"Дело № А05-3743/2017 по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области"
Материал прочитан 984 раза и оценен
0
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата рассмотрения: 11.10.2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
02 октября 2017 года
г. Вологда
Дело № А05-3743/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 октября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
при участии от акционерного общества «Архангельский ликеро-водочный завод» Слюсарь О.В. по доверенности от 01.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 июня 2017 года по делу № А05-3743/2017 (судья Шишова Л.В.),
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Архангельский ликеро-водочный завод» (ОГРН 1022900516110; ИНН 2900000293; место нахождения: 163001, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 120; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (ОГРН 1042900024562; ИНН 2901127831; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 14; далее - управление) о признании недействительным решения от 28.12.2016 № 800 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещении отходов I-IV класса опасности (в части транспортирования отходов IV класса опасности).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 июня 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. Указывает, что отходы 4 класса опасности, для транспортирования которых общество обратилось с соответствующим заявлением о предоставлении лицензии, образуются исключительно во время собственной производственной деятельности заявителя, что следует их паспортов на отходы и санитарно-эпидемиологического заключения № 29.01.0.000.М.000502.08.16. На основании этого общество считает, что оно не осуществляет и не планирует осуществлять регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми отходами и соответственно это исключает, по его мнению, применения к нему требований Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156. Полагает, что доводы управления о транспортировке отходов 4 класса опасности исключительно мусоровозами не основан на нормах права.
Управление о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить в связи с неправильным применение норм материального права.
Как следует из материалов дела, общество 20.10.2016 обратилось в управление с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов IV класса опасности, указав адрес осуществления лицензируемого вида деятельности город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 120.
Уведомлением от 21.10.2016 № 7840 управление сообщило обществу о необходимоcти устранения выявленных нарушений в заявлении о предоставлении лицензии и предоставления дополнительных документов.
Общество во исполнение данного уведомления 02.11.2016 представило в управление откорректированные документы: заявление от 02.11.2016 № 535 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса, копию приказа о назначении ответственного лица за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности от 01.07.2016 № 144/2-п.
На основании распоряжения от 23.11.2016 № 381-р управлением в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка с целью оценки соответствия объектов и работников лицензионным требованиям, по итогам которой был составлен акт проверки от 28.12.2016 № 295-391/2-2016.
В разделе «Наличие у соискателя лицензии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям» акта проверки управлением отражено наличие у общества на праве аренды специально оборудованного транспортного средства - самосвала на базовом шасси ЗИЛ-45085 (г/н В841 ВР 29), оборудованного открытым кузовом (объем кузова 3.8 куб.м). Также в акте отражено, что загрузка отходов водителем осуществляется ручным способом навалом (водитель общества имеет профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами), разгрузка на объекте размещения отходов механизирована, с целью недопущения просыпа планируемых к транспортированию отходов IV класса опасности кузов самосвала оборудован тентом. Транспортное средство в ходе выезда на предприятие осмотрено, находится в технически исправном состоянии.
Приказом управления от 28.12.2016 № 800 на основании подпунктов 1 и 2 пункта 7 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ), подпункта «в» пункта 3, подпункта «в» пункта 6 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее - Положение № 1062), Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденным проставлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2011 № 272 (приложение 10), ГОСТа 27415-87 «Мусоровозы. Общие технические требования», ГОСТ EN 1501-2-2012 «Мусоровозы с боковой загрузкой» обществу в предоставлении лицензии отказано в связи с наличием в представленных соискателем лицензии документах недостоверной информации и установленным в ходе проверки несоответствием соискателя лицензии лицензионным требованиям, поскольку у соискателя лицензии отсутствует специально оборудованные и снабженные специальными знаками транспортные средства, необходимые для выполнения заявленных работ (протокол заседания лицензионной комиссии от 27.12.2016 № 14).
Уведомлением от 28.12.2016 № 10010 управление сообщило обществу об отказе в предоставлении лицензии.
Полагая решение управления, оформленное приказом от 28.12.2016 № 800, незаконным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав незаконным оспариваемое решение управления.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
Под транспортированием отходов понимается их перемещение с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (статья 1 Закона № 89-ФЗ).
Как следует из пункта 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ и пункта 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 99-ФЗ в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
В силу части 2 статьи 19 Закона № 99-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 настоящего Закона, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
Пунктом 5 статьи 19 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 настоящего Закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа (пункт 2 статьи 14 Закона № 99-ФЗ).
В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии (часть 6 статьи 14 Закона № 99-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 14 Закона № 99-ФЗ основанием отказа в предоставлении лицензии является: 1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; 2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; 3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
При этом в силу статьи 3 Закона № 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; под лицензируемым видом деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регулируется Положение № 1062.
Согласно подпункту «в» пункта 3 Положения № 1062 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
К заявлению о предоставлении лицензии соискатель лицензии прилагает для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям (подпункт «в» пункта 6 Положения № 1062).
Следовательно, исходя из указанных норм, лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности (работ, услуг).
Как следует из отзыва на апелляционную жалобу управления и пояснений представителя заявителя, общество не осуществляет и не планирует осуществлять вид деятельности – оказание работ, услуг по транспортировке отходов I - IV классов опасности. Общество планирует транспортировать на полигон отходы 4 класса опасности, которые образуются исключительно во время его производственной деятельности.
Исходя из указанных норм, на осуществление транспортировки отходов собственного производства получение лицензии не требуется.
Также отказ управления в выдаче обществу лицензии для осуществления лицензируемого вида деятельности - работ по транспортированию отходов I - IV классов, не нарушает его прав и интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку заявитель не осуществляет и не собирается осуществлять данный вид деятельности.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 16 Закона № 89-ФЗ порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности (далее - порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности), устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Указанный порядок в рассматриваемый период и на дату рассмотрения дела в суде уполномоченным органом принят не был.
Вместе с тем Федеральной службой в сфере природопользования в письме от 17.11.2015 № АС-03-03-36/20364 разработаны Методические рекомендации по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в которых Росприроднадзору до принятия и вступления в законную силу порядка транспортирования отходов I - IV классов опасности рекомендовано при проверке соответствия соискателей лицензий и лицензиатов требованиям подпункта «в» пункта 3 Положения о лицензировании обращать внимание соискателей и лицензиатов на необходимость соблюдения в частности требований следующих нормативных правовых актов и положений ГОСТ: постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее – Правила № 272); Приказа Минтранса России от 08.08.1995 № 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»; Приказа Минтранса России от 04.07.2011 № 179 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов», ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав) специализированное транспортное средство - транспортное средство, предназначенное и оборудованное для перевозки определенных видов грузов.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 272 перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и указанными Правилами.
В приложении 10 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом № 272 определен перечень специализированных транспортных средств, в который включены транспортные средства – мусоровозы, а также транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов в соответствии с ДОПОГ (MEMU, EX/II, EX/III, FL, OX, AT).
Согласно Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.1995 № 73, опасные грузы - это вещества, изделия из них, материалы, отходы производственной или иной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности, которые не допускаются к перевозке согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) или допускаются к ней только с соблюдением предписанных в ДОПОГ условий.
Данный приказ отменен приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.09.2016 № 262.
В то же время Приказом № 262 внесены изменения в Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 № 7, а именно Правила дополнены пунктом 60.1, согласно которому безопасность перевозки опасных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщении обеспечивается соблюдением следующих специальных требований: осуществление перевозки веществ и изделий, которые допускаются к перевозке только с соблюдением предписанных в приложениях A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее - ДОПОГ) условий. Перечень опасных грузов приведен в главе 3.2 ДОПОГ.
Обществом в заявлении о предоставление лицензии заявлено выполнение работ по транспортированию отходов IV класса опасности, а именно отходов кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие, мусора от офисных и бытовых помещений организаций (исключая крупногабаритный), мусора и смет производственных помещений малоопасный, смет с территории предприятия малоопасный.
В соответствии с ГОСТом 19433-88 к IV классу опасных грузов относятся легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ).
Согласно Технологическому регламенту по транспортировке отходов 4 класса опасности, утвержденному директором заявителя 20.07.2016, в компонентный состав указанных отходов в частности входит бумага, полимерные материалы, пищевые остатки, металл, полиэтилен, ткань х/б, картон, пластик (пропилен), полимерные материалы, растительные остатки, которые включены в Перечень опасных грузов, приведенного в главе 3.2 ДОПОГ.
В данном случае, заявленное транспортное средство не соответствует требованиям, установленным ДОПОГ в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов.
Также данное транспортное средство не снабжено специальными знаками, что не оспаривается обществом.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что обществу правомерно отказано в предоставление лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещении отходов I-IV класса опасности, и данный отказ не нарушает его прав и интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с этим решение суда первой инстанции следует отменить, обществу отказать в признании недействительным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области от 28.12.2016 № 800 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещении отходов I-IV класса опасности (в части транспортирования отходов IV класса опасности).
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 июня 2017 года по делу № А05-3743/2017 отменить.
Отказать акционерному обществу «Архангельский ликеро-водочный завод» в признании недействительным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области от 28.12.2016 № 800 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещении отходов I-IV класса опасности (в части транспортирования отходов IV класса опасности).
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
ООО "РОСА-1" В регионах России осуществляем сбор (покупку/утилизацию) отработанных масел любых групп (моторное, индустриальное, смеси нефтепродуктов отработанные и т.д.).
ГОСТ 21046-86
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.