Началась новая геологическая эпоха — антропоцен. Это означает, в частности, что основной формой экономической деятельности для жителей Земли станет переработка отходов.
Мусорный кризис в Неаполе уже привел к смене правительства страны, но все еще далек от завершения. Фото (Creative Commons license): LHOON
«Неаполь пал под извержением мусора», — так ещё недавно иронизировала европейская пресса по поводу очередного «мусорного кризиса» на юге Италии. С декабря 2007 года в области Кампания и на улицах Неаполя скопилось 250 тонн мусора. Мусорный кризис привел к кризису политическому: правительство Италии ушло в отставку, проведены внеочередные парламентские выборы. ЕС угрожает стране штрафными санкциями, если экологические проблемы не будут решены в кратчайший срок.
История мусорной лихорадки в Кампании началась ещё в начале 1980-х, когда во Флоренции сломался мусороперерабатывающий завод. Неаполитанская мафия «пришла на помощь» правительству Тосканы, и сотни тонн неочищенных отходов заполнили свалки, пещеры, овраги, ручьи и озера на юге Италии. В ответ на беспокойство местных властей о токсичности отходов каморра создала сеть лабораторий, которые выдавали липовые документы о безопасности ввозимого мусора. Это позволило не только притупить внимание властей, но и получать максимальную прибыль за счет утилизации мусора. Бизнес процветал, поток отходов шел даже из Швейцарии. Так, в одной из пещер был найден мусор швейцарского Красного Креста, для доставки которого потребовалось бы 28 тысяч грузовиков. Свалкой стал и кратер вулкана в пригороде Неаполя Пиануре, на что местные власти также закрывали глаза. Итогом такого решения «мусорной проблемы» стал рост онкологических заболеваний в загрязненных районах (показатель превышен в 4 раза по сравнению со среднестатистическими данными по стране), забой поголовья крупного рогатого скота в районах поражения и объявление многих водоемов запретными зонами.
Рукотворный Везувий
Первый мусорный кризис произошел 14 лет назад, однако решения проблемы не найдено до сих пор. Новый мусоросжигательный завод, который должен был заработать в декабре 2007 года, так и не вступил в строй. Местные жители, взволнованные экологическими проблемами, препятствуют открытию новых полигонов и расконсервации старых — в попытках найти выход из сложившегося положения администрация Неаполя решила расконсервировать свалку в пригороде Пианура, закрытую с 1994 года. Были предложения превратить в свалку и кратер Везувия. Вся вина за происходящее возлагается на коррумпированных чиновников и сицилийскую мафию, которые получают прибыль от утилизации токсичных отходов. Так, за несколько последних лет из-за связей с мафией были распущены 70 из 92 правительств местного самоуправления. По данным расследования, глава администрации Кампании Антонио Бассолино получал по сорок тысяч евро за консультационные услуги по утилизации отходов. На призыв жителей Неаполя уйти в отставку чиновник и его администрация заявили, что не могут покинуть город в столь сложный период.
К ликвидации «мусорного кризиса-2008» в Неаполе подключились страны — члены ЕС, отходы вывозили в Германию, однако решения глобальной проблемы утилизации отходов на юге Италии, как и во всем мире, пока нет. Накануне парламентских выборов в Италии лидер правоцентристов Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi), который после своей победы в третий раз займет теперь премьерское кресло, посетил Неаполь. Он пообещал избирателям, что в случае победы его блока новый кабинет министров свое первое заседание проведет в Неаполе и не уедет из города, пока не решит «мусорную проблему». Он уже обвинил левоцентристское правительство страны в блокировке всех строительных проектов, начатых Кабинетом Министров самого Берлускони. «Правительство левых — главный виновник этой мусорной трагедии», — заявил Берлускони. Его противник, бывший мэр Рима Вальтер Велтрони (Walter Veltroni), считает, что из кризиса можно выйти, только уничтожив мафию. На улицах Неаполя стало меньше мусора, но жители города считают, что от зловония город избавился лишь на период избирательной кампании.
Со схожими проблемами сталкиваются во многих странах. Мусором завалены улицы большинства городов Индии. В начале этого года власти небольшого городка Бхаванипатна фактически объявили о начале экологической катастрофы: их населенный пункт превратился в большую помойную яму. Улицы усеяны мусором, кругом стоят смердящие мусорные бочки. По оценкам экспертов, город производит 35 тонн отходов ежедневно и лишь 40% из них вывозится — в Бхаванипатне не хватает мусорщиков. В 1974 году, когда в городе проживали 24 тысячи человек, на 84 км муниципальных дорог было 92 уборщика. С тех пор многие из них ушли на пенсию, а замены им не нашли. На 100-тысячный город, протяженность улиц которого выросла до 234 км, приходится 58 постоянных и 18 временных уборщиков при норме 468 человек.
Чиновники разработали программу по утилизации твердых отходов, на которую с 2005 по 2007 годы было выделено более двух с половиной миллионов рупий (примерно 676 тысяч долларов). Однако деньги остаются на счетах. По мнению городского главы, в дело должно вмешаться правительство Индии и выделить средства на строительство завода по переработке отходов. Только в этом случае проблема очередного «мусорного» города будет решена.
Обеспокоены проблемами переработки отходов и в России. Так, по официальным статистическим данным, оглашенным на заседании Совета Безопасности РФ в январе 2008 года, «темпы роста образования токсичных отходов в России опережают динамику ВВП, составляя 15–16%. С 1999 по 2006 годы выбросы от предприятий и других стационарных источников выросли более чем на 10%, а от автотранспорта — более чем на 30%». Предлагаемый выход включает в себя «принятие Федеральной целевой программы в области экологии, законодательные ограничения вредных выбросов, создание производств по переработке отходов». В промышленно развитых странах из твердых бытовых отходов получают стекло, пластик и бумагу — примерно по 20% имеющейся массы, ещё 5% — это металлы. Практически всё оставшееся идет на получение компоста. Существуют также технологии «экологически чистого» сжигания мусора с целью получения углеводородов или электроэнергии.
В России мусороперерабатывающая промышленность только будет создаваться. Современные заводы уже построены в Барнауле и Новосибирске. Но наиболее остро проблема «мусорного» кризиса стоит перед властями столицы. По их данным, город производит 5,5 миллиона тонн мусора в год, из них 4 миллиона тонн вывозится на подмосковные, без того переполненные, свалки. Власти Московской области уже закрыли 10 полигонов твердых бытовых отходов, на двух ограничен прием мусора, емкости остальных хватит на три года. И если немедленно не решить проблему утилизации мусора, то Москва в ближайшие годы столкнется с неаполитанскими проблемами. В планах правительства Москвы — строительство мусоросжигательных заводов, которые будут уничтожать 56% всего мусора, до 30% хлама пойдет на промышленную переработку, и лишь 12% — на полигоны. Эти цифры соответствуют европейским стандартам. Какие проблемы ждут горожан, чьи дома окажутся рядом с мусоросжигательными заводами или на месте бывших полигонов, чиновники не рассказывают.
Грязь в огне
По данным, приводимым на российском сайте «Гринпис», концентрация диоксинов в топочном газе в десятки раз превышает предельно допустимые значения.
Диоксинами называют группу универсальных клеточных ядов, имеющих сходное химическое строение. Поражение человека возможно при поступлении диоксинов в организм через желудочно-кишечный тракт. Химические вещества поражают поджелудочную железу, легкие, иммунную систему. Попадание диоксина в организм вызывает риск заболевания раком и может вызвать ряд других серьезных проблем для здоровья. В частности, они увеличивают частоту хромосомных мутаций и вероятность врожденных уродств из-за специфического воздействия на генетический аппарат половых клеток и клеток эмбриона.
В больших количествах диоксины производятся при сжигании мусора. Именно поэтому жители многих городов США, Японии и Европы протестуют против строительства мусоросжигательных заводов. Страна восходящего солнца стоит на первом месте в мире по выбросам диоксинов в окружающую среду. Во Франции движение против сжигания мусора становится все более значимой политической силой, поскольку диоксины все чаще обнаруживаются в продуктах сельхозпромышленности — прежде всего, в молоке и сыре.
Впрочем, у мусоросжигательных заводов есть и другие проблемы. Так, недавно построенный в Канаде мусоросжигательный завод был закрыт из-за отсутствия сырья. Власти Торонто попытались наладить сбор и переработку пищевого пенопласта и пластика, который применяется при упаковке продуктов. При малом весе этот пластик занимает большие объемы: один килограмм упаковки занимает половину бытового мусорного контейнера.
Знаменитый австрийский художник ХХ века Хундертвассер не без колебаний согласился на реконструкцию мусоросжигающего завода в пригороде Вены Шпиттелау. В конечном итоге предложение было принято только вместе с гарантиями, что новое оборудование завода будет самым современным и совершенным. Фото (Creative Commons license): Leon Brocard
В завод по переработке пластика было вложено 300 тысяч долларов, закуплены голубые контейнеры для сбора отсортированного населением мусора, однако проект оказался нерентабельным. Руководство предприятия ищет альтернативные источники сырья и одновременно проводит работу среди населения, разъясняя, какой пластик пригоден для переработки, а какой — нет (в Германии на приучение к правильной сортировке мусора ушло 25 лет). Также оно обращается и к производителям и продавцам продукции с просьбой использовать только тот пластик, который годится для переработке на местном предприятии. Ведь на подобные заводы попадает всего 20% пластика, годного для вторичного использования. В планах городских властей — увеличение платы для населения за большие объемы неотсортированного мусора, а также создание предприятий для переработки органики и смешанного мусора, поскольку городские свалки, по самым оптимистичным прогнозам, будут заполнены к 2024 году.
К борьбе с пластиковой упаковкой присоединились и в Великобритании, где ежегодно выкидывается 7 миллиардов одноразовых полиэтиленовых пакетов. По подсчетам «зеленых», такой пакет служит в среднем 12–20 минут, а на его разложение в среде уходит почти 400 лет. С требованием запретить использование упаковки такого рода выступил и премьер-министр Великобритании Гордон Браун (Gordon Brown). Он поручил правительству принять меры по запрету оборота пластиковых пищевых пакетов на территории Соединенного Королевства и для начала ввести плату за пакет в размере пяти пенсов — сумма, полученная за них, может достигнуть £400 млн. Детали законопроекта дорабатываются министерством окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства (Defra), для того чтобы ввести его по всей Великобритании.
Крупные торговые сети по всему миру отказываются от одноразовой тары в пользу хлопчатобумажных сумок, которые можно будет использовать для покупок многократно и которые, попадая в среду, разлагаются бесследно. Предлагается также лимитировать количество пакетов на одного покупателя, но владельцы магазинов пойдут на то, чтобы брать деньги за пакеты, чем ограничивать их количество. По предварительным оценкам, несмотря на добровольное решение сократить использование одноразовых пластиковых пакетов на 25%, их количество уменьшилось только на 7,4%.
Пока что вопрос о том, ухудшат или улучшат экологическую ситуацию в столице новые мусоросжигающие заводы, остается открытым. Коллаж: Олег Сендюрев / «Вокруг света» по фотографиям Brian Jeffery Beggerly (Creative Commons license) и John Nyberg (SXC license)
Пластиковые архипелаги
Те триста островов искусственного архипелага «Мир», что недавно появились в водах Персидского залива у побережья Дубая в ОАЭ, далеко не единственный пример активного формирования человеком нового рельефа местности. Отвоевывают территорию у моря в Японии и Нидерландах, Эстонии и России, Катаре и Австралии. Кто-то таким образом решает территориальные проблемы, кто-то — оборонительные, кто-то строит зоны отдыха для привлечения туристов и сохранения природы естественных островов.
Но искусственные острова не всегда появляются по воле человека — иногда они возникают по его вине. Открытый летом 2007 года остров в Москве-реке стал следствием халатности строителей, возводящих комплекс «Москва-Сити». Остров образовался из осадочных веществ (песка, глины и бетонита) в районе Студенец-Ваганьковского и Ермаковского ручьев. Причиной его появления стал сброс неочищенных сточных вод через городской коллектор. На ликвидацию насыпи были брошены силы Мосводостока.
В Тихом океане плавает «пластмассовый суп» из мусора, сброшенного с морских судов и нефтяных платформ. Площадь «пластикового моря» уже почти вдвое превышает площадь континентальной части США и продолжает увеличиваться. Самая большая в мире свалка дрейфует в 500 милях от Калифорнийского побережья к Гавайям и Японии, выделяют её западные и восточные участки. 90% от 100 миллионов тонн плавающих на глубине 10 м отходов составляет пластмасса: обломки лодок, одноразовая посуда, зажигалки, зубные щетки и многое другое, что выбрасывалось в море за последние полвека. «Пластиковый суп» образовался в этом месте благодаря подводным течениям и содержит 46 тысяч фрагментов мусора на каждую квадратную милю. Впервые его обнаружили в 1997 году в районе «Северной Тихоокеанской спирали» — месте, где океан медленно циркулирует из-за слабого ветра и высокого давления. Самый большой урон «пластиковый суп» наносит пернатым. По данным Программы защиты окружающей среды ООН, он становится причиной смерти более 100 тысяч птиц, который принимают отходы за пищу и погибают от несварения. Впрочем, угрожает «суп» и людям, поскольку мелкие фрагменты пластмассы вступают в химическую реакцию с окружающей средой, выделяют пестициды и вместе с морской рыбой попадают к ним на стол.
Лента новостей ежедневно приносит сообщения о мусорных кризисах в Афинах, Флоренции, акциях «экологов» по очистке от мусора городов России. Более 5 миллионов человек в мире ежегодно умирают от болезней, связанных с проживанием в антисанитарных условиях. Для 60% стран мира проблема утилизации твердых отходов является одной из главных хозяйственных проблем. При этом и в начале XXI века природоохранное законодательство многих стран находится на уровне 1970-х годов и не соответствует современному состоянию проблемы.
В истории Земли началась новая геологическая эпоха: рельеф местности теперь меняется преимущественно в результате экономической деятельности человека. Фото (Creative Commons license): Daniel Nicolas
В истории Земли началась новая геологическая эпоха: рельеф местности теперь меняется преимущественно в результате экономической деятельности человека. Фото (Creative Commons license): Daniel Nicolas
Более точно его отражает недавнее выступление геологов-стратиграфов Яна Заласевича (Jan Zalasiewicz) и Марка Уильямса (Mark Williams) из университета Лестера (University of Leicester). Они объявили, что вместе с коллегами по стратиграфической комиссии Лондонского геологического общества пришли к выводу: Земля вошла в новую геологическую эру развития — антропоцен. Следы изменений, происходящих на планете буквально на наших глазах, можно будет найти и миллионы лет спустя. И если смену предыдущих геологических эр и эпох связывают с катаклизмами и катастрофами (наподобие столкновения Земли с гигантским астероидом или глубинных изменений внутри планеты), то наступление новой эпохи ученые связывают с деятельностью человека. Здесь и глобальное потепление, вызванное увеличением выбросов углекислого газа, и повышение кислотности Мирового океана, и изменение рельефа планеты, и исчезновение многих видов флоры и фауны.
Относительно момента начала новой эпохи у стратиграфов единства нет. По мнению одних специалистов, антропоцен начался всего 200 лет назад с индустриальной революцией, другие говорят, что ему уже 5 000 лет — именно тогда в породах стали скапливаться первые результаты металлообработки. Так или иначе, индустриализация настолько изменила Землю, что имеется все больше оснований для того, чтобы говорить о начале новой геологической эры, считают британцы.
Сегодня археологи радуются, когда, производя очередной раскоп, в культурном слое «лохматого» века им удается найти свалку мусора — по нему можно узнать, как жили наши предки. Археологам будущего искать следы жизнедеятельности наших современников не придется — Земля уже задыхается от мусора.
Источник: www.vokrugsveta.ru |