Как в Пермском крае бизнес развивает вторичную переработку сырья
В Перми появился первый тротуар из вторичного сырья. Пешеходную дорожку из песчано-полимерной плитки выложила на улице Целинной в Мотовилихинском районе компания «Пламя» — по личной инициативе, за свой счет, в качестве эксперимента. Это — не единственное пермское ноу-хау в переработке отходов. Еще одно предприятие скоро начнет выпуск щеток для коммунальных машин из пластиковых бутылок.
Экологические инициативы в Перми сегодня развиваются снизу — в бизнес-среде и некоммерческом секторе. Власти поддержку оказывают, но значимой назвать ее сложно. Между тем, к 2020 году мусорная проблема станет острой для Прикамья.
Бизнесмены: особо не заработаешь
– Кульки эти из магазинов, знаете? Вот мы их рубим, нагреваем до температуры плавления, добавляем песок, и под прессами получается тротуарная плитка, — рассказывает Александр Болотов, руководитель ООО «Пламя».
Компания работает в Перми уже 30 лет. Чем только не занимается — строительством, сборкой коммунальных машин, выпуском мощных прессов. Даже на «оборонку» работает вместе с «Мотовилихинскими заводами». А около пяти лет назад предприятие начало сортировать ТБО. После сортировки отправляет отходы на переработку, в основном — за пределы Пермского края. За время работы в этой сфере отгрузили уже около 600 вагонов сортированного мусора.
Чтобы снизить расходы на сортировку, в родном районе «Пламя» запустило проект по раздельному сбору мусора.
– Оборудовали три площадки, поставили два вида баков. И люди понесли! Начали дома делить мусор на два пакета! — Александр рассказывает об этом почти с удивлением. — Мы благодарны жителям Перми, потому что они сокращают наши затраты на сортировку. Поэтому плитку мы положили безвозмездно, как бы в знак благодарности, чтобы горожане видели: раз они сделали шаг навстречу, то и мы тоже.
Тротуарная плитка, сделанная из песка и пакетов, отличается устойчивостью к агрессивной среде и пластичностью. Стоит она столько же, сколько традиционная, но долговечнее бетонно-песчаной — гарантийный срок службы 50 лет. Александр Болотов говорит, что если эксперимент удастся, можно будет выходить на подряды по укладке плитки по городу. Возможно, это позволит хоть как-то оправдать затраты на сортировку.
– Мы занялись сортировкой мусора, потому что никто этим не занимается, а надо. Вроде бы, зачем нам это, и так хватает разных работающих направлений. Но хочется чего-то, — пытается подобрать слова Александр. — Денег на сортировке много не заработаешь. Мы проанализировали... Тяжело. Нет прибыли. Загружаем полную фуру битого стекла — получаем 700 рублей за тонну. Это же вообще копейки. А сколько денег и времени надо, чтобы эту тонну отсортировать?
Тротуары из кульков — не единственное пермское ноу-хау на вторсырье. ООО ПКФ «Титан» установила по городу ловушки для пластика — сетчатые контейнеры для пластиковых бутылок. И скоро запустит производство сеточных дисков для коммунальных машин, которые подметают улицы. Оборудование лежит на складе и дожидается монтажа, пока же предприниматели накапливают сырье — собирают пластик и рубят его в мелкую фракцию.
– Не знаю, как в мире, но в России мы первопроходцы, — уверенно говорит представитель компании Владимир Дерюгин. — Никто еще из такого материала эти щетки не делал. У нас и оборудование уникальное — его специально под нас разрабатывали.
Если все получится, первая партия дисков из бутылок будет выпущена в середине следующего месяца. Владимир говорит, что рынок сбыта для его продукции есть и, конечно, Пермью он не ограничивается.
В ответ на вопрос о том, почему решили заняться мусоропереработкой, Владимир смущается:
– Жалко, когда «деньги» под ногами валяются и окружающую среду загрязняют, — отвечает, помявшись.
Активисты: не чувствуем поддержки
На одной сортировке и переработке мусора бизнес не продержится — так считают и создатели проекта «Эко-такси». Раз в два месяца они объезжают пермяков по заранее поданным заявкам, забирают у них отсортированный мусор и отвозят переработчикам — в компании «Урал-тара» и «Буматика». У обеих мусороперерабатывающий бизнес — не единственный и не основной, рассказала РП координатор проекта «Эко-такси» Анастасия Порошина.
«Эко-такси» — проект некоммерческий и, по словам Анастасии, бизнес-перспектив не имеет. За свои услуги инициативная группа берет с домохозяйства 200 рублей. Деньги уходят, в основном, на покрытие расходов по найму газели и водителя — 400 рублей в час. То, что удается выкроить сверх этого, расходуют на поощрение координатору выезда, услуги связи и полиграфию — агитационные плакаты. Сейчас у «Эко-такси» около 50 постоянных «клиентов» — домохозяйства и небольшие офисы. Это немного, но расширяться авторы проекта не готовы. Надеются лишь, что кто-то подхватит и разовьет их инициативу.
– Это тяжело с организационной точки зрения, — объясняет Анастасия Порошина. — Сейчас оптимальное количество клиентов. Все-таки «Эко-такси» — это общественная инициатива, приходится жертвовать своим личным временем ради ведения и поддержания проекта.
Впрочем, Настя признает: кое-какую личную выгоду от проекта она получает.
– Он дает возможность коммуникации с порядочными, развитыми, осознанными людьми, — объясняет активистка. — Проект подарил мне множество знакомств и возможность участия в интересных мероприятиях.
Не все общественные активисты на экологическом попроще полны позитива и энтузиазма. Вячеслав Марков, учредитель фонда «Обитаемый Урал», признался корреспонденту РП, что поддерживать фонд все тяжелее.
«Какая-то у нас аура в Хабаровске, кого ни привези»
– Уже устал, — вздыхает Вячеслав. — Не нахожу поддержки абсолютно нигде. А бросить — совесть не позволяет.
Фонд «Обитаемый Урал» реализует различные экологические проекты — проводит субботники у берегов малых рек, сажает деревья, выходит с просветительскими акциями в школы, организует экологические патрули. В мусорной отрасли организация реализует проект «Батарейки, сдавайтесь!». Батарейки у населения фонд принимает бесплатно, а затем за собственный счет транспортирует их в Челябинск, на завод, где утилизируют этот вид отходов.
– Транспортные расходы до Челябинска лежат на нас. За утилизацию платим, она стоит от 140 до 500 рублей за килограмм, — перечисляет Владимир. — Сами находим деньги, из своего кармана достаем. Мы писали главе города, пытались объяснить, что живем в XXI веке, и есть такое понятие, как электронный мусор. Но, видимо, нет у нас такого понятия.
Власти: процесс идет
В городском департаменте ЖКХ «Русской планете» рассказали, что раздельный сбор мусора, сортировка, переработка — все развивается, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Первичная переработка ТБО, по данным администрации, сегодня осуществляется на двух комплексах — ООО «Пламя» и ООО «Буматика». Вторичная переработка и обезвреживание бытовых и промышленных отходов осуществляется более чем на 30 предприятиях региона. Число контейнерных площадок для селективного сбора мусора растет с каждым годом — если в 2013 году в городе было установлено 108 емкостей, то сегодня их уже 545. Дополнительно устанавливаются контейнеры для сбора отработанных ртутьсодержащих энергосберегающих ламп — сегодня в Перми таких два: на ул. Ленина, 34 и возле ТЦ «Радуга».
Достаточно ли этих усилий? Эксперты выражают сомнения. По данным издания «Коммерсант-Пермь», к 2020 году закончится срок эксплуатации полигонов ТБО «Звездный» и «Софроны» — они принимают около 70% пермского мусора.
Идея строительства завода по утилизации твердых бытовых отходов похоронена: инвестор признал ее несостоятельной по экономическим соображениям.
Остается активно развивать сортировку и переработку мусора. Шаги в этом направлении делаются, но небольшие. Так, принята целевая программа «Создание эффективной системы обращения с твердыми бытовыми отходами», в рамках которой организациям, осуществляющим сортировку ТБО, предоставляются субсидии: за отходы полимерных материалов — 700 рублей за тонну, за стеклянные отходы — 200 рублей за тонну. Этих денег явно недостаточно для того, чтобы предприниматели более активно начали смотреть в сторону сортировки и переработки мусора как перспективного бизнеса.
Да и одного субсидирования недостаточно. Например, «Пламя» хотело бы развивать проект по селективному сбору мусора, но площадки компании предлагают лишь в отдаленных районах. Гонять машину через весь город экономически нецелесообразно, а в Мотовилихе пробиться пока не получается.
– Нужен административный ресурс, мы маленькие, мы не сможем победить, — говорит Александр Болотов и добавляет почти жалобно. — Мы вообще уже на пенсии почти все.
По словам предпринимателя, прежний губернатор Олег Чиркунов приезжал к ним на производство. Посмотрел, похвалил, да только удивился: почему за свои деньги построили? И вот сейчас уже новому губернатору Виктору Басаргину «Пламя» отправило предложение, требующее бюджетной поддержки — «Концепцию по переработке и утилизации мусора в Пермском крае».
– Ждем ответа. Наверно, восемь месяцев уже. Где-то ходит, тормозится наша программа. Не дошла еще до губернатора, наверное, — говорит Александр.
Для справки
Сегодня в Перми есть четыре возможности сортировать мусор и сдавать его на переработку.
Во-первых, самостоятельно добраться до пункта приема, который можно на найти на сайтах:
– «Вторая жизнь вещей»,
– «Природа Пермского края»,
– «Пункты сбора использованных батареек».
Во-вторых, воспользоваться специальными контейнерами для селективного сбора мусора и ловушками для пластика.
В-третьих, заключить договор с компанией «Буматика» на вывоз всего мусора и попросить ее установить отдельный оранжевый контейнер для перерабатываемого сырья (эта возможность доступна не для всех частей города). Мусор из этого контейнера будет попадать в «Экопарк», а не на полигон.
В-четвертых, вызвать «эко-такси».
Источник: perrusplt.rum |