Компания «Тойота Цусе Рус» изучает возможность строительства в Подмосковье завода по переработке и сжиганию отходов или модернизации уже действующего
Российская «дочка» торгово-инвестиционной компании Toyota Tsusho Corporation — ООО «Тойота Цусе Рус» — решила заняться сжиганием российского мусора. Пока компания изучает возможность строительства в Подмосковье завода по переработке и сжиганию отходов, сжигаться будет порядка половины мусора для получения тепловой и электрической энергии. Об этом «Известиям» рассказал старший менеджер департамента химических материалов и электроники «Тойота Цусе Рус» компании Олег Устинов.
— Мы находимся на стадии сбора информации. Наше желание — внедрить японскую модель обращения с отходами, насколько это возможно, в Москве и области, то есть собирать уже расфасованный по разным категориям мусор. Только потом его можно будет везти на завод, — рассказал Устинов.
ООО «Тойота Цусе Рус» — дочерняя компания японского многопрофильного торгового дома Toyota Tsusho Corporation, входящего в Toyota Group (туда же входит Toyota Motor). «Тойота Цусе Рус» имеет долю (10%) в заводе электрооборудования для машин ООО «Мицуба Теклас Рус», а у ее материнской Toyota Tsusho Corporation есть СП с другой японской компанией Atsumitec Co., Ltd — ООО «Атсумитек Тойота Цусе Рус» по производству коробок передач. В прошлом году «Тойота Цусе Рус» показала чистый убыток 66,4 млн рублей при выручке 1,5 млрд рублей.
Подмосковным мусором за прошедший год успел заинтересоваться уже целый ряд иностранных инвесторов, но пока ни один из них не предлагал вывозить мусор раздельно. Обычно раздельный сбор более характерен для мусороперерабатывающих заводов — каждый вид мусора требует своей технологии переработки, но в России таких заводов нет: есть пять мусоросжигающих заводов, два из них в Москве, остальные во Владивостоке (МУПВ «Спецзавод № 1»), Пятигорске (ОАО «ПТЭК») и Мурманске (ОАО «ТО ТБО»). По словам Устинова, часть мусора может перерабатываться, но всё зависит от состава отходов.
— Чем лучше предварительно отсортирован мусор, тем меньше выбросы завода наносят вреда экологии. Если на заводе ставить мощные фильтры для выбросов, то они абсолютно безвредны. В самом городе Токио заводов больше 20, вреда экологии они не наносят, так как поступающий на сжигание мусор предварительно отсортирован на 40–60%, выбирается оттуда всё, что может пойти на переработку, — и пластик, и ПВХ, и металлы. Кстати, это уменьшает и итоговый тариф для населения на вывоз мусора, — говорит Устинов.
Пока в Москве раздельный сбор мусора только начинает налаживаться, такие бачки, устанавливающиеся операторами по вывозу отходов, есть в нескольких районах Москвы. Это не обязательное требование для вывозящих мусор компаний, подчеркнул в разговоре с «Известиями» министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган. По его словам, будущий завод будет нерентабелен и неокупаем, если не ввести общеобязательный раздельный сбор мусора и «зеленый тариф» — до конца месяца правительство должно определиться с целесообразностью введения повышенной платы за «зеленые» электроэнергию и тепло. По мнению Когана, на переработку целесообразно направлять около 20–30% столичного мусора. Он подтвердил интерес японской корпорации к мусорному бизнесу.
— Точную сумму инвестиций в завод компания [«Тойота Цусе Рус»] нам не называла, говорили, что рассчитают капвложения с условием их окупаемости в 15-летний период. У них есть фонды японские, которые готовы профинансировать строительство завода, — уточнил Коган.
Устинов утверждает, что компания надеется и на вложения со стороны будущего партнера-соинвестора завода. Это может быть одна из крупных столичных компаний, оказывающих услуги по вывозу мусора, — завод должен иметь долгосрочные гарантии на получение отходов, поясняет Устинов.
Недавно, в 2012–2014 годах, мэрия Москвы проводила девять тендеров на право заключения 15-летних контрактов по вывозу мусора на общую сумму более 142 млрд рублей Два крупнейших по сумме лота (42,6 млрд рублей) — на вывоз мусора в Северо-Восточном и Восточном округах Москвы — взяла ООО «Хартия», остальные достались ООО «МКМ-Логистика» (40,1 млрд), ООО «Эколайн» (25,5 млрд), ООО «МСК-НТ» (17,3 млрд) и ООО «Спецтранс» (12,4 млрд рублей).
Российским партнером «Тойота Цусе Рус» может стать «Хартия» — сейчас компании прорабатывают возможность не строить новый завод с нуля, а вложиться в действующий МСЗ-4 в микрорайоне Кожухово Восточного административного округа Москвы. Об этом сообщил замгендиректора «Хартии» Александр Одров.
— Город предоставил возможность передачи операторам (победителям тендеров по вывозу мусора, перечислены выше. — «Известия») не задействованные производственные мощности «Экотехпрома» (ГУП — оператор двух действующих мусоросжигательных заводов Москвы. — «Известия») на срок действия заключенных контрактов. Мы рассчитываем взять в аренду МСЗ № 4, сейчас обсуждаем с Toyota, на чем сделать уклон: на максимальном отборе вторсырья для его последующей переработки на заводе или же на увеличении выработки электроэнергии и тепла, всё зависит от калорийности мусора (более калорийный мусор дает при сжигании больше энергии) и тарифа на продажу тепловой и электрической энергии (принятии «зеленого тарифа». — «Известия»), — говорит Одров.
ООО «Хартия» зарегистрировано в 2012 году, по итогам прошлого года его выручка составила 1 млрд рублей, чистая прибыль — 69,5 млн рублей. Единственным владельцем, по данным СПАРК, является Александр Цуркан.
По словам Одрова, вместе инвесторы, продавая электроэнергию или же вторсырье, рассчитывают вернуть вложенные в завод инвестиции в течение 10–12 лет. Одним из приоритетных направлений деятельности, говорят в компании, является внедрение раздельного сбора отходов на территории обслуживаемых округов: на данный момент, помимо 13 тыс. контейнеров в Северо-Восточном и Восточном округах Москвы, у «Хартии» дополнительно установлено 250 контейнеров для раздельного сбора пластика и стекла и организована работа 60 пунктов приема вторичных материальных ресурсов (пластика, стекла, алюминия, текстиля, макулатуры). В дальнейшем компания планирует расширять список принимаемых фракций, включив в него в том числе отходы электронной и электробытовой техники.
Правда, пока доход от продажи вторсырья не окупает затраты на создание инфраструктуры раздельного сбора, раздельный сбор для компании убыточен, признает менеджер «Хартии». Дело в объемах, говорит он: наращивание количества контейнеров для раздельного сбора взамен обычных может привести к самоокупаемости проекта в течение 4–5 лет.
По мнению Одрова, Toyota хочет модернизировать старое предприятие потому, что строить новый завод дольше и дороже (например, стоимость будущего мусоросжигательного завода в Татарстане «Ростех» оценивал в 18–20 млрд рублей), а вывозить мусор на старые полигоны уже невозможно.
Общественность критично относится к мусоросжигающим заводам: когда были приняты поправки к закону «Об отходах производства и потребления», Россия вроде бы начала движение к экологичной и доходной системе утилизации мусора посредством его переработки, возвращаться к сжиганию мусора никто не планировал, поясняет источник «Известий» в Минэкономразвития. Критикуют мусоросжигающие заводы и экологи: по словам сотрудника токсического отдела «Гринпис России» Александра Цыганкова, доля годного для утилизации мусора гораздо выше 60%, при этом часть органических отходов можно продать аграриям или производителям биогаза. Кроме того, Цыганков ставит под сомнение безвредность заводов.
— Рост числа людей, болеющих онкологическими заболеваниями в Японии, напрямую связан с работой там множества МСЗ: причем чем ближе к этим заводам, тем выше процент заболевших, — уверяет собеседник.
Источник: izvestia.ru |