Челнинцы каждый месяц спасали по 900 деревьев
Прошло полгода с тех пор, как жители Челнов стали учиться собирать отходы по фракциям и складывать их в специальные контейнеры. Главный идеолог проекта Николай Атласов в своей статье подводит итоги акции, рассуждает об истоках вандализма, о проявлении ментальной патологии в сознании протестующих против раздельного сбора мусора и о спасенных «легких города».
ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕСА, ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ
21 ноября 2015 года в Набережных Челнах стартовала экологическая акция «Зеленая улица». Ее основная цель – привлечь внимание жителей города к раздельному сбору отходов. Эта акция начиналась по инициативе двух челнинских предприятий – ООО «ПромИндустрия» и Картонно-бумажный комбинат им. Титова. С тех пор прошло полгода, и можно подвести некоторые итоги. Могу сказать, что предварительные результаты нашей акции выглядят достаточно оптимистично. И дело не только в том, что создаются оптимальные условия для реализации успешного бизнес-проекта. Наша акция формирует благоприятную атмосферу взаимодействия на принципах сотрудничества между бизнесом, обществом и властью. Кроме того, она способствует продвижению в массы стандартов высокой экологической культуры.
Мой опыт работы в бизнесе – в сфере переработки отходов – сформировал во мне убеждение, что удачным можно назвать тот бизнес-проект, результаты которого максимально сочетают в себе частный интерес и общественную пользу. При этом мое понимание общественной пользы означает не только достижение результатов, удовлетворяющих потребности людей, но также максимальное вовлечение людей в сам процесс достижения этих результатов. Люди должны непосредственно ощущать сопричастность к тем проектам, которые порождают общественную пользу.
Конечно, всяческих похвал достойны местные власти и компании, которые, к примеру, реализуют программу благоустройства дворов – строят новые детские и спортивные площадки, озеленяют общественное пространство, формируют новые стандарты дворовой среды обитания. Однако общественная польза от этих проектов была бы намного больше, если бы их реализация осуществлялась с привлечением самих жителей (хотя бы в рамках предварительного обсуждения проектов благоустройства дворов, а может быть, их посильного участия).
Мне могут возразить, мол, мы, граждане, платим налоги, поэтому власть и так должна обеспечить нам достойное существование в наших дворах. Не отрицая определенной обоснованности такой точки зрения, все же отмечу, что без вовлеченности самих жителей в процесс благоустройства дворов невозможно добиться максимальной общественной пользы. Мало благоустроить дворы, в дальнейшем их нужно поддерживать в таком же состоянии. А этого нельзя добиться без участия самих жителей. Именно вовлеченность в процесс благоустройства способна сформировать у жителей позитивную привязанность к плодам этого благоустройства. И такие люди уже никогда не будут заниматься вандализмом. А проявления вандализма пока еще часто встречаются в нашей жизни. И психология налогоплательщика, к сожалению, отнюдь не всегда служит им преградой.
Именно в этом контексте следует рассматривать наш проект – экологическую акцию «Зеленая улица». Смысл ее не только в том, чтобы расширить возможности бизнеса в сфере переработки отходов. Не меньшее значение имеет то обстоятельство, что наша акция способствует вовлечению жителей города в процесс сохранения окружающей природы и улучшения среды их обитания.
Само название акции – «Зеленая улица» – далеко не случайно. Помимо сбора металлов, пластика и полиэтилена основной акцент в ходе ее реализации сделан на сборе макулатуры. С советских времен известно утверждение, что 100 кг макулатуры спасают одно дерево. Так что партнерство бизнеса и общества в рамках подобных акций способствует формированию общественной пользы, выраженной и в сохранении зеленых насаждений, и в уменьшении количества мусора на улицах, и в сокращении размеров мусорных свалок, залежи которых отравляют почву, воду и воздух.
Впрочем, это партнерство не стало бы полноценным без участия власти. В советский период именно власть была главным инициатором общественно-полезных начинаний. Позже, с наступлением социального раскрепощения, главным источником таких инициатив стали общественные структуры, бизнес и просто активные граждане. Однако эти изменения отнюдь не умаляют значения власти, особенно в наших российских условиях. Так что очень важно, чтобы реализация общественно-значимых инициатив осуществлялась на условиях трехстороннего партнерства бизнеса, общества и власти.
90 ТОНН МАКУЛАТУРЫ – ЭТО 900 СПАСЕННЫХ ДЕРЕВЬЕВ
Акция «Зеленая улица» уже на начальном этапе реализации встретила полное понимание и активную поддержку у руководства города, прежде всего мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева. Он принял активное участие в стартовой акции, состоявшейся в микрорайоне Бумажников 21 ноября 2015 года, а также в последующих мероприятиях. Поддержка «Зеленой улице» также оказывается Прикамским территориальным управлением министерства экологии и природных ресурсов РТ в лице Наиля Гарипова.
Акция «Зеленая улица» реализуется по двум направлениям. Одно из них – это установка металлических контейнеров для раздельного сбора отходов. К настоящему времени в Набережных Челнах пока установлено 5 таких контейнеров (в дополнение к действующим на коммерческой основе 15 приемным пунктам), хотя всего их планируется установить около 100 до конца этого года. Процесс установки контейнеров был бы более быстрым, если бы не ряд проблем, обусловленных реализацией изменений федерального законодательства в сфере обращения с отходами.
Офисный контейнер для сбора бумаги
Второе важное направление деятельности в рамках «Зеленой улицы» – это сбор макулатуры в детских садах, школах и других бюджетных учреждениях города. При поддержке управления образования и других структурных подразделений мэрии Набережных Челнов в этих учреждениях были установлены специальные офисные контейнеры для сбора бумаги – всего более 1,5 тысяч.
Собранная макулатура направляется в ООО «ПромИндустрия», где осуществляется ее сортировка и прессование, после чего данное сырье направляется на КБК им. Титова для последующей переработки. На деньги, полученные от продажи сырья, закупаются произведенные на КБК товары санитарно-гигиенического назначения. Эти товары затем направляются в детские сады, школы и другие бюджетные учреждения, участвующие в акции, количество определяется исходя из объема сданной макулатуры.
В обмен за сданную макулатуру участники акции «Зеленая улица» получают товары санитарно-гигиенического назначения
Конечно, объемы сданной макулатуры различаются в зависимости от типа учреждения. Тем не менее приоритетным является вопрос расширения участников акции и создания дополнительных стимулов. В настоящее время совместно с городскими властями рассматривается вопрос создания призового фонда: наиболее активные участники акции (детские сады, школы, иные учреждения) будут награждаться призами.
Думаю, для многих очевидна общественная польза проекта «Зеленая улица». Она проявляется не только в экологической плоскости, о чем говорилось выше. Не менее важен и экономический аспект. Отходы, которые могли бы попасть на мусорную свалку, были пущены во вторичный оборот, способствуя тем самым росту объемов производства и формированию добавленной стоимости. Я уже не говорю о таких аспектах, как поддержка собственного товаропроизводителя и расширение налогооблагаемой базы. Конечно, с учетом нынешних масштабов акции «Зеленая улица» пока сложно говорить о значительном экономическом эффекте. Тем не менее положительная динамика налицо. В мае этого года месячный объем собранных в рамках акции отходов достиг 95 тонн, из них львиная доля – около 90 тонн – это макулатура. В соответствии с советскими стандартами эти 90 тонн макулатуры позволили сохранить примерно 900 деревьев. И такой результат был достигнут всего через полгода с момента начала акции. Не сложно представить, какие открылись бы возможности, если бы принципы, реализованные в рамках акции «Зеленая улица», были расширены не только на всю республику, но и на всю страну.
И еще немного цифр. По нашим оценкам, к настоящему времени в рамках акции «Зеленая улица» удалось вовлечь в процесс сбора отходов от 50 до 70 тыс. жителей Набережных Челнов. Не ошибусь, если скажу, что большинство из них – это те люди, которые уже являются или станут в будущем убежденными сторонниками сохранения экологической чистоты окружающей среды нашего города.
«ВЫКИДЫВАЮ БУМАГУ В МУСОРКУ, И СЕРДЦЕ КРОВЬЮ ОБЛИВАЕТСЯ»
Один мой приятель, живущий в Казани, узнав об акции «Зеленая улица», стал сетовать на то, что у него нет возможности сдавать перерабатываемые отходы, прежде всего макулатуру. Всякий раз, говорит он, когда ему приходится выкидывать в мусоропровод огромную стопку бумаг, у него сердце кровью обливается. А все потому, что ему жалко отправлять эту бумагу на свалку. Он готов отдавать ее на переработку бесплатно, но при условии, что контейнер для сбора бумаги (а еще лучше, для нескольких фракций отходов) будет находиться во дворе его дома. И таких людей немало.
Я обратил внимание на то, что многие наши люди в значительной степени усвоили стандарты высокой экологической культуры. Немало тех, кто уже сейчас готов разделять мусор у себя дома и даже делать это абсолютно бескорыстно, по идейным соображениям. Однако добрый порыв людей сдерживает отсутствие инфраструктуры – во дворах нет контейнеров для раздельного сбора мусора.
Именно в этой плоскости пригодилась бы активная роль одного из партнеров – власти. Кому как не ей создавать условия для появления такой инфраструктуры. Бизнес совместно с наиболее продвинутыми представителями общественности возьмется за реализацию этого проекта в масштабах всей страны. Но прежде именно власть должна создать благоприятные условия. Пока же экологическая культура некоторых ее федеральных представителей находится не на должном уровне. И даже если есть понимание, что внедрение раздельного сбор мусора – это полезная инициатива, ощущается нехватка одного важного качества – желания начать реализовывать эту инициативу в партнерстве с бизнесом и обществом.
У раздельного сбора мусора есть немало идейных оппонентов. Отстаивая свою позицию, они используют различные аргументы. Один из них – это неверие в наличие желания и способности наших людей освоить этот метод. В качестве довода приводятся всякие уничижительные характеристики, отражающие как бытовые стороны жизни россиян (малогабаритные кухни), так и их личностные особенности (недостаток культуры, лень и т. п.).
Мне всегда было непонятно подобное отношение к нашим людям. Отсутствие веры в них, в их способность осваивать новое – это какое-то проявление ментальной патологии, обычно свойственной тем, кто стремится урвать побольше здесь, чтобы прожить остаток своих дней где-то там – за бугром. Наш народ умен, восприимчив к новому, обладает неиссякаемыми творческими способностями. И самое главное – у наших людей есть желание и стремление жить лучше. Причем жить не там – на процветающей чужбине, а у себя дома, создав вокруг себя благоприятную среду обитания.
Мне особенно памятны те моменты нашей акции, когда в них принимают участие дети. Надо увидеть их горящие глаза, когда им рассказывают о необходимости соблюдения чистоты окружающей среды. Надо прочувствовать их искренний интерес, когда они рассуждают, пусть и по-детски, о необходимости сбора макулатуры для сохранения жизни деревьев. Именно в такие моменты понимаешь, что нашим людям многое по плечу. И ты начинаешь верить, что взрослая жизнь этих детей будет протекать уже в тех условиях, когда стандарты высокой экологической культуры станут нормой для нашей страны.
Источник: www.business-gazeta.ru |