О медицинских отходах, плазменном пиролизе и неразговорчивых чиновниках 30.03.2006
Материал прочитан 1677 раз и оценен
0
Время от времени каждый из нас посещает поликлиники, больницы, где делают уколы, операции... А задумывались ли вы над тем, какие отходы образуются в медицинских учреждениях и куда потом деваются использованные шприцы, лекарственные упаковки, грязные бинты, вата и, простите за прямоту, ампутированные человеческие органы?
Помнится, несколько лет назад автору этих строк довелось собирать факты по этой деликатной теме, объезжая лечебные учреждения Казани. В институте травматологии, что на улице Горького, мне тогда откровенно признались, что у них большие проблемы с ампутированными человеческими органами, особенно с конечностями. Куда их девать, не в мусорный же бачок складывать? Пациентам после операции на полном серьезе предлагали взять с собой такую "часть себя" и самостоятельно ее захоронить, но редко кто (ведь это почти экстрим) соглашался на подобную процедуру. И потому всевозможные человеческие "запчасти" медики, вздыхая, складывали в мешки и везли захоранивать. А так как финансирование этого мероприятия отличалось скудостью или его вовсе не полагалось, кое-что до места назначения и не довозили, как у нас часто бывает с отходами. А ведь это непорядок не только с этической точки зрения, но и в плане безопасности (мало ли какую заразу таит в себе отсеченный человеческий орган)...
Решение этой проблемы за последнее десятилетие в республике, увы, так и не найдено. Если в развитых странах утилизация медицинских отходов является важнейшим направлением природоохранной деятельности, то в России ситуация с ними близка к критической. Весьма остро проблема стоит в Татарстане, и не случайно жесткий разговор на эту тему состоялся не так давно на заседании межведомственной комиссии по экологической безопасности, природопользованию и санитарно-эпидемиологическому благополучию республики. В заседании принял участие Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов.
Есть над чем задуматься: в РТ ежегодно выдается "на-гора" семь тысяч тонн медицинских отходов, 30 процентов из них имеют класс "Б" и "В" и считаются опасными и чрезвычайно опасными. Это биологические, химические и лабораторные отходы, рентгеновская пленка, одноразовые шприцы, резиновые перчатки, ампулы, всевозможные инфицированные материалы. Даже речи не может быть о том, чтобы все это, как обычный бытовой мусор, выбрасывать в урны или контейнеры и утилизировать по стандартной схеме. Медицинские отходы вообще не подлежат какой-либо переработке, самый верный и безопасный способ избавиться от них - сжечь дотла.
Только обычный костер для уничтожения медицинских отходов не годится. Наиболее эффективным и безопасным методом специалисты считают термическую деструкцию, при которой под действием сверхвысокой температуры происходит разложение сложных веществ на простые нетоксичные компоненты, при этом уничтожаются термостойкие, болезнетворные микроорганизмы. Как правило, в больших городах для уничтожения медицинских отходов используют работающие на мусоросжигающих заводах печи. Однако температура в них не превышает 1100 градусов, а этого, к сожалению, недостаточно для полного уничтожения медицинских отходов. Более того, после их сгорания при такой температуре могут образовываться вторичные токсичные вещества - диоксины и фураны, которые подавляют иммунную систему человека, вызывают тяжелые раковые заболевания. Самым оптимальным методом для уничтожения медицинских отходов ученые называют плазменный пиролиз, в установках на его основе - электродуговых плазмотронах - температура достигает 2000-4000 градусов Цельсия.
И это всем печкам печка! Неплохо иметь хотя бы по одной такой в крупных городах республики, не говоря уже о Казани. Но подобные агрегаты, как говорят, пока нам лишь снятся: в силу дороговизны приобрести их не в состоянии не только отдельные медицинские учреждения, но и Минздрав республики. Можно было бы, конечно, озадачить этой проблемой Экофонд республики, и попытки были, но Экофонд, как говорится, не резиновый, на нем висит масса всевозможных проектов, тоже очень важных и нужных. Так что пока ничего другого не остается, как избавляться от медицинских отходов дедовским методом, то есть закапывать их в землю. В Казани, например, это делают на Самосыровском полигоне ТБО, где выделен особый участок.
Правда, перед захоронением опасные отходы обрабатывают в паровом суховоздушном стерилизаторе или дезинфицируют, замачивая их в хлорсодержащем растворе. Считается, что после подобных процедур отходы становятся неопасными и их, предварительно упаковав в мешки или другую тару, можно предавать земле. И все же стоит признать, что это не отвечающий санитарно-гигиеническим нормам метод, которым мы вынуждены пользоваться в силу своей бедности и от которого развитые страны давно отказались.
Между тем еще в начале 90-х годов автору этих строк довелось принимать участие в презентации отечественной плазменной установки, предназначенной для уничтожения как медицинских отходов, так и любой другой опасной органики (например, павших от болезней, в том числе от сибирской язвы, животных). Вопрос этот в республике уже тогда стоял крайне остро. Тем более что в соответствии с Базельской конвенцией 1992 года отходы медицинских учреждений были отнесены к опасным и обращение с ними требовало особых мер предосторожности.
В Казани в обсуждении проекта принимали участие депутаты горсовета, руководители столичной администрации. Плазменная чудо-печь произвела на всех хорошее впечатление, понравилась компактностью, характеристиками и не очень высокой ценой по сравнению с зарубежными аналогами. Так что речь зашла о ее приобретении столицей Татарстана, продавцы и покупатели практически ударили по рукам, в газетах по этому поводу появились радостные сообщения. Увы, оптимизм оказался преждевременным. По каким-то неведомым причинам печку администрация Казани тогда так и не приобрела. И вопрос утилизации опасных медицинских отходов на долгие годы повис в воздухе. Лишь в июне 2002-го в целях реализации Закона РТ "Об отходах производства и потребления" в республике была утверждена комплексная программа по утилизации медицинских отходов учреждений и организаций здравоохранения на 2003-2007 годы.
Нормальная программа, четко разложившая по полочкам все виды данной деятельности, определившая ответственных за те или иные сферы. Сколько подобных актуальных программ медицинского и экологического направления было принято в нашей республике, какие надежды на них возлагались... Все упирается в финансирование, и коль его нет, то ни одна программа, будь она хоть наисовершенной, работать не будет и результатов не даст. Сегодня каждое лечебное учреждение утилизирует свои отходы само по себе, в силу своих финансовых возможностей. Кто-то приобретает установки для утилизации игл и шприцев, кому-то они не по карману. Хотя по большому счету можно было бы объединиться нескольким больницам, районам и приобрести подобное оборудование в складчину.
Так что, как ни пытаемся мы "отодвинуть" проблему, решать ее все равно придется. Не случайно сегодня столь пристальное внимание к утилизации медицинских отходов проявляют контролирующие органы, в первую очередь Министерство экологии и природных ресурсов РТ. Вот что говорит по этому поводу начальник отдела регулирования обращения с отходами производства и потребления МЭПР Ирина Нехорошкова:
- Обезвреживание медицинских отходов, которые содержат в себе инфицированный материал, радиоактивные и токсичные компоненты, - больная тема не только для Казани и других городов республики, но и для сельской местности. Ведь одних только ФАПов - фельдшерско-акушерских пунктов в наших селах насчитывается более 1800. Куда они девают свои отходы? Сегодня необходимо точно знать количественный и качественный состав образующихся в республике медицинских отходов для принятия грамотных решений по их удалению и утилизации. Федеральным законом от 31 декабря 2005 года субъектам Федерации переданы полномочия по ведению регионального кадастра отходов, который как раз и предусматривает работу в данном направлении. Предполагается создание банка данных об отходах, образующихся в республике, банка технологий их обезвреживания, переработки или утилизации, а также реализация наиболее значимых проектов в этой сфере.
По большому счету перед нами хоть и весьма оптимистичные, но лишь планы, которые неизвестно когда и как воплотятся в жизнь. К тому же Министерство экологии и природных ресурсов РТ, хочется вновь это напомнить, не обязано заниматься утилизацией каких-либо отходов, в том числе медицинских, его дело - контролировать процесс и принимать меры в случае выявления нарушений. А работать со своими опасными отходами должны непосредственно медики, для чего в Минздраве РТ, кстати, приказом министра К.Зыятдинова, в 2002 году создана служба, ответственная за охрану окружающей среды.
Непосредственно движением медицинских отходов в республике занимается при Минздраве отдел, которым руководит Виктор Куликов и которого я вознамерилась расспросить на этот предмет. Но тут неожиданно возникло препятствие, которое не позволило поставить точку в этом материале...
* * *
Позвонив В.Куликову и представившись, я попросила чиновника об интервью. Он тут же сослался на приказ (?) не давать никому никакой информации без ведома вышестоящего начальства и переадресовал меня в пресс-центр.
Не буду рассуждать о пользе и вреде подобных структур, которыми в последнее время отгородились от мира не только министерства, - эта тема требует отдельного разговора. Я связалась с вышеупомянутым пресс-центром и поставила его в известность о намерении встретиться с господином Куликовым. Затем договорилась лично с ним о встрече. Но когда на следующий день в назначенный час появилась в его офисе на улице Хади Такташа, то получила, мягко говоря, от ворот поворот. Мол, ничего не знаю, звонка от начальства с разрешением на "отпуск" информации не поступило, общаться с прессой отказываюсь... И вообще, заявил Куликов, в подобных ситуациях необходимо писать письмо на имя руководителя, ждать его разрешительной визы, а потом уж задавать вопросы специалисту и готовить материал.
Что тут скажешь? Если бы журналисты ежедневной газеты работали по такому сценарию, читатели бы нас просто не поняли. Да и вряд ли бы газета имела право именоваться оперативным изданием. Вот вам наш российский бюрократизм, как говорится, во всей красе!
Кряж Продажа резиновой крошки, утилизация шин, устройство травмобезопасных покрытий на основе резиновой крошки.
ЧеславполимерДон ООО утилизация загрязненной полигонной пленки полиэтиленового и полипропиленового составов
ООО "Национальная генерация" Проектирование и производство оборудования для комплексов по обезвреживанию неутилизируемых остатков ТКО, ила водоканалов и нефтешламов
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.