В отраслевой ассоциации «Совет рынка» категорически отказываются считать «энергию мусора» сколько-нибудь чистой и возобновляемой
Как выяснили «Известия», Минэнерго поддержало идею госкорпорации «Ростех» о введении в России так называемого зеленого тарифа для мусоросжигательных заводов — то есть такого тарифа, в который будут заложена себестоимость производства электричества этими заводами. «Зеленый» тариф будет применяться только в тех регионах, где работают мусоросжигательные заводы: в ближайшие годы он может заработать, к примеру, в Москве и Подмосковье — у них одна энергетическая инфраструктура.
«Зеленый» значит дорогой
Льготные механизмы для альтернативной электрогенерации в России появились только недавно, с 2013 года по договорам о предоставлении мощности (ДПМ) государство гарантирует обеспечить возврат инвестиций для такой генерации в 15-летний срок. В рамках этой схемы с ДПМ по повышенным тарифам на электроэнергию платят крупные потребители-предприятия из той или иной ценовой зоны (в России таких две — Европейская часть России до Урала включительно и Сибирь; Дальний Восток с несколькими субъектами РФ, включая Крым, относятся к неценовым зонам, у них свои тарифы). В случае же с «зеленым» тарифом цены на электричество, скорее всего, вырастут и для жителей региона, сказал «Известиям» источник в Министерстве энергетики.
— Минэнерго пока не разработало положение о «зеленом» тарифе, но за образец, естественно, берется европейский опыт. Там по нему платят обычные граждане — страны-то небольшие, а альтернативной генерации много. В России, наоборот, если этот рост будет у всей ценовой зоны, то мелкий потребитель действительно не замечает роста, так как основную долю мощности съедают предприятия, — поясняет он. — Если рост тарифа будет в рамках только одной области, тут возможен и рост общего тарифа у потребителей.
Впрочем, представители аффилированной с «Ростехом» компании «РТ-Инвест» ранее заявляли, что при «зеленом» тарифе рост цен на электроэнергию не затронет мелких потребителей, а для крупных удорожание составит 2–2,5% в рамках ценовой зоны. Изначально предполагалось вводить «зеленый» тариф не в рамках региона, а в рамках существующих ценовых зон и распределять нагрузку более широко. Но позиция Минэнерго как раз заключается в том, чтобы ценовая разница между обычными и «зелеными» тарифами ложилась только на потребителей региона, в котором будет строиться мусоросжигательная инфраструктура.
— Мы представили в правительство свою позицию: предлагаем поддержать проект, но при условии, что дополнительная нагрузка на потребителей будет только внутри региона реализации проектов, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.
Без господдержки запустить заводы невозможно
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев просили президента ввести для мусоросжигания «зеленый» тариф прошлым летом. Их предложения были направлены в Минфин, Минэнерго и Минэкономразвития.
Представитель Минфина не ответил на запрос, в пресс-службе Минэкономразвития сообщили, что ведомство пока не давало своей позиции правительству. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича (курирует энергетику) отказалась сообщить, когда правительство рассчитывает получить все ответы от министерств, по данным источников «Известий», это начало декабря.
Без «зеленого» тарифа или какой-либо поддержки со стороны бюджета заводы неокупаемы, признавал в интервью «Ведомостям» Сергей Чемезов. Впрочем, об этом можно судить и по уже работающим в столице трем мусоросжигательным заводам — в этом году ушли в глубокие убытки (izvestia.ru/news/592018) именно из-за прекращения субсидий и низкого тарифа на вывоз мусора для населения и организаций. К 2020–2025 году все заводы в Москве будут закрыты, новых в пределах столицы открываться не будет, заявлял в августе глава департамента природопользования Москвы Антон Кульбачевский.
Помимо «зеленого» тарифа заводам «Ростеху» требуются 400 млрд рублей на запуск, 20% из них якобы готовы предоставить сами инвесторы, кроме того, рассматривается возможность получения кредитов.
«РТ-Инвест» была создана для управления мусоросжигательными заводами, 25,01% в компании у «Ростеха», остальные 74,99% — у ООО «Царицын Капитал», принадлежит гендиректору «РТ-Инвеста» Андрею Шипелову и владельцу мусорного оператора из Нижегородской области Вадиму Агафонову.
По словам представителя «РТ-Инвеста», средства на запуск могут быть привлечены и за счет вендорного финансирования (кредит в этом случае предоставляет технологический партнер запуска заводов — швейцарско-японская Hitachi Zosen Inova AG) со страховым покрытием от Швейцарского агентства экспортного кредитования (SERV). 19 июня «Ростех» с Hitachi Zosen Inova подписали меморандум о строительстве в Подмосковье нескольких заводов — по сепарированию и рециклингу, но главным образом преобразованию (сжиганию) в электроэнергию и тепло. По данным источников «Известий», до 2019–2020 годов планируется запустить три завода, каждый мощностью 700 тыс. т отходов в год, или 50 МВт энергии. Впоследствии их число «Ростех» хочет нарастить примерно до 15, в качестве еще одной площадки госкорпорацией рассматривается Татарстан, стоимость завода там оценивается в 18–20 млрд рублей.
— Логику Минэнерго можно понять: зачем другим регионам платить за сжигание чужого мусора? — считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
По его расчетам, если «зеленый» тариф будет утвержден в нынешнем виде (то есть тариф вырастет на величину себестоимости производства только в тех регионах, где будут построены заводы), платежи за электроэнергию могут подняться на 3–4%. Ключевым фактором себестоимости производства электроэнергии будет являться именно стоимость кредита, который возьмет «Ростех» у банков, добавляет управляющий партнер UFS IC Елена Железнова.
Как именно изменится тариф, просчитает ассоциация НП «Совет рынка», расчеты пока ведутся, говорит представитель Минэнерго. Представитель ассоциации сообщил «Известиям», что пока «Совет рынка» не получал технических и стоимостных параметров заводов от «Ростеха», поэтому не могут приступить к расчетам.
Энергия мусора не считается сколько-нибудь чистой и возобновляемой
Сильно беспокоиться за рост квитанций за электроэнергию «Ростех» не станет — ему важнее заинтересовать тарифом новых инвесторов на будущие заводы, по нему норма доходности выше, чем по ДПМ, отмечает Пикин. Он подтвердил, что ранее прецедентов по применению «зеленого» тарифа в России не было. При этом такой механизм активно применяется в ЕС для перерабатывающих и даже мусоросжигающих заводов, говорит руководитель проектов энергетического отдела «Гринписа» Рашид Алимов.
— При этом заводов собственно по переработке в Европе больше, чем сжигающих. В Германии, к примеру, перерабатывается около 65% мусора. Сжигание отходов является не только опасным с экологической точки зрения, но и самым дорогим из распространенных способов избавления от отходов, — сообщил Алимов.
В России «зеленый» тариф к мусоросжиганию неприменим — к такому выводу пришли в НП «Совет рынка» в результате встречи рабочей группы НП по возобновляемым источникам.
— Участники рынка категорически против реализации этих проектов, их цель — решить проблему утилизации бытовых и промышленных отходов в крупных мегаполисах. Цель благая, никто ее важность не оспаривает, но электроэнергия для заводов — побочный и необязательный продукт, при этом их затраты во много раз превышают аналогичную газовую электростанцию. То есть ради выработки электроэнергии такие заводы точно не нужны. Перекладывая затраты на утилизацию мусора на потребителей, мы порождаем новый вид межотраслевого и межрегионального перекрестного субсидирования, то есть одну проблему решаем путем создания другой, — говорит официальный представитель НП «Совет рынка».
Проблема обращения с мусором, однако, стоит очень остро во всех регионах. По данным Росприроднадзора, ежегодно в России производится около 150 млн т отходов, основная часть этого мусора (85%) закапывается, 12% сжигается и только 3% отправляется на повторную переработку после ручного сепарирования. При этом под хранение бытового мусора уже занято 4 млн га земли на более чем 200 полигонах, что по площади сопоставимо с территорией Швейцарии, говорил «Известиям» председатель комиссии Общественной палаты по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин, на них скопилось 31 млрд т неутилизированных отходов. Все эти полигоны Минприроды планирует закрыть к 2025 году.
По мнению НП «Совет рынка», реализация любых мусороперерабатывающих проектов должна быть решена за счет прямой платы со стороны производителей и импортеров техники за утилизацию отходов (экологический сбор) и, при необходимости, целевого финансирования из бюджетов соответствующих регионов, в которых существует проблема отходов. Предполагается, что с введением с 2016 года экологического сбора с производимых и ввозимых товаров импортеры и производители продукции сами начнут строить заводы по переработке ТБО, тем самым избежав оплаты налога. В конце сентября Минприроды отправило на согласование ведомствам ставки по некоторым видам продукции (всего около 70% от всех производимых и ввозимых в страну категорий товаров, выплаты по остальным категориям правительство в июне решило отложить до 2019 года), они варьируются от 2 тыс. до 33 тыс. рублей за тонну. Минэкономразвития оценивало дополнительные расходы бизнеса на платеж минимум в 50–60 млрд рублей без учета косвенных издержек.
Ранее предложения по «зеленому» тарифу дальше профильного комитета Госдумы не проходили, рассказал член комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев (с 2012 по 2015 год — глава комитета). Он считает, что сейчас не время для дополнительного увеличения коммунальных счетов населения и бизнеса.
Начальник аналитического отдела инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Кумановский согласен, что государство вряд ли захочет нагружать население дополнительным бременем перед выборами в Госдуму 2016 году, актуальнее принимать тариф позже. К тому же принятие «зеленого» тарифа» для мусоросжигательных заводов создаст прецедент, которым захотят воспользоваться инвесторы ветряной и солнечной генерации, считает эксперт.
Пока из 85 субъектов РФ мусоросжигательные заводы есть в четырех, три завода работают в Москве, по одному — во Владивостоке (МУПВ «Спецзавод № 1»), Пятигорске (ОАО «ПТЭК») и Мурманске (ОАО «ТО ТБО»). Кроме «Ростеха» о планах стройки заводов по сжиганию заявляли немецкая Remondis (Нижегородская область; проект анонсирован в 2009 году, но в этом году Remondis сообщала «Известиям», что ее планы еще в силе) и японская Mitsubishi Heavy Industries Environmental & Chemical Engineering (Бурятия, о проекте заявлено в этом году).
Но в России не только сжигают мусор, есть и специализированные полигоны, где измельчают и прессуют отдельные виды мусора в брикеты — в Московской, Пермской, Астраханской и других регионах. Есть и настоящие перерабатывающие заводы с более глубоким циклом, они принимают все виды мусора — правда, масштабами такие предприятия похвастать не могут. Подобные заводы есть, к примеру, в Саратовской, Ленинградской областях, в Ставрополье, есть проекты заводов в Бурятии, Дагестане, Орловской, Костромской, Белгородской и Иркутской областях, в Хабаровском крае. Отходы на них так или иначе утилизируются не полностью. В январе стало известно, что в Подмосковье перерабатывающие заводы запланировал (совместно с ОАО «УК «Эко-система») построить крупнейший в мире мусоропереработчик итальянская Colari Group.
Источник: izvestia.ru |