Мы привыкли слышать и повторять, как мантры, слова: «Байкал – это колодец планеты с пресной водой», «…это 20% запасов пресной воды планеты», «…это стратегический запас питьевой воды России». Сохранение пресной воды озера Байкал и уникальной экосистемы озера, производящей эту воду – одна из важнейших задач современности, когда численность населения Земли растет, а доступность пресной воды резко сокращается.
Десятилетия общественность была обеспокоена промышленным загрязнением Байкала: Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом (БЦБК) и Селенгинским целлюлозно-картонным комбинатом (СЦКК). В конце концов, СЦКК был переведен на замкнутый цикл водопользования в конце ХХ века, а БЦБК был полностью закрыт в 2013 году. Тем временем, постепенно нарастала, не привлекая пристального внимания общественности и ученых, другая угроза озеру – загрязнение жидкими отходами населенных пунктов, турбаз, нерегулируемого туризма и флота. Эта проблема дала о себе знать буквально в последние 2-3 года тоннами водорослей, обнаруживаемых в некоторых заливах и на берегах озера рыбаками и участниками общественных и научных экспедиций в 2012-2013 годах.
Проект «Школа Экологического Предпринимательства» (ШЭРП), выполняемый с 2012 года Фондом «Возрождение Земли Сибирской», напрямую не был связан с данной проблемой. Организаторы хотели помочь жителям Байкальска (и не только), найти альтернативные возможности для самозанятости, для создания новых рабочих мест, для развития города и южного Байкала в целом, активно вовлекая в этот процесс молодежь и предпринимателей. Для этого проводилось интерактивное обучение в Байкальске в формате четырехдневных очных сессий по типу бизнес-школы с приглашением туда людей с эколого-ориентированными бизнес-проектами и бизнес-идеями. В начале 2014 года был объявлен прием заявок на участие в четвертой сессии ШЭПР, и среди них обнаружился проект «Организация туристических перевозок на теплоходе по оз. Байкал. Развитие экологически чистого туризма». Эксперты ШЭПР Ирина Борисова и Ксения Попова увидели в ней определенный потенциал. Так проект вместе с заявителями попал на Школу. А дальше история стала разворачиваться совершенно удивительно, и в результате родился новый проект «Первый эко-корабль Байкала «Трофим Яскин».
Вот как рассказывает об этом руководитель проекта Екатерина Удеревская.
В феврале 2014 года мы попали на ШЭПР. Там творится невероятное – в одном месте собраны начинающие предприниматели и эксперты из различных направлений и сфер деятельности – успешные, энергичные, заинтересованные. Там происходит сдвиг в сознании, «взрыв мозга». И ты понимаешь, что это можно сделать! И знаешь, что рядом с тобой люди, которые протянут руку помощи в сложный момент!
Идея первого экокорабля на Байкале родилась во второй день работы сессии ШЭПР в ходе проработки проекта с экспертами. С февраля прошлого года понимание, каким должен быть первый экокорабль на Байкале, развивается, конкретизируется, проектная команда обрастает партнерами, обладателями экотехнологий.
Первоначальная идея – установить на «Трофиме Яскине» современный гибридный двигатель, пользующийся в качестве источника энергии электричеством и дизельным топливом, со временем была дополнена предложением по установке на корабле других экотехнологий, которые сделают путешествие по Байкалу экологичным, а также проведением общественного экологического мониторинга за состоянием озера Байкал.
Возможность испытать корабельные экотехнологии на Байкале уже привлекает внимание фирм-разработчиков и производителей этих технологий, так как корабли типа Ярославец – самый массовый вид кораблей времен СССР и РФ. Он разрабатывался для военных нужд и был двух назначений: санитарный и десантно-сторожевой. На некоторых таких кораблях до сих пор установлены двигатели образца времен Второй мировой войны. Эксперты ШЭПР высоко оценивают ёмкость рынка для продвижения оборудования, которое убедительно докажет свою экологичность и экономичность на «Трофиме Яскине».
К настоящему времени партнер проекта, наш земляк, иркутянин Андрей Александрович Нестеренко – руководитель АКБ «Миллениум» и Внедренческого центра Русской Инженерной Школы – предложил на льготных условиях оснастить корабль гибридным двигателем собственного производства. Во время работы двигателя внутреннего сгорания электромотор работает в режиме генератора, заряжая аккумулятор, за счет которого работает основную часть времени. Таким образом, судно может длительное время находиться в автономном плавании.
АКБ «Миллениум» предложило уникальную и необходимую для Байкальского флота разработку – технологию по переработке жидких отходов в топливо. Эта технология – обогащенное углеродистое наноэмульгирование: сокращает потребление дизельного топлива до 40%; увеличивает срок службы двигателя в два раза; химический состав жидких отходов разбивается до атомарного уровня, преобразуясь в кислород и водород, добавляется в топливо. За сезон можно переоборудовать около 100 судов. Это позволит серьезным образом сократить загрязнение Байкала сточными водами.
Как выяснилось, за одну навигацию только судами, базирующимися на западном побережье Байкала (в границах Иркутской области), в озеро сбрасывается порядка 25 тыс. тонн жидких отходов. Если учесть «вклад» Республики Бурятия, а также населенных пунктов и турбаз на Байкале, то будет понятна неизбежность вспышек массового развития чужеродных водорослей в заливах Байкала.
Мы подумали и о твёрдых бытовых отходах. С помощью утилизатора-инсенератора ТБО можно утилизировать твёрдые бытовые отходы – при этом в атмосферу не выделяется никаких вредных веществ и энергия используется для отопления или освещения.
Таким образом, мы получаем корабль, в котором вредные для окружающей среды отходы производства идут на воспроизведение альтернативной энергии.
Ещё одним бизнес-партнёром стал «Восточно-Сибирский Центр Энергосбережения», генеральный директор которого тоже иркутянин – Андрей Александрович Ильин. Благодаря вкладу «ВСЦЭ», на корабле будет атермальная плёнка и водосберегающие устройства. Планируется использовать жидкое керамическое теплоизоляционное покрытие, которое увеличит площадь отсеков корабля и решит проблему конденсата.
В работе экипажа будут использоваться товары только биоразлагаемой бытовой химии, средств гигиены, эко-посуда и т.д. Планируется установить пандусы для людей с ограниченными физическими возможностями, чтобы они имели возможность насладиться морским путешествием – общением с Байкалом.
Беспилотный летательный аппарат поможет осуществлять экологический мониторинг Байкала. Это подарок проекту от нашего партнёра ООО АКБ «Миллениум». БЛА сможет найти потерявшихся в тайге, под завалами людей; проведет мониторинг газо- нефте- трубопроводов и многое другое.
Корабль назван в честь дедушки капитана-судовладельца Андрея Кононенко. Трофим Николаевич Яскин – Почетный гражданин г. Шелехова, ветеран ВОВ, который первым в Иркутской области создал поисковый отряд «Дань памяти»; им лично было восстановлено более 17 000 имён участников Великой Отечественной войны, погибших за победу над фашизмом.
24 июня 1944 года Трофим Яскин с группой из 20 бойцов переправился через Днепр в районе села Добрейка, на главном Могилевском направлении, занял и удержал плацдарм, чем обеспечил переправу основных наших войск.
Мы помним слова дедушки: «Возле каждой школы, возле каждого детского сада посадить Рябиновые Аллеи памяти воинам ВОВ, чтобы дети и внуки помнили, какая страшная была война». Нашей традицией стало каждый год ко Дню Победы высаживать рябиновые Аллеи Памяти воинам ВОВ. Радует такая рябиновая Аллея в госпитале ветеранов ВОВ в г. Иркутске. В этом году идёт подготовка к посадке рябиновой Аллеи Памяти в пос. Листвянка возле памятника воинам ВОВ и около школы. В честь 70-летия великой Победы будет высажено 70 рябиновых деревьев.
Корабль «Трофим Яскин» открывает дорогу в чистое, ясное, экологичное будущее Байкала и Планеты. Первый эко-корабль Байкала «Трофим Яскин» является пилотным проектом, позволяющим значительно сократить нагрузку на окружающую среду Байкальского региона. Проект представляет собой полигон новейших российских эко-разработок, которые могут применять в своем производстве судовладельцы, владельцы бизнесов и главы администраций.
3-4 августа 2014 года проект Сохранения озера Байкал «Первый эко-корабль «Трофим Яскин» был представлен на Байкальском Международном Экологическом Форуме «Сохраним чистую воду Планеты» в городе Иркутске. Проект пришёлся всем по душе. Спасибо организаторам Байкальского Международного Экологического Форума, а именно Ковтунцу Александру Сергеевичу, Тумановой Марии Александровне, Константиниди Галине Ивановне за то, что им удалось собрать в семейный круг правительство, бизнес, науку и объединить эти направления для свершения добрых, полезных, нужных дел.
21-24 августа 2014 года проект был представлен в формате Международного форума «Байкальский диалог» в г.Улан-Удэ. Бурятия приняла тепло и радушно нашу инициативу, готова поддержать и присоединиться к Проекту Сохранения Байкала – переводу судов на новые эко-стандарты.
5 сентября 2014 года был представлен, как прецедент в целях сохранения озера Байкал, на Круглом столе Высшего Экологического Совета комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
15-16 апреля 2015 года проект «Первый эко-корабль Байкала «Трофим Яскин» приглашен с докладом на Международный форум по альтернативной энергетике в Женеву.
Наша цель – избежать экологической катастрофы, прекратить загрязнение Байкала как флотом, так и с береговой полосы. Байкал – середина Земли! Святой источник пресной воды всего человечества! И будет справедливо, что у него появится свой Экологичный Флот.
Источник: baikalinform.ru |