На заседании высшего экологического совета в Госдуме обсудили поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Спасать планету призывают учёные, политики, журналисты. Но за последние годы ситуация существенно не улучшилась. 17 декабря в Госдуме парламентарии и эксперты попытались найти слабые места в экологическом законодательстве нашей страны.
Закон застыл в ожидании
В государственной программе «Охрана окружающей среды на 2012 — 2020 годы» определён целевой показатель — объём образованных отходов на 1 миллион рублей ВВП. В период с 2006 по 2014 год объём образования отходов увеличился в 1,5 раза. В 2006 году он составил 3519,4 миллиона тонн, в 2011 году — 4303,3 миллиона тонн, а в 2014 году — 5168,3 миллиона тонн.
Об этом же говорил на заседании председатель думского Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин. По его словам, сегодня нужно активнее использовать технологии, которые позволяют меньше наносить вреда нашей планете. «Исходя из этого посыла и конкретной сложившейся ситуации законодатели активно работали последние годы и приняли ряд самых серьёзных системных законов, определивших каркас экологического кодекса страны. Речь идёт о ряде Федеральных законов — №219, №406, №415. Все они — каркас нового экологического кодекса», — сказал Кашин. Он добавил, что законы выстраивают системную структуру, которая позволит при верном правоприменении сократить тот вред, который наносится нашей природе через выбросы.
Глава думского комитета обратил внимание на Федеральный закон №458 и проблемы, которые тормозят его реализацию. Мы наносим огромный вред природе, и надо, чтобы наша работа привела к успеху, чтобы мы стали экологическим донором на всей планете. У нас много неблагополучных регионов и городов, которые подвержены негативному большому прессингу в экологическом направлении, люди там страдают. Тем более что в законе прописана необходимость совершенствования системы управления твёрдыми коммунальными отходами на региональном уровне и обновления региональной политики в области обращения с отходами.
Заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Николай Нефедьев рассказал, что вся проблема, как обычно, в подзаконных актах, которые опаздывают за вступлением в силу закона.
«Минприроды начало сразу же работу над ними. На сегодняшний день ведомство внесло из необходимых четырнадцати одиннадцать проектов нормативных актов, пять из которых приняты и пять будут приняты до конца 2015 года». Представитель министерства также рассказал, что в предстоящем 2016 году перед субъектами стоит задача сформировать в жилом секторе условия для раздельной утилизации товаров, попавших в правительственный перечень. Это позволит удалять их по минимальной цене. А вообще, отметил Нефедьев, работа по реализации ФЗ №458 после его вступления в силу не заканчивается.
Всего же для реализации положений закона требует принятия 27 подзаконных актов. В работу включены не только Минприроды, но и Минстрой, ФАС России, Минпромторг.
В первую очередь участники заседания отметили отсутствие подзаконных актов, предусмотренных положениями новой главы Федерального закона «Об отходах производства и потребления» «Регулирование деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами», которая вступает в силу с 1 января 2016 года. В частности, не приняты порядок разработки и утверждения территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), правила коммерческого учёта их объёма и массы, правила регулирования тарифов в области обращения с такими отходами.
Нужен план управления отходами
Сегодня экономика управления отходами усложняется. Цены утилизации отходов резко возрастают, а новые технологии утилизации, в том числе мусоросжигательные заводы — теплоэлектростанции, мусоросортировочные комплексы не всегда являются экономически эффективными. И единым подходом для территории всей страны эти вопросы не решить. Слишком различны условия. Нужно создавать на местах комплексные системы управления отходами. Если посмотреть на опыт других стран в этом вопросе, то в Японии, к примеру, проблемы коммунальных отходов решаются только при помощи местных властей и местного населения.
И нам тоже надо пройти все этапы. Это оценка проблем, выбор альтернатив, разработка и изменение Плана комплексного управления отходами. И всё это должно происходить не разово, а постоянно», — такое мнение высказал на заседании и. о. начальника природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Сергей Трапезников. Он уверен, что необходимо проводить мероприятия по сокращению образования отходов, то есть спланированную серию мероприятий, направленных на уменьшение количества вредных свойств производимых отходов и увеличение доли отходов, которые могут использоваться как вторсырье. На Западе кампания за сокращение отходов ведётся давно и в основном направлена против излишней упаковки, так как значительная часть твёрдых коммунальных отходов состоит из упаковочных материалов. Тут уж за дело должны взяться федеральные власти.
А вот Координатор проекта по переработке отходов Гринпис России Александр Цыганков вообще считает, что сложившаяся в 2015 году ситуация с принятием подзаконных актов к ФЗ №458 ставит вообще под угрозу реформу отрасли обращения с отходами. Органы власти в регионах уже сейчас подают сигналы. Что к сроку вступления в силу отдалённых частей закона действующий порядок сбора, вывоза и утилизации не изменится — нет утверждённых Правительством соответствующих документов.
Цыганков уверен, что нужно изменить подход к формированию тарифа на захоронение бытовых отходов. Сейчас он значительно ниже стоимости сортировки и переработки. Кроме того, обращение с отходами в разных регионах России входит в компетенцию разных органов власти: как правило, либо природоохранные департаменты, либо управления по делам жилищно-коммунального хозяйства. «Это свидетельствует о разном понимании темы, не даёт возможности реализовывать единообразно госполитику и взаимодействовать представителям регионов между собой», — уточнил Цыганков. Он добавил, что подход, при котором отходы собираются раздельно, необходимо закрепить законодательно.
В итоге все участники дискуссии пришли к выводу, что Федеральное Собрание и Правительство должны продлить переходный период в части требования иметь лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов до 1 июля 2016 года, уточнить положения о требованиях к профессиональной подготовке лиц, которые допущены к сбору, транспортированию и обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов этих классов, а также расширить возможности для производителей товаров обеспечить выполнение нормативов утилизации отходов. Отдельно Правительство должно поторопиться с принятием всех необходимых подзаконных актов, а также обеспечить сокращение сроков выдачи санитарно-эпидемиологических заключений.
Субъекты федерации, в частности, должны в региональных программах обеспечить установление целевого показателя по утилизации отходов и включение в территориальную схему обращения с отходами объектов по утилизации отходов.
О том, как сегодня идёт процесс получения лицензий и их переоформление на допуск к осуществлению утилизации мусора, говорил замначальника Управления государственного экологического надзора, начальник отдела надзора и регулирования в области обращения с отходами Росприроднадзора Дмитрий Зайд. Он рассказал, что количество поступивших в Росприроднадзор заявлений на выдачу и переоформление лицензий от общего ожидаемого количества заявлений с момента вступления Положения о лицензировании — 2100 единиц из них 480 ждут переоформления.
«Почти 85% от общего числа обратившихся заявителей указали работы с группой твёрдых коммунальных отходов. Из общего числа соискателей выдано 40 лицензий, переоформили 25 лицензий. И эти цифры нас очень беспокоят. Мы ожидали порядка 20 000 обращений. Выходит, что 90% заявителей ещё не явились. И даже если все они обратятся за лицензией, то не успеют её оформить до 1 января 2016 года, то есть деятельность этих организаций окажется вне правового поля». Поэтому, уверен Зайд, нужно продлить переходный период и внести соответствующие изменения в ФЗ №458. Ведь с 1 июля 2015 года подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Классы опасности отходов
I.Отходы первого класса опасности — ртутьсодержащие. Это гальванические элементы, градусники, ртутные и люминесцентные лампы, прочие приборы (барометры, монометры).
II.Отходы второго класса опасности — аккумуляторные батареи.
III.Отходы третьего класса опасности — отработанные масла, отработанные фильтры.
IV.Отходы четвёртого класса опасности — нефтесодержащие отходы, которые образуются при строительстве газовых и нефтяных скважин, промысловой эксплуатации месторождений, при чистке резервуаров и оборудования, очистке сточных вод, содержащих нефтепродукты.
V.Отходы пятого класса опасности — резина, пластик, металл и т.д.
Источник: pnp.ru |