Поможет федерация
– По всей стране сейчас активно модернизируется коммунальная инфраструктура. Работает масштабная программа, – говорит гендиректор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин.
После подписания федеральным правительством ряда документов у нас появилась возможность финансировать проекты в сфере утилизации и переработки отходов. Островной регион стал первым в стране, где начинаем эту работу. Рассчитываю, что уже через год-два увидим результаты.
Для бизнесменов условия также привлекательные – им субсидируют более 70 процентов ставок по кредитам.
Стартует программа в ближайшее время – после того, как новое направление всесторонне изучит региональная межведомственная комиссия. Работать она будет в тесной связке с фондом – он также поделится технологиями и поможет с сопровождением проектов.
На утилизацию отходов Сахалин получит от госкорпорации миллиард. Примерно по 300 миллионов рублей – на полигоны, сортировку и переработку. Региону выгодно – это 60 процентов от всего финансирования программы. Еще по 20 процентов вложат областное правительство и инвесторы. Для бизнесменов условия также привлекательные – им субсидируют более 70 процентов ставок по кредитам.
Эхо прошлой «войны»
Здесь самое время вспомнить, как утром 23 апреля прошлого года на площадь Ленина в Южно-Сахалинске прибыли сразу восемь огромных машин-мусоровозов, владельцы которых пошли на акцию протеста перед мэрией. Народ даже опасался, что может возникнуть стихийная свалка в самом сердце города. Впрочем, подобные волнения оказались напрасными: контейнеры были пустыми. Таким явлением предприниматели пытались привлечь внимание к проблеме: они утверждали, что семь лет с них незаконно брали дополнительные средства за утилизацию на полигоне. Власти города тут же принялись разруливать неожиданный скандал.
Дело в том, что распорядители городской свалки и сахалинские «мусорщики» никак не могли прийти к общему соглашению, устраивающему всех. Перевозчики отказывались платить за воздух в своих бункерах, то есть добавлять к стоимости вывоза каждой машины несколько кубометров за трамбовку отходов. Компания «Эко Сити», равняющая мусор на полигоне, напротив, уверена – платить нужно именно так. Спор, порой переходящий в открытые распри, тянулся годами. Перевозчики ссылались на судебный опыт центральной России и технические характеристики машин с мусорными бункерами от завода-изготовителя. У работающих на свалке свои аргументы: вот распоряжение администрации города, где учтены все нюансы.
А началась эта история с 2008 года, когда и было принято решение брать мусор не в уплотненном состоянии. Правда, современная техника перевоза устроена так, что независимо от чьих-либо желаний мусор в кузове-контейнере уплотняется. Это значит, что, хотя по нормативам с каждой машины на свалке должны принимать 18 кубометров мусора, на деле она привозит больше – и 22, и даже 25 кубометров.
Предприниматели-доставщики добавляли: мол, если мы привозим меньше, с нас все равно берут по повышающему тарифу. Компания «Эко Сити», с их слов, фактически монополизировала свалку и устанавливает те правила и ставки, которые считает нужным.
Представители мэрии возражали, говоря, что бульдозеры разравнивают на полигоне от каждой машины не 18, а 25 кубометров «добра». Тогда почему платить хотите только за 18? Сборщики мусора опять ссылались на федеральный закон, с которым, по их мнению, не согласуются действия муниципалитета. Но правовое управление мэрии, проанализировав документ, противоречий не выявило.
Водители обвиняли власти в коррупции, а те в ответ уличали некоторых в пиаре.
– Почему, – обращался к перевозчикам представитель департамента городского хозяйства, – если вы считали этот порядок несправедливым и незаконным, за семь лет не подали ни одного заявления в суд или прокуратуру, хотя именно это самый простой и действенный способ отменить положение?
Ответ тогда звучал такой: нам нечем подкрепить слова. Никаких легитимных бумаг, на что можно было опираться.
Худой мир
Администрация островной столицы была готова продолжить решать вопрос в правовом поле. Поставщики напоминали, что физически в кузов 8-кубовых машин поместиться больше не может. Поднимали общероссийскую судебную практику – никто не смог подсчитать количество мусора вне бункера (не с мерной же рулеткой бегать вокруг кучи на свалке): везде берут по фактическому наполнению кузова. Если написано, что объем восемь кубометров, то и должны платить за восемь, а не за 12 или 16.
Поговорили и разошлись: каждый со своей правдой. Но и компромисс в итоге нашли: «Эко Сити» по своей инициативе начала принимать мусор согласно объёмам бункеров мусоровозов.
Шаг к цивилизации
На Сахалине уже несколько лет пытаются реализовать отдельные проекты цивилизованного обращения с отходами. Это созданный в Корсакове новый полигон ТБО (подобные планируется открыть и в других районах области), что предусмотрено областной программой охраны окружающей среды. В отдельных райцентрах разрабатывают «Генеральные схемы санитарной очистки муниципалитетов». Но в условиях отсутствия региональной концепции обращения с отходами, несмотря на значительные затраты в этой сфере, сахалинцы и курильчане до последнего времени не имели эффективного механизма обращения с отходами. Неразбериха хорошо видна на примере областного центра.
Так, закрытие городской свалки по решению суда, которое должно было состояться ещё в 2015 году, откладывается на неопределённое время потому, что мусор просто некуда девать. Первоначально запланированный на 2015-й ввод в эксплуатацию цеха по сортировке ТБО, по ряду причин переквалифицирован... в станцию перегруза. Хотя новый полигон в Южно-Сахалинске запроектирован на приём именно брикетированного отсортированного мусора с соответствующей эксплуатацией. В случае, если мусор минует стадию сортировки, то автоматически будут сокращаться и сроки жизни полигона.
Теперь самое время вернуться к тому, с чего и начали эти заметки: совместного проекта ПСО и федерального фонда. Для нашего региона, как видим, он крайне важный – проблема утилизации промышленных, коммунальных, медицинских, бытовых, сельскохозяйственных и прочих отходов на Сахалине и Курилах стоит очень остро. Только работа до настоящего времени велась разрозненно и бессистемно. В итоге возникали конфликты, подобные описанному выше. Но отныне все приобретет централизованный характер. Формируется общая для региона концепция. В итоге появится единый оператор всей деятельности по утилизации отходов.
А значит, есть реальная надежда, что и в Южно-Сахалинск, и в районы области придут современные технологии переработки отходов – от сортировки до сжигания. Все это будет производиться с учётом требований экологии.
Для островного региона, где туризм вскоре станет доминирующей отраслью, такая работа чрезвычайно важна.
Источник: www.mk-sakhalin.ru |