Бизнес обязан собирать и перерабатывать отходы своего производства, либо платить соответствующий экологический сбор. Правительство определило, что именно подлежит утилизации после утраты «потребительских свойств». Экологи опасаются, что препятствий для реализации благого замысла слишком много, и в ближайшее время закон работать не будет.
28 сентября вступило в силу распоряжение правительства России об утверждении перечня готовых товаров, которые предприятия должны будут либо утилизировать, либо оплатить государству утилизацию, перечень издан приложением к ФЗ № 458«О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации о признании утратившими силу отдельных законодательных актов».
В опубликованном списке перечислены товары, составляющие большую часть бытовых отходов – бумага, картон, полимеры, стекло, текстиль, батарейки. Предполагается, что действие этого перечня поможет существенно сократить объёмы отходов, захораниваемых на полигонах ТБО. Сейчас более трети таких отходов составляют упаковочные материалы, количество которых постоянно возрастает. В справке к закону также обозначена проблема с использованными автомобильными шинами. Сейчас переработке или обезвреживанию подвергается лишь 10% из 70 миллионов тонн ТБО, ежегодно образующихся в России.
Закон должен принести революцию в сферу обращения с бытовыми отходами в России. В соответствии с ним захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.
Директор, руководитель Органа по сертификации «Экологического союза» Юлия Грачева пояснила, что по новому закону производители товаров должны собирать и перерабатывать их после использования. Для каждого вида продукции разработаны нормативы того, какой именно процент продукции должен быть переработан. Для производителей электроники это в районе 30%. Если производитель по какой-то причине не может выполнить эти обязательства, он облагается дополнительным налогом.
Всего к 458 ФЗ должно быть разработано более 20 подзаконных актов, которые урегулируют эту сложную новую систему, например, налоговые ставки.
«Почти ничего из этих 20 подзаконных актов еще не готово, опубликованный перечень – самый первый. При этом предполагалось, что уже 1 октября должен пройти первый платеж от производителей. Ничего этого не будет, так как до сих пор не разработаны налоговые ставки и нормативы, хотя изначально планировалось, что вся эта работа завершится до конца года», - отмечает Грачева.
На западе предприниматели после введения аналогичных законов собираются в ассоциации, при помощи которых им легче собирать вторсырье, аналогичный процесс должен начаться и у нас.
«При этом в России физически отсутствуют возможности для переработки целого ряда вещей. Так, в стекле всевозможных мониторов и телевизионных кинескопов присутствует свинец. Чтобы его оттуда выплавлять, нужны специальные заводы, а у нас в стране нет ни одного такого предприятия. Похожая ситуация с холодильниками и кондиционерами. В России нет оборудования, которое способно извлекать оттуда фреон», - сообщила Юлия Грачева.
Напомним, именно фреоны в значительной мере отвечают за разрушение озонового слоя атмосферы.
«С мобильными телефонами и, например, планшетами ситуация лучше. В Москве и Петербурге много предприятий, которые занимаются их переработкой, но в провинции их может не быть вообще. Представляете, сколько будет стоить их транспортировка? Получается, что на производителей накладываются обязательства, которые очень часто не могут быть исполнены по совершенно объективным причинам. То есть это просто новый налог, в случае производителей электроники – очень значительный», - полагает эксперт.
Юлия Грачева согласна, что публикация списка – это важный шаг в сторону повышения экологической ответственности бизнеса. В странах ЕС уже существуют нормы, по которым производители обязаны собирать и перерабатывать использованные товары. Это мотивирует их к тому, чтобы производить продукцию, удобную для последующей вторичной переработки. Но сейчас большую часть твердых бытовых отходов невозможно собрать и рассортировать без привлечения муниципальных служб. Такой системы нет, хотя говорят о ней уже давно.
«Абсурдно то, что этот закон распространяется и на импортеров. То есть какая-нибудь малоизвестная китайская компания, производящая, например, одежду, должна при ввозе отчитаться в количестве комплектов, а потом собрать определенный процент из них на переработку. Представить себе это на практике – невозможно», - отметила Юлия Грачева.
Одной из самых активных российских организаций по раздельному сбору мусора является движение «РазДельный сбор». Координатор движения Татьяна Нагорская рассказала, что опубликованный перечень является достаточно полным, и если бы все эти товары действительно перерабатывались, это принесло бы огромную пользу. Но она также считает, что без привлечения муниципалов сделать все это проблемно.
«Для сбора мусора нужна огромная инфраструктура: помещения, транспорт и «фандоматы» (автоматы по приёму вторичной (возвратной) тары: алюминиевых банок и пластиковых бутылок). Если все это будет, то можно достичь очень многого. Так, в Финляндии собирается и перерабатывается до 99% всей тары. Но в существующих условиях вероятность того, что предприниматели смогут собирать нужный процент мусора, очень низка. Им просто нужно будет платить, а это не очень честно», - отметила Нагорская.
В качестве примера компании, которая уже начала активно работать в направлении сбора вторсырья она привела Coca-Cola. Этот гигант потребительского рынка совместно с подмосковным заводом «Пларус» начал решать проблему загрязнения окружающей среды ПЭТ-бутылками с помощью проекта «Возьми пластик в оборот!», который стартовал в подмосковном Солнечногорске в октябре 2011 года. Учредителями проекта стали компании Coca-Cola Hellenic (занимается розливом напитков под брендами Coca-Cola в партнерстве с местной районной администрацией. Завод по переработке пластмасс «Пларус» перерабатывает использованную пластиковую тару по технологии bottle-to-bottle («новая бутылка-из-старой»). В Солнечногорске было установлено более 100 контейнеров для сбора ПЭТ-бутылок. Еженедельно бригада рабочих вывозит пластик из контейнеров на завод «Пларус», где мусор сортируют и перерабатывают. После сбора бутылки дробят, затем полученная на выходе пластиковая «каша» очищается, переплавляется и кристаллизируется. А на выходе получаются гранулы высокой степени очистки, из которых, в свою очередь, можно производить новые бутылки.
Понятно, что все это очень недешево и в нынешних экономических условиях организация подобного процесса – дело в высшей степени непростое. И для импортеров, и для большинства отечественных производителей затея выродится в новый налог. Когда он начнет взиматься, впрочем, неясно – 20 подзаконных актов потребуют много времени на разработку.
Источник: провэд.рф |