Зарегистрированных посетителей: 22213
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
"Купля-продажа отходов: что важно знать"
|
Н. С. Беляева, ООО «Дельфи»
"ТБО" № 10'19 |
Казалось бы, купля-продажа отходов производства и потребления – очень простая сделка. Однако она грозит существенными рисками для образователей отходов. Многочисленные изменения Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – закон № 89-ФЗ), систематически меняющиеся тенденции в правоприменительной практике, противоречивые письменные и устные разъяснения создают платформу для двусмысленных трактовок и неожиданных судебных постановлений.
Отходы производства и потребления – специфический объект права, и чтобы избежать нарушений действующего законодательства, потребуются некоторые уточнения и разъяснения в отношении деятельности по обращению с ними.
Согласност. 1 закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее – отходы) – вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые подлежат удалению. Это объект гражданских прав, право собственности на который регулируется гражданским законодательством (ст. 4 закона № 89-ФЗ).
Согласно ст. 129 ГК РФ все объекты гражданских прав являются полностью оборотоспособными. Это значит, что их отчуждение или передача другому лицу должны происходить без каких-либо ограничений. Исключение – объекты, изъятые из оборота или ограниченные в обороте. Первые не могут быть предметом сделок (например, договоров купли-продажи, мены, аренды и иных), а объекты, ограниченные в обороте, могут принадлежать по праву собственности лишь определенным субъектам, а также могут переходить от одного лица к другому по специальному разрешению.
В соответствии с п. 30 ст. 12 закона № 99-ФЗ [1] для осуществления деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности требуется получение лицензии. Однако образование и накопление отходов I–IV классов опасности, как и любые виды деятельности в отношении отходов V класса опасности, специального разрешения не требуют.
Следовательно, отходы I–IV классов опасности – ограниченные в обороте объекты, а отходы V класса опасности – свободные (не ограниченные) в обороте.
Так как отходы не имеют прочной связи с землей, их причисляют к движимому имуществу, регистрация прав на которое не требуется в соответствии со ст. 130 ГК РФ. Собственником этого имущества является образователь отходов. Любые поступления (продукция, доходы и т. д.), полученные в результате использования имущества, также принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании (если иное не предусмотрено законом).
Переход отходов от одного лица к другому или их приобретение, регулируемые положениями гражданского законодательства, осуществляются по ряду оснований. В данной статье рассмотрим такое основание, как сделка купли-продажи, которая предусмотрена ч. 2 ст. 218 ГК РФ.
Договор купли-продажи – добровольное отчуждение права собственности на отходы одной стороной и добровольное приобретение этого права другой стороной. При этом сделки с отходами I–IV классов опасности, ограниченными в обороте, должны осуществляться при соблюдении определенных условий, закрепленных в законе.
01.01.2015 из ст. 4 закона № 89-ФЗ была исключена норма, предусматривающая право собственника отходов I–IV класса опасности на отчуждение этих отходов в собственность другому лицу, а также на передачу (с сохранением за собой прав собственности) ему права владения, пользования или распоряжения этими отходами (при наличии у такого лица лицензии на обращение с отходами не меньшего класса опасности). Предполагалось, что такая поправка должна была юридически упростить процесс отчуждения отходов на основании гражданско-правовых сделок и стимулировать развитие деятельности по сбору и утилизации отходов. Более того, в законе не прописаны обязательства по какой-либо регистрации сделок (в том числе договоров купли-продажи) с отходами производства и потребления. Таким образом, фактически не существует никаких форм государственного контроля и надзора за осуществлением сделок с отходами.
Однако существуют другие препятствия, усложняющие процесс оформления сделок с отходами: правовые условия и ограничения для отчуждения и приобретения прав, сложная система отчетности и налогообложения лиц, осуществляющих указанную деятельность.
Передача права собственности на отходы, права владения или использования не оказывает никакого влияния на изменение количества отходов и степень их вредного воздействия на окружающую среду. Именно первоначальный образователь обязан платить сбор за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС). Обязательство сохраняется, даже если состоялась передача другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ [2, 3]), а также если отчуждение произошло для целей дальнейшей утилизации (п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Исключение из правила – твердые коммунальные отходы, за размещение которых платит оператор или региональный оператор.
Законодательство и актуальная судебная практика, подтверждающие обязанность именно образователя исчислять и вносить плату за НВОС [4], направлены на стимулирование образователей отходов к осуществлению утилизации отходов (с этой же целью был создан механизм «расширенной ответственности производителя (импортера)» [5]), производству из них продукции и товаров и их последующей реализации.
Практически каждый хозяйствующий субъект является образователем отходов. Многие уже давно научились извлекать прибыль, реализуя такого рода «продукт». Однако законодательные нормы и юридическая корректность зачастую не соблюдаются. Одна из причин – правовая неопределенность: что такое отходы, а что вторичное сырье, кто определяет, отход это или товар. Позиции Минприроды России и Росприроднадзора по этим вопросам, как правило, расходятся.
На самом деле, в соответствии с правовой позицией Верховного суда РФ, все многочисленные письма Росприроднадзора по сути могут содержать только правовые предписания, которые не должны противоречить нормативным правовым актам с большей юридической силой. Фактически письма такого-то ведомства – это обыкновенные разъяснения, не имеющие соответствующей юридической силы, которые периодически вносят путаницу в регулирование соответствующих отношений (см. решение Верховного суда РФ № АКПИ15-1379 [6]).
Основная разница между отходами и продукцией – цель их дальнейшего использования [8, 9] (исходя из понятийного аппарата закона № 89-ФЗ и закона № 184-ФЗ) [7]. При этом хозяйствующему субъекту для подтверждения своих намерений необходимо придерживаться позиции Минприроды [10, 11]: отходы от осуществления хозяйственной деятельности могут быть учтены в качестве продукции и реализованы в качестве товара при соблюдении определенных условий.
Условия следующие:
наличие в уставной документации видов экономической деятельности по производству соответствующей продукции и реализации соответствующего вида товара;
наличие документов технического регулирования, позволяющих подтвердить соответствие образующихся в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем веществ и материалов, требованиям к продукции;
наличие документов, подтверждающих соответствие образованных в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем веществ, материалов требованиям документов технического регулирования к виду продукции;
отражение в документах первичного учета предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.
Если же образованные вещества и материалы были идентифицированы хозяйствующим субъектом как отходы с определенным классом опасности, то для последующей их реализации в качестве товара потребуется из данных отходов произвести товар, соответственно обработав и утилизировав эти отходы. Утилизацию может произвести как само предприятие-образователь, если у него есть соответствующая лицензия (не нужна для утилизации отходов V класса опасности), так и привлеченная специализированная организация, имеющая лицензию или иную необходимую для этого разрешительную документацию.
Факт утилизации должен быть подтвержден в учетных документах предприятия:
проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
данных учета в области обращения с отходами [12];
форме федерального статистического наблюдения №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» [13];
технической и технологической документации;
бухгалтерской документации;
актах приема-передачи отходов, а также актах утилизации отходов;
договорах.
Таким образом, отходы производства и потребления – движимое, ограниченное в обороте (отходы I–IV классов опасности) имущество, специфический объект права собственности. Самая распространенная сделка передачи прав на отходы – договор купли-продажи. Переход права собственности на отходы от одного лица к другому подразумевает переход соответствующих прав и обязанностей в отношении отходов (например, обязанность собственника обеспечить сохранность отходов при соблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований).
Литература
1. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О лицензировании отдельных видов деятельности».
2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране окружающей среды».
3. Письмо Росприроднадзора от 29.03.2016 №АА-06-01-36/5099 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов».
4. Пономарев М. В. Право собственности на отходы: правовые проблемы реализации и перехода // Журнал российского права. – № 8. – 2017. – С. 53–64.
5. Филаткина Ю. Е. Проблемы РОП: хотели как лучше // Твердые бытовые отходы. – № 9. – 2018. – С. 12–13.
6. Решение Верховного Суда РФ от 09.02.2016 № АКПИ15-1379 «О признании недействующими абзацев второго, седьмого, восьмого и тринадцатого письма Федеральной службы в сфере природопользования от 03.06.2013 №ВК-06-01-36/7676 «О плате за размещение отходов».
7. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О техническом регулировании».
8. Беляева Н. С. Отход или продукция: правовое обоснование статуса // Твердые бытовые отходы. – № 11. – 2017. – С. 58–59.
9. Пономарев М.В. Перевод отходов в продукцию: правовой аспект // Экология производства. – № 3. – 2018. – С. 34–39.
10. Позиция Минприроды России, изложенная в раъяснении от 23.05.2016 г. https://legalacts.ru/doc/razjasnenija-minprirody-rossii-ob-oformlenii-litsenzii-po/
11. Письмо Минприроды России от 23.10.2017 № 12-47/27366 «Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов».
12. Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014) «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
13. Приказ Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».
Источник: solidwaste.ru |
С полными текстами всех статей вы можете ознакомиться на страницах журнала
Работа регоператора в период пандемии
Новая коронавирусная инфекция внесла
свои коррективы и в работу регоператоров
по обращению с ТКО... | Транспортирование отходов IV класса опасности: получение лицензии от А до Я Если на предприятии возникла потребность в получении лицензии на деятельность
по транспортированию ... | Расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов
Рассмотрим методы и примеры расчета предлагаемых нормативов образования отходов, которые по-преж... | Будущее отрасли обращения с отходами: тенденции, возможности, вызовы
C 4 по 7 октября 2021 г. проходил Мировой конгресс Международной ассоциации по твердым отходам (In... | Об отдельных вопросах организации деятельности по обращению с ТКО
Продолжение. Начало в № 12’2019
С прошлого года в большинстве субъектов Российской Федерации п... | Договор с регоператором для удаленных объектов. Часть 2
ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Как мы ранее выяснили, и регоператоры, и образователи отходов находя... | Новые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО
Поправки в закон № 89-ФЗ, приравнявшие сжигание ТКО к утилизации, вызвали
немало тревоги – несмот... | Мусорная реформа ТКО, или ловушка для хозяйствующих субъектов
На сегодняшний день мало кто не слышал про мусорную реформу, которая была запущена в нашей стране ... |
|
|
ООО "Завод МеталлПрофит"
Компания Завод МеталлПрофит оказывает услуги по металлообработке, изготовлению металлоконструкций и металлоизделий как по чертежам заказчика, так и по образцу. Также наше предприятие изготавливает вер...
ЗАО "Сибирский стекломонтаж"
Переработка РТИ, автопокрышек, установка "Константа-6"
ООО "Nazarov Systems"
Разработка и производство оборудования для очистки сильно загрязненных отходов полимеров. Изобретательская и инновационная деятельность.
ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
|