"Дело N А58-9931/2018 по кассационной жалобе муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" городского округа "город Якутск" на решение Арбитражного суда Республики Саха"
Материал прочитан 687 раз и оценен
0
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата рассмотрения: 17.08.2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2019 года
Дело N А58-9931/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кадниковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" городского округа "город Якутск" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 февраля 2019 года по делу N А58-9921/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Устинова А.Н., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" городского округа "город Якутск" (ОГРН 1111435006935, ИНН 1435242617, г. Якутск; далее - МУП "Жилкомсервис", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 10.10.2018 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутское УФАС России, антимонопольный орган) о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 02-154/18-19.5-1, предусмотренном частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 февраля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2019 года, в удовлетворении требований отказано.
МУП "Жилкомсервис" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не учли, что в соответствии с предписанием подлежали исключению персональные данные физических лиц при наличии одновременно двух условий: если договоры на вывоз ТБО не заключены и физическими лицами не производилась оплата и не совершались иные действия, свидетельствующие о неисполнении договора; в отношении физических лиц, проживающих по семи адресам, с которыми не заключены договоры, доказательства того, что эти лица не осуществляли оплату, отсутствуют; во исполнение предписания предприятием в адрес публичного акционерного общества (ПАО) "Якутскэнерго" (агент) было направлено письмо с просьбой исключить из программного обеспечения персональные данные 1 806 физических лиц, в том числе 794, указанных в оспариваемом постановлении, в ответ на которое ПАО "Якутскэнерго" сообщило об исключении персональных данных; письма агента о снятии начислений не свидетельствует о неисполнении предписания, у предприятия отсутствует доступ к программному обеспечению ПАО "Якутскэнерго".
В отзыве на кассационную жалобу Якутское УФАС России считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 июня 2019 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы предприятия отложено на 23 июля 2019 года на 11 часов 00 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
После отложения судебное разбирательство продолжено в том же составе судей.
Представители лиц, участвующих в деле, участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Якутского УФАС России от 26.12.2016 по делу N 02-22/16А МУП "Жилкомсервис" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В решении антимонопольный орган установил, что в отсутствие договорных отношений в адрес физических лиц (собственников ИЖС г. Якутска и мкр. Марха) поступают платежные документы, что свидетельствует о навязывании условий о необходимости оплаты услуг МУП "Жилкомсервис" неопределенному кругу потребителей. Кроме того, антимонопольный орган посчитал, что интересы неопределенного круга лиц нарушаются тем, что предприятием используются и передаются третьим лицам персональные данные физических лиц, проживающих на территории Якутского городского округа, применяемые в целях формирования счетов-квитанций и вводимых в данные программного обеспечения Агента (ПАО "Якутскэнерго"), предусмотренного положениями агентского договора, заключенного между предприятием и ПАО "Якутскэнерго" об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, направленных на погашение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) от 01.01.2014.
Согласно предписанию антимонопольного органа от 26.12.2016 по делу N 02-22/16А предприятие обязано в течение 60 дней с момента получения решения по делу N 02-22/16А и предписания прекратить установленное указанным решением нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем, в том числе совершения действий, направленных на исключение из Программного обеспечения Агента, предусмотренного положениями агентского договора, заключенного между предприятием и ПАО "Якутскэнерго" об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, направленных на погашение денежных обязательств перед поставщиками по оплате товаров (работ, услуг) от 01.04.2014, персональных данных физических лиц, с которыми предприятие договоры на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов от санитарной точки (контейнерным способом) не заключены, и которыми не осуществлены действия по выполнению условий (уплата соответствующей суммы и т.п.) договора на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов от санитарной точки (контейнерным способом), размещенного в качестве публичной оферты на официальном сайте МУП "Жилкомсервис" www.mupgks.ru (пункт 1.1).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 мая 2017 года по делу NА58-865/2017, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2018 года, предприятию отказано в признании указанного предписания незаконным.
С учетом даты принятия постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа предписание антимонопольного органа должно было быть исполнено предприятием не позднее 23.04.2018.
12.04.2018 в Якутское УФАС России поступило письмо предприятия от 11.04.2018 N 518 об исключении из программного обеспечения ПАО "Якутскэнерго" персональных данных физических лиц, с которыми предприятие договоры на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов от санитарной точки (контейнерным способом) не заключены, и которыми не осуществлены действия по выполнению условий (уплата соответствующей суммы и т.п.) договора на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов от санитарной точки (контейнерным способом), размещенного в качестве публичной оферты на официальном сайте МУП "Жилкомсервис" www.mupgks.ru.
Между тем 16.07.2018 в Якутское УФАС России поступило заявление физического лица на действия предприятия по направлению на имя данного лица необоснованных счетов-квитанций на оплату услуг вывоза мусора с зоны его индивидуальной жилой застройки, находящейся по адресу: Якутск, мкр. Марха, ул. Луговая, 22.
По результатам проведения административного расследования, в ходе которого рассмотрены данное заявление, представленные ПАО "Якутскэнерго" список адресов, которые оплачивают счета за вывоз мусора (всего 105 адресов), представленные предприятием копии договоров, заключенные с ИЖС мкр. Марха по вывозу мусора, антимонопольный орган установил, что заявитель не заключал договор с МУП "Жилкомсервис" и фактически не производил оплату за оказанные услуги, однако его персональные данные не были исключены из программного обеспечения ПАО "Якутскэнерго".
По агентскому договору ПАО "Якутскэнерго" выставляет счета на оплату услуг МУП "Жилкомсервис" по 1 156 адресам, предприятие представило 257 договоров, из которых 7 недействительны, фактически оплату производит 105 адресов, следовательно, с 801 собственником ИЖС договоры не заключены и владельцы не осуществляют оплату услуг. Таким образом, предприятие, не исключив из программного обеспечения ПАО "Якутскэнерго" персональные данные физических лиц (801 физическое лицо), с которыми договоры не заключены, и, выставляя данным физическим лицам после 12.04.2018 счета на оплату услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов, нарушило часть 1 статьи 51 Закона о защите конкуренции. Следовательно, предписание антимонопольного органа от 26.12.2016 по делу N 02-22/16А не исполнено.
По данному факту антимонопольным органом 28.09.2018 в отношении предприятия составлен протокол N 02-154/18-19.5-1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Постановлением Якутского УФАС России от 10.10.2018 N 02-154/18-19.5-1 МУП "Жилкомсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения предприятия в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с названным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности антимонопольным органом наличия в действиях предприятия состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого предпринимателю правонарушения, а также отсутствия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости снижения размера штрафа.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Статьей 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольных органов отнесена выдача хозяйствующим субъектам в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, обязательных для исполнения предписаний, в том числе о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Согласно статье 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность (части 1, 2).
Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения.
Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства (часть 4).
Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок (статья 36 Закона о защите конкуренции).
Частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
При рассмотрении дела N 02-22/16А антимонопольным органом установлено, что МУП "Жилкомсервис" занимает доминирующее положение на рынке услуг транспортировки (вывоза) и размещения (утилизации) твердых/коммунальных отходов физических лиц зон индивидуальной жилой застройки на территории ГО "город Якутск" с долей 100 процентов по услугам размещения (утилизации) ТБО, с долей 91, 32 процента по услугам вывоза (транспортировки) ТБО.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что агент предприятия - ПАО "Якутскэнерго" выставляет счета на оплату услуг предприятия по 1 156 адресам; при этом МУП "Жилкомсервис" заключило договоры на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) ТКО от санитарной точки (контейнерным способом) с жильцами мкр. Марха только по 257 адресам. 7 договоров из 257 договоров являются недействительными по тем или иным причинам. Фактически производится оплата за вывоз мусора предприятию по 105 адресам мкр. Марха. Таким образом, предприятие не исключило из программного обеспечения персональные данные 801 физического лица (1156 - (257 - 7 - 105), в том числе не исключены персональные данные лица, обратившегося с заявлением в антимонопольный орган.
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Таким образом, обоснованы выводы судов о доказанности наличия в действиях предприятия объективной стороны и события вменяемого правонарушения.
Доводы заявителя кассационной жалобы об исполнении предписания не могут быть приняты во внимание, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, и имеющимся в деле доказательствам.
Факт неисполнения предприятием предписания Якутского УФАС России в определённый срок в части исключения персональных данных подтверждается также перепиской между предприятием и агентом ПАО "Якутскэнерго" о снятии начислений по статье "Вывоз сухого мусора" по тем или иным причинам после получения ответа ПАО "Якутскэнергосбыт" 10.04.2018, из которой следует, что после этой даты физическим лицам продолжали начислять плату за услуги по вывозу мусора.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам оценки материалов дела и доводов сторон, суды установили отсутствие достаточных доказательств, подтверждающих надлежащее принятие предприятием необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, и отсутствие возможности для их соблюдения.
Учитывая изложенное, суды правомерно признали доказанным наличие в действиях (бездействии) МУП "Жилкомсервис" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 февраля 2019 года по делу N А58-9921/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.