В Углегорском районе накопилось немало экологических проблем
Желтое, но не золото
Территория бывшего целлюлозно-бумажного завода (ЦБЗ) в Углегорске отлично подошла бы для съемок фильма-катастрофы или киноленты о войне. Многомиллионных декораций при этом не потребовалось бы – здесь уже все есть. Заброшенные здания, бытовой и технический мусор, практически полное отсутствие какой-либо жизни. На общем мрачном фоне, однако, есть и яркие пятна – это светло-желтые холмы из серы. Глава Углегорского поселения Алексей Яковлев провез депутатов облдумы Александра Болотникова, Александра Зенкина и Эдуарда Тарана, которые входят в рабочую группу по вопросам экологической безопасности, к этой местной «достопримечательности».
Стоит напомнить: Углегорский бумзавод, некогда одно из ключевых предприятий города, со слов А. Яковлева, закрылся в 2002 году, проработав почти 80 лет. Сегодня это огромная площадка с руинами, где любят похозяйничать хулиганы, оставившие надписи на стенах да следы кострищ на земле. Сама по себе сера, которой здесь скопилось примерно 2 тыс. т, не представляет опасности для окружающих. Тревогу вызывают ее регулярные поджоги, которые чреваты не только распространением огня, но и вредными выбросами в атмосферу. Да и сам факт хранения химиката в открытом доступе не может не беспокоить.
Данной проблемой занялись около четырех лет назад. По словам А. Яковлева изначально рассматривали предложение захоронить серу, смешав ее с грунтом. Однако затем от такой идеи пришлось отказаться, поскольку этот химический элемент не разлагается. Чтобы вывезти светло-желтое «богатство», потребуется достаточно много денег, а их у города нет. Да и перевозить такой груз необходимо на специальном транспорте, который тоже надо где-то найти. К работе городская администрация готова приступить сразу после того, как примут окончательное решение и найдутся средства. «Скажут вывозить – будем вывозить», – уверенно говорит глава города. А ведь где-то серу действительно могут использовать. Она широко применяется в производстве спичек, каучука, лекарственных препаратов и т.д.
Еще один вопрос – что делать со строениями бывшего бумзавода? Здания возводили еще японцы в 20-х годах прошлого века, но строили на совесть – после землетрясения в 2000 году, когда серьезные повреждения получили многие дома, на бумзаводе отвалился лишь небольшой кусок трубы. Как отмечают специалисты, такие постройки снести не получится, их необходимо взрывать. Депутат А. Зенкин спросил: возможно ли восстановить былую мощь Углегорского ЦБЗ и делали ли в администрации соответствующие расчеты? А. Яковлев отметил, что возродить производство вряд ли получится. Во-первых, уже нет больших запасов древесины. А во-вторых, экономически целесообразнее построить новый завод, а не реставрировать заброшенный.
Впрочем, с одним негативным «наследством» ЦБЗ здесь окончательно справились в нынешнем году. Неподалеку от завода расположен короотвал, куда в свое время складировали отходы производства. В прежние времена сюда из производственного цеха вымывали кору, и она круглый год находилась в воде. После ликвидации завода завалы коры высохли, и пожары с тех пор – обычное дело. Бились с этой напастью долго и, наконец, нашли выход. Кору начали засыпать грунтом, который возят с реконструируемой дороги, ведущей до Шахтерска. А. Болотников вспомнил, что в пожароопасный сезон над городом часто висела дымовая завеса, идущая из этих мест. Теперь же народный избранник надеется, что с этой проблемой углегорцы больше не столкнутся.
Спасите нашу воду
На следующий день парламентарии приняли участие в первом заседании Собрания представительных органов местного самоуправления Углегорского района. Как известно, данное муниципальное образование – единственное в области, где действует двухуровневая система власти. Районная и поселенческие администрации порой испытывают трудности во взаимодействии и скоординированном решении задач. Чтобы хоть как-то устранить этот пробел, местные депутаты решили объединить усилия, создав консультативно-совещательный орган.
Первую встречу в подобном формате ее участники посвятили вопросам экологической безопасности Углегорского района. Председательствовавший на собрании А. Болотников в своем выступлении отметил: изначально рабочая группа по экологической безопасности создавалась в облдуме для прояснения ситуации с РИТЭГами. В этом направлении сделано немало – например, прошли поиски радиоизотопных устройств в районе мысов Мария, Низкий и залива Анива. После того, как члены рабочей группы сделали все от них зависящее, было принято решение расширить поле деятельности и комплексно заняться вопросами защиты населения от вредного воздействия окружающей среды.
В списке первоочередных задач парламентарий назвал устранение потенциальной угрозы, которую несет Углегорский ЦБЗ. Также нуждается в чистке речной канал Масурао. О его состоянии красноречиво говорит нынешнее название – Тухлянка.
Подробнее о местных экологических бедах рассказал начальник территориального отдела Роспотребнадзора в Углегорском и Томаринском районах Юрий Стиплин. По его словам, наибольшее беспокойство вызывает здесь качество питьевой воды. Основной источник водоснабжения – реку Углегорка – загрязняют отходами угольного производства. Например, село Никольское страдает от стоков, идущих с Солнцевского разреза. Установленная на реке система грубой отчистки почти не справляется со своей функцией. Анализы воды неуклонно показывают превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ. Несмотря на то, что вспышек инфекций из-за такой воды в районе нет, общая ситуация с заболеваниями здесь выше, чем в среднем по области. Из-за почтенного возраста фильтровальной станции, в воду приходится добавлять огромное количество коагулянтов и дезинфицирующих средств – преимущественно алюминий и хлор. А это тоже не может не сказаться на ее качестве. По мнению санитарного врача, необходимо строительство современного очистного сооружения. Работающие сейчас фильтры способны задержать лишь крупный мусор и взвесь. А вот в Бошняково с появлением новой системы очистки ситуация стала постепенно улучшаться. По словам Ю. Стипина, в районе необходимо заменить и старые канализационные сети.
Загрязнение окружающей среды вблизи портов Углегорска и Шахтерска также не первый год беспокоит местное население. В порту райцентра, например, отсутствует санитарно-защитная зона. Часть жилых домов расположена в непосредственной близости к месту погрузки угля. По многочисленным жалобам жителей состоялся суд, и он встал на защиту углегорцев. Теперь руководство порта должно разработать комплекс мер по ликвидации загрязнения окружающей среды. Кроме того, в порту появилась пылеподавляющая установка.
А жители Шахтерска жалуются на пыль с грунтовой дороги, которая проходит впритык с жилым сектором. Но этот вопрос пока остается открытым.
В свою очередь глава Шахтерского поселения Валентина Антропова отметила другую проблему. Ее порождает котельная, вокруг которой расположены детские образовательные учреждения и жилые дома. «Дым Отечества над Шахтерском», по словам В. Антроповой, пагубно влияет на здоровье горожан. Выход один – котельная должна уехать за черту поселения.
Краснополье против полигона
Кстати, заседание посетил и недавно назначенный заместителем председателя правительства Александр Житков. В сахалинском правительстве он человек новый, поэтому больше слушал углегорцев, нежели говорил сам. Однако зампред по строительству основательно знакомится с проблемами островного региона. Например, по приезде в Углегорский район он осмотрел площадку в селе Краснополье, отведенную под полигон твердых бытовых отходов. Вокруг этого объекта в последнее время не утихают споры. Районная администрация дала добро на обустройство полигона в Краснополье, и работа закипела. Однако глава региона Олег Кожемяко дал происходящему однозначное резюме: документацию подготовили с нарушениями. А именно – не провели публичные слушания с широким обсуждением.
И, как выяснилось, напрасно. Активист из Краснополья и организатор акции против строительства полигона Виктор Плотников также пришел на заседание, чтобы обозначить свою позицию. Он принес с собой переписку с районной администрацией, где копии различных постановлений нередко противоречат друг другу. Мнение многих сельчан однозначно – полигона в Краснополье быть не должно. Тем не менее посыпать голову пеплом еще рано – строительство полигона ТБО в селе приостановлено, идет разбирательство.
По результатам минувшего собрания депутаты подготовили проект рекомендаций, в которых учли все прозвучавшие предложения. Их передадут в Сахалинскую Думу, органы местного самоуправления и региональное правительство.
Источник: skr.su/news/2490 |