В большинстве стран Европы мусор сегодня собирается раздельно. В России население по-прежнему валит бытовые отходы, что называется, в одну кучу. А так ли уж необходимо разделять мусор? Зачем и кому это нужно?
Чтобы не тыкали эксперты ФИФА
В ближайшее время в Нижнем Новгороде стартует кампания по раздельному сбору мусора. Уже не первая в регионе. На этот раз нижегородцам предстоит не ударить (как в прямом, так и в переносном смысле) в грязь лицом перед иностранными туристами и чиновниками ФИФА, которые приедут на чемпионат мира по футболу в 2018 году. О том, что ожидает нижегородцев, «Бирже» рассказал председатель комиссии по экологии думы Нижнего Новгорода Михаил Кузнецов.
— Одним из допусков города к проведению матчей футбольного первенства является организация на территории раздельного сбора мусора. Это и количественные (сколько контейнеров должно стоять), и качественные показатели. Первый шаг, который мы должны сделать, — организовать сбор токсичного мусора. Первые четыре точки сбора установят вокруг строящегося стадиона на Мещере. Речь идет о киосках, где собираются четыре вида токсичных бытовых отходов — батарейки, ртутные лампы, аккумуляторы и градусники. Денег на установку таких пунктов в бюджете нет. Поэтому ведутся переговоры с возможными инвесторами. Согласно требованиям ФИФА в Нижнем должно быть установлено не менее 120 таких пунктов. Шаг номер два — установка классических контейнеров, куда отдельно собирается пластик, металл, органика и бумага.
— Официально заявлено о вводе раздельного сбора мусора в администрации города и районов. Речь идет о сдаче макулатуры, которой, судя по всему, немало скопилось на местах работы муниципальных чиновников?
— Ну а почему бы не начать с себя? Депутаты, конечно, не могут жестко обязать чиновников. Мы вынесли на комиссию рекомендацию «начать сепаратный сбор мусора по макулатуре». Администрации города и районов, аппарат гордумы — большие офисы, в которых очень много бумаги. В МУПах — похожая картина. Предпринимателей, готовых бесплатно забрать накопившийся бумажный хлам, полно — только свистни! Непонятно, почему подобные мероприятия не проводились раньше, ведь это не требует дополнительных расходов.
Пока это не законодательный акт, а, скорее, акт доброй воли, обусловленный нормативами ФИФА. Дума Нижнего Новгорода берет на себя задачу «подпинывать» исполнительную власть, с тем чтобы данные нормы были в конце концов реализованы. Чтобы нас лишний раз не тыкали эксперты ФИФА. Приедут проверяющие чиновники — а у нас уже все реализовано!
— Вы говорите о точечном подходе к проблеме. Будет ли в Нижнем в обозримом будущем организован тотальный раздельный сбор мусора, как в развитых странах Европы? Или ограничимся традиционной показухой, чтобы только от нас отвязались придирчивые чиновники?
— Проблему нужно решать на областном уровне вместе с минэкологии. В Нижегородской области действует так называемое концессионное соглашение по полигонам ТБО. По большому счету, речь идет о создании новых помоек. В регионе существует специальный мусорный тариф, который платит население и предприятия. В итоге получается очень выгодный бизнес — гарантированное поступление мусора в течение 20 лет. Именно поэтому не могут возникнуть серьезные мусоропереработчики. Получается парадоксальная ситуация — мы сами засоряем природу, увеличивая количество мусорных полигонов. И за это еще и платим. Мы хотим глобально пересмотреть концепцию. Чтобы вокруг города возникло три-четыре мусороперерабатывающих завода, которые бы сократили логистическое плечо. В таком случае мусорный тариф упадет в два-три раза. Причем, современные заводы не требуют жесткой сепарации — они перерабатывают даже органику. При таком раскладе контейнеры для раздельного сбора мусора за счет города, возможно, даже не придется устанавливать. То, что не нужно для переработки, робот сам отсортирует. Не хочется, чтобы мы выполнили требования ФИФА, установив разноцветные контейнеры, а потом их содержимое сгружали бы в один грузовик, чтобы закопать на Новоигумновском полигоне в одну кучу.
Полезный опыт
Новая кампания по раздельному сбору мусора – не первая в регионе. В 1999 году в Автозаводском районе Нижнего и в 2009 году в Дзержинске уже пытались приучить наших людей не валить мусор в одну кучу. Однако массовым явлением раздельный сбор мусора в Нижегородской области так и не стал. Почему? Этот вопрос мы задали представителю экологической организации СПЭС Дмитрию Левашову.
— В 1999 году эксперимент проводился в части Нижнего Новгорода. Не очень успешно. Потому, что пропагандой раздельного сбора среди населения никто, похоже, серьезно не занимался. Администрация Автозаводского района тогда просто поставила бачки для раздельного сбора мусора и решила, что народ сейчас сам все правильно рассортирует. Власти решили, что людям больше делать нечего, как сидеть и сортировать мусор, а потом с отдельным пакетиком или ведром идти к контейнеру. Но мы не в Швеции или Германии — у наших людей другой менталитет. Еще одна причина, по которой провалился автозаводский эксперимент - бомжи. Контейнеры для раздельного сбора периодически опустошали лица без определенного места жительства. Потому что дворники не были заинтересованы эти контейнеры охранять. Другая беда — поджоги контейнеров. Кто это делал- непонятно, но можно предположить, что здесь работали конкуренты. Один из «мусорных королей» Нижнего Новгорода, например, заявил в приватной беседе, что сейчас они такими вещами, как поджоги контейнеров конкурентов, не балуются. Из чего можно сделать вывод, что раньше всё-таки подобные методы практиковались.
— Сегодня ситуация, на ваш взгляд, изменилась к лучшему?
— Как показывают недавние опросы, проведенные в Нижнем Новгороде, две трети горожан готовы разделять бытовые отходы, отбирать самые опасные (использованные ртутные лампы и батарейки) в своих квартирах. С 2009 года в Дзержинске с переменным успехом работает немецкая фирма «Ремондис». Количество отсортированных вторичных материалов у них растет. Поэтому однозначно сказать, что предыдущие мусорные попытки в регионе провалились - нельзя. Однако массовым раздельный сбор действительно не стал. И пока не может стать. Как ни странно, этого не позволяет сделать законодательство. В частности, согласно постановлению регионального правительства № 393 «вывоз собранных вторичных материальных ресурсов должен осуществляться на межмуниципальные (муниципальные) объекты размещения отходов».
— То есть, мусор отсортировали и… закопали в землю
— Совершенно верно. Например, руководство частной компании, которая эксплуатирует Новоигумновский полигон твердых бытовых отходов (ТБО) еще четыре года назад публично обещало запустить линию по сортировке ТБО, однако линий по сортировке там как не было, так и нет. Больше того - сам полигон эксплуатируется с нарушениями. Весной прошлого года я показывал одному из членов общественного Совета при федеральном Министерстве экологии захламленную пластиковыми пакетами территорию Балахнинского района и городского округа Дзержинск возле этого полигона.
— ЧМ 2018 – это не шутки, это уже федеральный уровень ответственности. Как, на ваш взгляд, сложится судьба нового начинания нижегородских властей?
— Если региональное правительство отменит 393-е постановление и поручит Министерству экологии переработать некорректно составленную областную целевую программа «Отходы», против принятия которой в 2009 году высказывались общественные организации, то половина дела будет сделана. Дальше будет легче.
— Какие полезные советы вы можете дать чиновникам, чтобы лучше организовать процесс на этот раз?
— Нужно проанализировать отечественный опыт раздельного сбора в других городах. Активнее привлекать к участию во всевозможных рабочих группах и Советах представителей частных предприятий, занимающихся санитарной очисткой населенных пунктов, переработкой коммунальных отходов и общественность.
А как у «них»?
Система сортировки мусора, практикуемая во многих странах мира, в Швейцарии доведена до крайности. Сортируют все, что поддается сортировке. Не согласен — плати штраф. Швейцария лидирует в мире по количеству сдаваемых бутылок — более 90% тары возвращается на заводы по вторичной переработке стекла.
Почти треть печатной продукции, произведенной в стране, возвращается в пункты приема вторсырья. Никому в голову не придет выбрасывать в мусор использованные батарейки. Можно этого и не делать, а выбрасывать все в мусорное ведро, скажете вы. Можно. Но тогда придется разориться на налог, который взимается с каждого килограмма отходов. На каждый мусорный кулек наклеивается марка, свидетельствующая об уплате налога. Выбросить 5 кг мусора стоит 2–3 франка.
Были и есть умельцы, пытающиеся избавиться от отходов, не наклеивая марку. Но и на таких нашлась управа — мусорная полиция. Специалисты с помощью современных технологий анализируют оставленный не в том месте мусор, находят нарушителя и штрафуют его.
Еще в 80-е годы ХХ века экологическая ситуация в Швейцарии была катастрофической. Жители задыхались от собственного мусора, производственных и сельскохозяйственных загрязнений. Тогда-то и встал вопрос выработки новой экологической политики, которую стали с педантизмом воплощать. На это ушло два десятилетия, но результат превзошел все ожидания. Швейцария сейчас — одна из самых экологически чистых стран мира.
Источник: www.birzha.ru |