В Москве проходит Глобальный форум международного партнерства за расширение услуг местных властей по управлению отходами (IPLA)
Экология сближает страны
Как создать ресурсоэффективное и экологически безопасное государство в России? Этот вопрос горячо обсуждался на разных площадках Глобального форума международного партнерства за расширение услуг местных властей по управлению отходами (IPLA). Российские и зарубежные эксперты – более 2000 представителей науки, политики, бизнеса и общества – делились опытом, предлагали решения и дискутировали на тему утилизации отходов. Законодательство и макроэкономическая политика, стимулирующие экономические возможности в сегменте 3П (предотвращение появления, повторное использование, переработка отходов), экологическая культура, сырьевой и энергетический потенциал вторсырья, – проблемы мусора обсудили со всех сторон. Эксперты рассказали «ФедералПресс», кому нужна утилизация отходов, как инвестировать в мусор и почему вторсырье должно иметь преимущества перед первичным.
Реальные инвестиции – 100 рублей
Участники мероприятия были едины во мнении, что выполнить требования вступившего в силу с этого года закона № 458 невозможно без развития процессов переработки отходов и использования их в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов. Однако именно этот закон, как считают эксперты, дает право рассматривать обращение с отходами и их утилизацию как самостоятельную отрасль российской экономики, которая должна стать инвестиционно привлекательной.
«Именно сейчас в России идет формирование отрасли обращения с отходами, контуры будущей системы формируются в субъектах Федерации. Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (№ 89 – ФЗ) с 29 декабря 2014 года субъектам переданы полномочия, и будущее зависит от того, как они ими распорядятся. Очень важно, чтобы принципы эффективного комплексного управления обращения с отходами были закреплены на всех уровнях.
Вопросы рационального природопользования и ресурсосбережения волнуют всех людей нашей пока еще зеленой планеты Земля. Что мы оставим будущим поколениям – горы мусора, химические реакторы в свалках, отравленные реки и моря? Природа не прощает ошибок. Пришла пора менять отношение к ней. Принятые законы дают возможность создать новую отрасль экономики, позволяющей не только решить проблему экологической безопасности граждан, но и построить новое машиностроение для отходопереработки, эффективно используя вторичные материальные и энергетические ресурсы, получая бюджетную эффективность для регионов, – прокомментировала заместитель исполнительного директора Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный федеральный округ» Председатель Координационного совета развития отрасли обращения с отходами Альбина Дударева. – Эксперты Ассоциации «ЦФО» занимаются проблемами в отрасли обращения с отходами два года, и мы можем со всей ответственностью сказать: пришло время для ключевых стратегических решений».
По словам министра экологии и природопользования Московской области Александра Когана, мусоропереработка – энергозатратная и капиталоемкая отрасль. «Если, к примеру, строить современный полигон, то его минимальная стоимость начинается с 1,5 млрд рублей. Если брать современные машины, которые должны вывозить мусор, то это машины класса евро 4, евро 5. Это тоже приличные средства. Понятно, что 100 рублями (в месяц – прим. автора), которые сегодня платят с квартиры, окупить отрасль просто нереально», – поделился он.
Сделать отрасль инвестиционно привлекательной поможет вырабатываемое из мусора вторсырье. «У нас постоянно приводят в пример Голландию или Германию. Там тариф на тонну мусора – от 50 до 150 евро. Мы не можем поднять так тарифы для населения НО Мы обязательно будем делать эту отрасль инвестиционно привлекательной, и просто захоронения мусора, как сегодня, этого не будет», – подытожил Коган.
Цена за экологию
Генеральный директор, председатель правления ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» (группа Внешэкономбанка) Александр Баженов, напротив, считает, что грамотная тарифная политика положительно отразится на отрасли, а средства, потраченные на утилизацию отходов в течение года, всего лишь лишат плательщика небольшого количества пива. «Меньше алкоголизма – больше чистоты», – пошутил банкир. И серьезно пояснил: «По идее, государству самому по себе утилизация отходов не нужна. Утилизация отходов нужна потребителю. Потребители должны были бы платить. Другой вопрос – способов, как поделить это бремя, существует много. Первый момент, конечно, тарифы. По тарифам существует достаточно много надуманных ограничений. Мы оценивали в рамках наших расчетов стоимость создания системы большегрузной транспортировки и утилизации отходов с глубиной переработки до 60 % с точки зрения того, что бы это давало в тарифы. На среднюю семью получается три тысячи рублей в год».
Второй момент, по мнению Баженова, cвязан с производителями упаковки, которые производят то, что попадает в отходы. Естественно, они должны расплачиваться. Другой вопрос, если они сами могут начинать инвестировать в переработку, уходить от такого рода сборов и решать фактически эту проблему. Соответственно, какой-то период времени этими средствами можно пользоваться, но они не являются вечными в долгосрочной перспективе», – сказал он «ФедералПресс».
И третий важный вопрос, как считает эксперт, заключается в том, что, «когда возникает система сбора и переработки отходов, территория становится чище, организованнее, экологичнее». «Это, в свою очередь, транслируется в стоимость недвижимости, стоимость земли, лучшее качество жизни. Совсем не обязательно, что это люди платят напрямую через тарифы, но с этим возникает оборот недвижимости, он начинает проходить по более высоким ценам. В тех случаях, когда рост стоимости недвижимости и рост экономической активности бизнеса происходят в том числе за счет вложения в экологическую инфраструктуру, то могли бы существовать дополнительные сборы, которые поддерживали бы бюджет, для того чтобы участвовать в расчетах за инфраструктуру», – подытожил Александр Баженов.
По умному пути
Участники форума говорили о том, что потенциал отходов очень велик и развитие отходоперерабатывающей индустрии ведет к ресурсосбережению. Между тем в России все, что связано со сферой обращения с отходами на уровне регионов, связано большей частью с захоронением мусора, поэтому нам есть чему учиться у зарубежных коллег.
«Мы хотим изучить международный опыт и его качественно применить. Я думаю, что мы потратим на это меньше времени, чем другие страны, которые начинали с нуля и еще не обладали знаниями», – выразил «ФедералПресс» свою точку зрения руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский.
Кульбачевский привел в пример технологии переработки вторсырья, которые применяются в столичном регионе. В частности, он рассказал о переработке покрышек. «Из них делаются не только дорожные плиты. Дорожная крошка может использоваться и в печах, в том числе и цементных заводов, как добавка к топливу. Делается дорожное покрытие, безопасное покрытие для детских площадок», – поделился он.
Глава департамента природопользования столицы также отметил, что второй год в городе проходит акция «Разделяй и используй». «Больше, конечно, просветительская акция, чтобы мы как можно больше собрали разделенных отходов. Мы показываем всем институтам гражданского общества, и власти в том числе, что наше население психологически готово к раздельному сбору отходов. В зависимости от экономики и вызовов времени эту функцию можно усиливать, а можно, наоборот, ослаблять – в зависимости от мощностей по переработке. Может, через десять лет мы посчитаем, что вообще нецелесообразно разделять отходы вблизи места жительства. Немцы, например, уже отказались от раздельного сбора, потому что у них мусороперерабатывающие комплексы сами сортируют мусор. Конечно, мы решим при помощи раздельного сбора всю проблему. Это как элемент. Я думаю, что это будет взнос сознательных людей в непосредственно общую копилку», – сказал Кульбачевский.
Технологии везде одинаковы
Тему вторичной переработки отходов в России продолжил директор Субрегионального секретариата IPLA – АНО «Международный центр наилучших природоохранных технологий», руководитель комитета Ассоциации «ЦФО» по вопросам науки, наукоемким технологиям и инновациям в отрасли обращения с отходами и вторичными ресурсами Владимир Марьев.
«Если взять направление утилизации изношенных шин, то изношенные шины – это то, что может быть переработано до конца. Резиновая крошка применяется очень широко – это резиновая плитка, это футбольные поля… Причем применяется она не только в теплых странах: первые резиновые асфальты были положены на Аляске. У нас резиновые асфальты применяются в Сургуте, где тоже суровый климат», – рассказал «ФедералПресс» Марьев.
Компаний, занимающихся переработкой мусора в России, по словам Марьева хватает. Есть в этой области и инновации. Так, технопарк в Перми производит из отходов строительные материалы, а на одном предприятии на Дальнем Востоке по филиппинской технологии научились делать из мелкодробленого мусора плитку, бордюры, ливнестоки.
Проблема, продолжил эксперт, заключается в том, что должна быть востребованность вторичной продукции.
«Востребованности вторичной продукции нет. У нас достаточное количество предприятий-переработчиков, но эти предприятия стоят недозагруженными. Это огромная проблема. Должна быть создана государственная программа со стимулирующими мерами развития продукции, сделанной из вторичного сырья», – считает Марьев.
Недозагруженность предприятий связана с отсутствием системы сбора и рынков сбыта продукции. Эта проблема, уверен директор Международного центра наилучших природоохранных технологий, должна быть решена так же, как, например, со вторичным металлом, на который снят НДС.
На вопрос «ФедералПресс» о том, где же в мире самые лучшие технологии переработки мусора, Марьев ответил, что таких не существует. «Наилучшая технология, которую я увидел в Швеции, в Корее и Японии, заключается в том, что, создав закон, они его выполняют досконально. То есть не надо искать супернаилучших технологий в переработке отходов – их набор везде одинаковый. В Швеции, к примеру, подлежат захоронению 0,4 % отходов, а все остальное сортируется, перерабатывается, а остаток сжигается», – пояснил он.
«Мусор требует комплексного подхода. Должен быть создан закон, к нему – нормативно-правовые акты, и они должны выполняться беспрекословно. Вот это самое главное ноу-хау, к которому надо стремиться», – заявил Марьев.
Источник: fedpress.ru |