разработки технологий по переработке твердых бытовых отходов, вкладывая деньги в строительство мусороперерабатывающих заводов. Судя по всему, по этому пути намеревается пойти и Правительство России, и регионы вслед за ним.
Однако пока большинство инвестиционных проектов по утилизации ТБО реализуются с громадным скрипом. В Тюмени мусороперерабатывающий завод строят пятый год. В настоящее время завод функционирует, но лишь частично, до строительства очереди по переработке ТБО дело не дошло.
Пока чиновники решают глобальные задачи по приведению существующих нормативных документов и законодательных актов в соответствие с реальным положением дел, назревает не менее острый вопрос — а кто за мусор будет отвечать? Конкретно — кто? Кого назначат стрелочником и с кого будут драть три шкуры за неисполнение вновь принятых формуляров? По логике вещей, это вроде как должны быть управляющие компании.
— Мы к селекционному сбору ТБО не готовы, — говорит Вячеслав Чураков, финансовый директор УК «ДЕЗ Восточного жилого района» г. Сургута. — Сегодня дай бог нам справиться с теми задачами, которые навесило на нас государство, — с обслуживанием домов. Каждый год принимаются все новые законы — то предписывают пожарную сигнализацию поменять, то предусмотреть планы эвакуации людей. А где взять на это средства? У нас этого в тарифе нет. Сегодня даже думать о мусоре просто не успеваем.
Но все равно Вячеслав Чураков, как работник коммунальной сферы с огромным стажем, знает, что надо делать. Перво-наперво внедрять селекционный сбор не во всем городе одновременно, а в определенном районе, желательно там, где граждане отличаются культурой и дисциплиной. Затем необходимо определить, какие отходы отделять: стекло, железо, бумагу и пр. Далее закупить специальные пластмассовые контейнеры и спецтехнику для их обслуживания, хотя мусороуборочным компаниям вряд ли такие финансовые затраты по плечу (нужны субсидии и другие меры поддержки). Ну и, конечно же, наладить сбор селекционных ТБО как можно ближе к городу, иначе затраты на бензин съедят всю предполагаемую рентабельность. А что она может быть, руководитель уверен.
— На одной пластмассе можно замкнутый круг создать, — объясняет Чураков. — Смотрите, сегодня мы для уличных скамеек используем пластмассовые брусья, которые закупаем на заводе в Екатеринбурге. Такой мини-завод под силу построить любому муниципалитету. Уверен, без работы он простаивать не будет. Что для этого надо? Внимание городской власти к проблеме утилизации, диалог с коммунальщиками, совместные проекты и, конечно же, финансовая помощь со стороны государства и муниципалитета, в том числе и кредитование на льготных условиях. Без этого вопрос утилизации ТБО сегодня не решить.
…А ведь было время — решали. До сих пор помню, как в школе мы дружно участвовали в сборе металлолома. Эта тяжелая работа доставалась парням, девочки чаще всего собирали макулатуру. Ездил по дворам старьевщик на телеге, запряженной старенькой кобылой в смешной панамке. Старьевщик приезжал один раз месяц, звонил в колокольчик, и все выносили заготовленное тряпье. Больше скажу — в подъездах стояли специальные баки для пищевых отходов. Наверное, на их сбор был план, потому что иногда наша уборщица звонила в двери квартир и спрашивала, есть ли отходы. И это было не так давно, в советское время, когда бюджет у государства был невелик и о культуре нации говорили мало.
Источник: tumen.mk.ru |
|
|
ООО Рецикл
Закупаем отходы полиэтиленовых пленок и стрейча ! Производим мешки для мусора и технические пакеты и пленки .
ООО «Проектное бюро №1»
Основная специализация - комплекс услуг по архитектурному проектированию широкого спектра объектов.
ООО ЭкоЛэнд
ООО «ЭкоЛэнд» – один их самых современных комплексов по сортировке, переработке и утилизации всех видов отходов – активно занимается сбором и переработкой вторичного сырья.
ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
|