ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22210

ЖУРНАЛ ТБО (№11 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

podpiska

Главная страница / Новости индустрии бытовых отходов и использования вторичного сырья

Специальное заседание Совета по правам человека, посвященное проблемам утилизации мусора 29.08.2017


Материал прочитан 1194 раза и оценен
0

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 30 августа в 11:00 проведет специальное заседание, посвященное проблемам утилизации мусора.

В мероприятии примут участие члены Совета, представители профильных ведомств, эксперты, экологи и гражданские активисты. Планируется выступление с докладом министра природных ресурсов и экологии России Сергей Донского.

Аккредитация журналистов на специальное заседание СПЧ, посвященное проблемам утилизации мусора, проводится по электронной почте info@president-sovet.ru с 21 по 28 августа включительно. Позже указанных дат данные приниматься не будут. В заявке следует указывать фамилию, имя, отчество, должность сотрудников СМИ, аккредитуемых на мероприятие, и список оборудования, которое они планируют пронести (ноутбук, фотоаппарат, планшет, видеокамера, диктофон и т.д.).

ПРОБЛЕМНАЯ ЗАПИСКА

к специальному заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Обеспечение права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при обращении с отходами потребления»

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) обращается к теме обращения с отходами потребления, рассматривая ее в контексте обеспечения гарантированных Конституцией РФ прав каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду. Совет полагает, что решение проблемы отходов требует объединения усилий государства и гражданского общества, производителей и потребителей товаров и услуг, муниципальных властей, образовательных учреждений, субъектов общественного контроля и т.д.

1. Правовое регулирование сферы обращения с отходами

В 2014 г. в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – Закон об отходах) были внесены изменения, направленные на модернизацию сферы обращения с отходами в Российской Федерации. Планировалось, что в результате формирования правоприменительной практики будут достигнуты следующие цели: снижение образования отходов; внедрение системы раздельного сбора отходов, в т.ч. опасных; максимальный возврат отходов в производственный цикл; сокращение объемов отходов, направляемых на полигоны.

В п. 2 ст. 3 Закона об отходах закреплены (в порядке приоритетов с учетом минимизации неблагоприятных воздействий на окружающую среду и оптимизации эффективности использования ресурсов при предотвращении образования отходов и обращении с ними) основные направления государственной политики в сфере обращения с отходами:
- максимальное использование исходных сырья и материалов;
- предотвращение образования отходов;
- сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработка отходов;
- утилизация отходов;
- обезвреживание отходов.

Кроме того, в новой редакции Закона об отходах предусмотрены лицензирование, расширенная ответственность производителя (далее – РОП), экологический сбор и работа регионального оператора.

Законом об отходах установлена обязательность разработки и принятия на региональном уровне территориальных схем обращения (далее – ТСО) с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

В ходе выездных заседаний Совета было отмечено, что ТСО, разработанные в субъектах Российской Федерации, за исключением ТСО Пермского края, выполнены с нарушениями Закона об отходах, поскольку предусматривают неуклонный рост объемов образования отходов, что противоречит указанным выше приоритетам государственной политики. Вместе с тем, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования были согласованы все ТСО, не имеющие целевых показателей и мероприятий по снижению образования отходов.

В ТСО Пермского края поставлена задача по снижению образования отходов, а также трехкратного роста доли утилизируемых (используемых) отходов к 2026 г. с учетом ориентированности на извлечение вторичного сырья у источника образования отходов для его дальнейшего вовлечения в производственный цикл и минимизацию объемов захоронения отходов; утвержден порядок внедрения раздельного сбора с целевым индикатором «доля населения, охваченного раздельным сбором, %», предусматривающим ежегодное увеличение инфраструктуры раздельного сбора отходов. На территории Пермского края в качестве перспективной принята система раздельного сбора в три контейнера.

2. Технологические решения проблемы обращения с ТКО

В сложившихся условиях перед органами государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации основной задачей при формировании нормативно-правовой базы по обращению с ТКО является минимизация издержек – финансовых, временных, операционных.

Альтернативой захоронению мусора как наиболее распространенному, но не самому практичному ввиду объективной ограниченности территориальных ресурсов, способу обращения с ТКО предполагается сжигание отходов, однако данный вариант также имеет свои недостатки (выработка токсичных золы и шлака, также требующих последующего захоронения; сложности в поиске финансовых ресурсов для строительства мусоросжигательных заводов (далее – МСЗ) на муниципальном и региональном уровне.

Практика показывает, что наиболее оптимальной схемой переработки смешанных ТКО является: «сортировка – механико-биологическая обработка смешанных отходов – прессование смешанных отходов – захоронение» (с извлечением вторичного сырья и снижением газообразования и объемов ТКО, подлежащих размещению на полигонах).

Массовое внедрение раздельного сбора ТКО по фракциям: «сухие», «влажные» и «неперерабатываемые» позволит осуществить перевод деятельности уже созданных предприятий по сортировке и механобиологической переработке отходов на прием раздельно собранных отходов, в результате чего последовательная работа с единым потоком отходов превратится в схему параллельной обработки трех различных видов отходов с минимизацией соответствующих финансовых издержек. Последовательная схема переработки смешанных отходов позволяет сократить объемы отходов в 8 раз (до 12,3% от первоначального количества), в то время как переработка уже рассортированных отходов – в 25 раз (до 4%).

Затраты на сжигание 1 кубометра мусора при снижении объемов ТКО до 10% от первоначальных на 50% превышают затраты на переработку смешанных отходов и примерно на 600% – раздельно собранных отходов, что свидетельствует о низкой экономической эффективности данного метода.

3. Нарушения прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при обращении с ТКО

В Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека поступают многочисленные обращения граждан Российской Федерации, связанные с жалобами на обращение с ТКО. Наибольшую обеспокоенность граждан вызывают планы строительства новых полигонов ТКО и мусоросжигательных заводов.

В частности, граждан беспокоит потенциальное нарушение их прав на благоприятную окружающую среду, создание дополнительной антропогенной нагрузки в местах их постоянного проживания и отсутствие объективной и адекватной информации о планах строительства потенциально экологически опасных промышленных объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Вопросы функционирования существующих полигонов ТКО, а также связанные с планами по строительству новых полигонов по захоронению ТКО, ранее уже вызывали определенную социальную напряженность. В частности, в 2008 г. в результате действий инициативной группы населения городского округа Мытищи Московской области, выразивших протест в отношении строительства МСЗ в черте населенного пункта, удалось обратить внимание муниципальных органов власти на необходимость реализации эффективной и экологически оправданной схемы обращения с отходами, предусматривающей раздельный сбор и переработку отходов в полезную продукцию. В целях сокращения объемов захоронения отходов и снижения негативного воздействия на окружающую среду Совет депутатов г.о. Мытищи принял муниципальную программу перехода на раздельный сбор бытовых отходов, предусматривающую поэтапное закрытие всех мусоропроводов и создание инфраструктуры для раздельного сбора отходов в многоквартирных домах. В результате реализации программы до 80% всех мусорных площадок городского округа Мытищи оборудовано инфраструктурой раздельного сбора ТКО, на полигоне «Коргашино» создана станция сортировки и компактирования отходов, что позволило снизить объем захораниваемых ТКО до 10-15% без строительства нового полигона и сжигания отходов.

Представляется, что ТСО Республики Татарстан и Московской области, не проходившие Государственную экологическую экспертизу, не учитывают озабоченность населения. В данных документах отражаются целевые показатели, свидетельствующие о максимально широком распространении уничтожения ТКО посредством применения технологий сжигания, что подтверждается наличием в ТСО проектных мощностей по генерации энергии за счет сжигания ТКО.

Рабочей группой по обращению с отходами Экспертного совета при Министерстве экологии и природопользования Московской области была проведена экспертиза ТСО Московской области, заключением которой от 25.10.2016 г. подтверждено, что «территориальная схема Московской области противоречит действующим нормативно-правовым актам, стандартам и правилам, не учитывает принципиальные аспекты схемы обращения отходов в Московской области и должна быть доработана до представления на утверждение Правительству Московской области». Вместе с тем, документ доработан не был, а само указанное заключение не получило надлежащей оценки профильных органов государственной власти.

В ТСО Московской области декларируется создание системы мер по внедрению пилотных проектов по раздельному сбору отходов, однако прогнозные показатели свидетельствуют об отрицательной динамике объемов утилизации при блокировке вторичной переработки и одновременном резком росте мощностей для термического обезвреживания отходов при появлении мощностей по генерации энергии.

ТСО Московской области предусматривает проектные мощности для ТКО, поступающих из г. Москвы: «Текущие и перспективные потребности в обезвреживании и размещении отходов Московской области и г. Москвы возможно обеспечить за счет строительства 4-х мусороперерабатывающих заводов мощностью 700 тыс. т. каждый. [...] Половина мощности заводов будет зарезервирована для термического обезвреживания ТКО, поступающих из Москвы». Вместе с тем, сама ТСО не отражает количественных позиций в отношении ТКО, поступающих из г. Москвы. При этом, в ТСО г. Москвы не заложены целевые показатели по сбору и извлечению вторичного сырья, не предусмотрены мероприятия по внедрению раздельного сбора отходов.

Целевые показатели ТСО Московской области не предусматривают развитие системы сбора опасных отходов, образующихся у населения и попадающих в состав ТКО (ртутные приборы, химические источники тока, лекарства, лакокрасочные отходы и т.д.). Обезвреживание таких опасных отходов путем сжигания несет опасность для жизни и здоровья населения и способно причинить значительный вред окружающей среде.

Согласно данным Министерства строительства Республики Татарстан (письмо №01-10-1155 от 24.01.2017г.), из 600 тыс. тонн отходов в год, планируемых к поступлению на МСЗ, на сжигание будут отправлены только отходы, прошедшие сортировку (90% от общего объема), что свидетельствует, в противоречие с приоритетами государственной политики в данной сфере, о приоритете сжигания ТКО над иными способами утилизации отходов на территории Республики Татарстан.

На сегодняшний день складывается тенденция превалирования методов термического обезвреживания ТКО над иными.

Основными методиками, направленными на формирование у населения благоприятного отношения к распространению МСЗ в субъектах Российской Федерации, являются:

- сопоставление двух типов объектов по утилизации отходов – МСЗ и свалок без комплексного сравнительного анализа преимуществ раздельного сбора отходов (далее – РСО) в контексте реализации приоритетов государственной политики в сфере обращения с отходами, предусмотренных п. 2 ст. 3 Закона об отходах;

- доведение до населения информации о необходимости дополнительных мощностей генерации электрической и тепловой энергии без учета существующего в России профицита энергии в 20 ГВт (письмо Минэкономразвития России № 31143-НП/ДО7);

- использование доводов об отсутствии необходимости дальнейшего использования существующих свалок при игнорировании того факта, что в процессе эксплуатации МСЗ образуются зола и шлак в объеме до 30% от первоначального объема мусора, однако имеющие уже более высокий класс опасности и требующие размещения на специализированных полигонах;

- игнорирование позитивного опыта обращения с ТКО с последующей реализацией вторичного сырья, вовлечения населения и изменения модели потребления в ряде субъектов России (Республика Мордовия, Республика Удмуртия, Оренбургская область, Пермский край и т.д.);

- попытки обращения к успешному зарубежному опыту использования МСЗ без учета специфики исторически сложившихся моделей сбора и утилизации ТКО, а также уровня рециклинга. Закрепление за МСЗ статуса объектов для «снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду» приводит к дальнейшему предоставлению им государственной поддержки посредством применения «зеленого» тарифа (постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2017 г. № 240, распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.02.2017 г. № 354-р, № 355-р) в ущерб программам по возобновляемым источникам энергии, таким как солнечная, ветряная, гидроэнергетика и др.

Вместе с этим, в Коммюнике Европейской комиссии COM (2017) 34 final от 26.01.2017 г. содержатся рекомендации о нежелательности поддержки функционирования существующих МСЗ и отсутствии необходимости строительства МСЗ в регионах, где они ранее отсутствовали. МСЗ рассматривается как препятствие к устойчивому развитию во всех его аспектах в рамках выполнения задачи повышения объемов возврата отходов в производственный цикл как необходимого условия перехода к циклической экономике.

Резюмируя вышесказанное, Совет приходит к выводу о необходимости всестороннего и открытого обсуждения перспектив государственной политики в сфере обращения с отходами при широком участии структур гражданского общества





Обсудить новость в форуме


Девять региональных операторов по обращению с отходами будут работать в Нижегородской области в 2018 году 29.08.2017 Росприроднадзор проводит проверку по фильму Аркадия Мамонтова "Ядовитый бизнес-2" 29.08.2017

Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
Новая система обращения с промышленными отходами
В этом году в России стартовала реформа в сфере обращения с промышленными отходами. В составе нац...
Чем дальше, тем страшнее: нюансы мусорной реформы
С развитием мусорной реформы все чаще проявляются подводные камни, связанные с соблюдением требов...
PAYT как экономический стимул производить меньше отходов
Статья имеет целью раскрыть содержание подхода PAYT, показать наиболее яркие примеры его применения ...
Систематизация данных об отходах на предприятии
В соответствии со ст. 3 приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка у...
Переработка многослойной гибкой полимерной упаковки
Многослойная гибкая полимерная упаковка составляет значительную часть упаковочных материалов. Если...
НООЛР: разработка, утверждение, особенности административной ответственности
Разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является одной из обязанност...
Что лежит в контейнере, или в чем опасность неопасных ТКО
В прошлой статье цикла мы выяснили, что ТКО – это малоопасные и неопасные отходы IV и V классов оп...
Проблематика законодательства глазами регоператора. Часть 3
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с регоператором, в...



КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
AMV Trans Ltd
Импорт и продажа новой и б/у грузовой техники из Европы Предоставление в аренду крупнотоннажной грузовой техники для транспортирования ТКО

ООО НПП "НАПТОН"
Комплексное экологическое сопровождение индивидуальных предпринимателей. При заключение договора на осуществление данной услуги за Вами закрепляется персональный инженер-эколог, который будет курирова...

ИП
Наша организация заинтересованна в приобретении вторичной гранулы ПНД-276, объем потребления до 100 тонн в месяц, сырье необходимо под синий закрас.(натуральная, светлая, голубая, синяя).

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Sun, 17 Nov 2024 16:18:59
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения