...Сейчас в это поверить уже трудновато, но всего полтора десятка лет назад, когда появились у нас государственные экологические организации, в них пришла когорта необычных для советского чиновничества людей. Это были по своей сути активисты, экореволюционеры, энтузиасты. При этом чаще всего - и классные специалисты-практики, биологи, химики, с увлечением осваивавшие новую область знаний, «науку о Доме» - экологию. Печально и логично, что многие из них уже не работают в официальных органах.
Из этой когорты - и мой собеседник Рустэм Ильдусович ГАФУРОВ, бывший руководитель управления экологической безопасности спутника Чебоксар - небольшого города Новочебоксарска. Благодаря Гафурову Новочебоксарск вписался первой строкой в историю создания в России цивилизованного управления отходами. Такого управления в системе, как вы понимаете, еще не существует, да и история пока не написана, есть первые ласточки, и вот самой первой ласточкой был новочебоксарский раздельный сбор ТБО.
...Новочебоксарск был обременен экологическими проблемами химпрома, да и типичных «коммунально-экологических» проблем хватало. И замах городских экологов на свалки был частью смелого замаха на переход города к устойчивому развитию: в русле передовых тенденций. В опыте Новочебоксарска ценно все: и находки, и ошибки, и обнаружившиеся нюансы нашей действительности, подчас просто блокирующие это самое цивилизованное обращение с отходами.
- Я бы сказал так - наш эксперимент оказался одним из самых далеко продвинутых в России. Мы взяли ориентир на раздельный сбор отходов потребления последовательно еще с 1996 года.
Что дало этому толчок? Желание жить достойно. Понимание того, что вторичные ресурсы - ценное сырье, позволяющее меньше обременять окружающую среду.
И самое главное - переполнение полигона ТБО, куда сдавали отходы Чебоксары и Новочебоксарск. Он был уже тогда официально закрыт, но поскольку деваться было некуда, все равно туда весь мусор вывозили. Попытки проектирования новых полигонов не удались: Чувашия очень населена, какую ни выбирали площадку, рядом - деревни, жители протестовали. Хотя предлагались полигоны по новым технологиям, с глубоким прессованием, с обвязкой. Но... это все красиво на бумаге выглядит, а в жизни все равно рядом с полигоном и запах, и мусор.
Надо еще сказать, что всегда, с советских времен, в Новочебоксарске в коммунальном плане поддерживался образцовый порядок, сохранилась традиция. Было на что и на кого опереться.
Поэтому мы в Новочебоксарске и выбрали переработку. Сжигать мусор никогда не считали для себя приемлемым, у нас так и так есть источник диоксинов - химпром. Весь европейский опыт свидетельствовал, что отходы переработать можно, и мы пошли по этому пути.
И стали осознавать большую российскую специфику. Тогда, в девяностые, считалось, что перерабатывать отходы супервыгодно, что это может дать прибыль и окупиться. Но оказалось, что это не так. Выгодно на Западе только потому, что за это платят. Все: предприниматели, жители, муниципалитеты, федеральные бюджеты. И складывающихся сумм достаточно, чтобы перерабатывать отходы. Пять лет назад каждый житель Германии платил за переработку отходов в год 160 марок. Наша плата, в Новочебоксарске, за вывоз ТБО составляет 6 рублей с человека. Конечно, на эти деньги можно только вывезти мусор, но не переработать.
И тем не менее, мы понимали, что единственный способ достичь какого-то положительного результата - все-таки разделить отходы. И чем ближе к домохозяйке, тем лучше. Сначала мы определили оптимальное количество контейнерных площадок в городе. Для Новочебоксарска - 200 штук по 4-5 контейнеров на каждой. Оборудовать такое количество площадок непросто. Срок жизни контейнеров 1,5-2 года. Приходилось постоянно обновлять площадки.
- А почему такая короткая жизнь у контейнера? Это ведь важный вопрос для всех, кто собирается вводить раздельный сбор!
- Сказываются и наши погодные условия: то заморозит, то оттает. Кроме того, обнаружилось, что наша коммунальная техника достаточно «ломоемкая». И работники любят себе кувалдой помогать, и сами машины оборудованы жесткими системами погрузки и просто бьют контейнеры. А иногда контейнеры загораются от брошенной горящей спички, сигареты.
Как раз в эти времена появились жесткие требования по выбору исполнителя. Мы провели конкурс на выбор предприятия по изготовлению контейнеров, и победило хорошо оснащенное, грамотное предприятие - ОАО «Гидромонтаж». Контейнеры поставили на поток, и у нас с ними не было проблем. Стоимость контейнера складывалась из стоимости металла, работ и небольшой прибыли предприятия.
И вот добились того, что пошел поток отсортированного мусора: металл, стекло, пластик, бумага, ветошь. Кроме того, с начала образования города всегда собирали отдельно пищевые отходы, и до двухтысячного года этот опыт продолжался. Но, к сожалению, его пришлось прекратить, поскольку рядом с городом не осталось ни одной свинофермы, а возить эти пищевые отходы дальше было уже нерентабельно, сплошные убытки. Поэтому мы разработали программу по компостированию органической составляющей на очистных сооружениях - совместно с осадками очистных. Единственный выход, другого просто не придумаешь. Не успели программу воплотить - нас, управления экологической безопасности, просто не стало...
Но за это время сам собой сложился рынок вторичных отходов, и, по крайней мере, не стало проблем с картоном и бумагой, этот товар стал востребован. Сейчас весь картон и большую часть бумаги забирают фирмы - различными способами. С 2003 года одна небольшая фирма занялась сбором и переработкой отходов полимеров по известной технологии песчаной смеси. Мы купили установку, сейчас идет отладка. Она очень привлекательна возможностью переработки всех видов пластика без сортировки, мойки. Необходимо только его размельчить и нагреть с песком. Получается сырье для черепицы, бордюра, плитки, они выходят достаточно эстетичными и долговечными.
Еще в 2000 году мы купили и поставили установку по переработке стекла. Стекло использовалось в качестве наполнителя бетонных блоков для гаражей, хозяйственных построек. Поскольку производство было нерентабельным, то есть блоки выходили дороже, чем обычные, приняли решение о его дотировании, доплачивали муниципальному предприятию за его убытки - с учетом, что большая составляющая отходов уходила в дело. Эти блоки пошли на ура у сельских жителей, оказалось, что их не прогрызают крысы в отличие от классических керамзито-бетонных блоков.
Уже десять лет в Чувашии нет проблем с люминесцентными лампами. У нас было создано одно из первых в России предприятие по их утилизации. И нужно только организовать все предприятия, чтобы они сдавали лампы, наладить контроль. И поддерживать инициативу: все муниципальные предприятия Новочебоксарска - школы, здравоохранение и т.п. - освобождены от платы за демеркуризацию.
Через какое-то время вышли на переработку 10 процентов от общего объема ТБО. Кто знает - поймет, что для начала это немало. Но тут управление по экологической безопасности - контролирующий и потому неудобный для многих орган - было ликвидировано...
...Пока раздельный сбор в городе держится, инерция есть, но если не его поддерживать, не финансировать, все само собой потихоньку уйдет. Жалко терять такой опыт, мы проделали самые тяжелые шаги, которые первое время не давали отдачи. Пока контейнеры делали, пока население приучили более или менее раздельно собирать отходы... Специфика этого дела такова, что население надо учить очень долго. Поэтому мы заинтересовывали в раздельном сборе дворников. Самыми простыми советскими методами - соревнованием. Кто больше мусора соберет раздельно - тот получит премию. Проводился конкурс, кто больше соберет бумаги, ветоши, полиэтилена, стекла. Он финансировался через городской экологический фонд. Общий объем финансирования муниципальных расходов на вывоз отходов составлял 2 миллиона рублей (транспорт, зарплата работников), а из экофонда выделялось 800 тысяч - на стимулирование раздельного сбора, на установление контейнеров. Это применительно к новочебоксарским ТБО: у нас их образуется 120 тысяч кубометров в год.
Конечно, был большой интерес, к нам приезжали за опытом. А мы готовили новый эксперимент: «Раздельный сбор у домохозяйки». Предполагали предложить такой вариант жителям Новочебоксарска. Поскольку необходимость повышения стоимости переработки отходов была очевидна, городское собрание принимает решение о повышении цен на вывоз отходов в системе коммунальных платежей, и одновременно предлагался альтернативный ход: если вы не хотите платить дополнительные деньги, заключаете договор с родным жэком на то, что вы будете у себя раздельно собирать отходы. Вам выдаются пакеты, в один вы собираете бумагу, в другой еще что-то... наконец, в пятый - пищевые отходы. Пакеты ваш дворник забирает у вас по договору 2-3 раза в неделю. Единственное требование, чтобы все это было чисто. И вы уже не платите деньги за вывоз ТБО.
Это дало бы уйти от самой дорогостоящей, самой сложной части - сортировки. Мне кажется, это был бы очень интересный эксперимент. Мы хотели закупить биоразлагаемые пакеты для пищевых отходов, был бы идеальный способ компостирования - в пакетах, это позволило бы уйти от вопросов представителей санэпиднадзора по поводу гигиеничности обращения с пищевыми отходами. Тут вообще не было бы никаких контактов. В России таких производителей не нашлось, но такие пакеты делают - в Финляндии, Швеции. И параллельно планировался эксперимент по выкупу у населения перегоревших люминесцентных ламп, чтобы их не бросали в общие контейнеры. Обычный человек же не поедет их куда-то далеко сдавать, у него всего одна лампа - куда он ее денет?
- Вечная проблема «малых опасных отходов». И ртутные лампы, и батарейки, и тара из-под сильнодействующей химии: все летит в контейнер и на общую свалку.
- А мы предполагали просто обменивать лампы в пункте обмена: перегоревшую на новую.
Вот такие были планы. Увы, сейчас вместо управления экологической безопасности, существовавшего 15 лет, - отдел в составе администрации. Отдел занят уборкой, а не экологическим контролем предприятий. Ликвидация ненужных, мешающих органов - очень отработанный механизм, все происходит автоматически...
Источник: "Берегиня" |