В Пермском крае продолжают закрываться полигоны по утилизации твёрдых бытовых отходов
На протяжении текущего года в Пермском крае будут закрыты все мусорные полигоны, не отвечающие санитарным требованиям. Процесс их ликвидации начался. Уже закрылись полигоны твёрдых бытовых отходов в Нытве, Соликамске, Чусовом, Чайковском и Кунгуре. Существующей системы недостаточно, в результате чего появляются несанкционированные свалки. Ежегодно на территории края их появляется около тысячи.
В Пермском крае насчитывается около 30 санкционированных свалок. Однако требованиям СанПиНа соответствуют всего лишь четыре объекта: в деревне Софроны, в Краснокамске, Звёздном и Березниках. Юридически же в качестве объектов размещения твёрдых бытовых отходов (ТБО) в Госреестре зарегистрировано восемь полигонов.
В начале 2015 года у большинства муниципальных полигонов ТБО в Пермском крае закончатся лицензии на осуществление своей деятельности. Продлить их будет невозможно по объективным обстоятельствам — в своём нынешнем виде они просто не соответствуют природоохранному законодательству.
По мнению Ильи Шулькина, в ближайшие два—три года «край рискует превратиться в большую свалку бытового мусора».
Илья Шулькин, депутат Законодательного собрания Пермского края:
— До окончательного превращения региона в большую помойку осталось немного. Закрытие большинства нелицензированных полигонов ТБО в регионе автоматически вызовет рост тарифов на перевозку и утилизацию мусора для физических лиц, предприятий и организаций любой формы собственности. По оценкам экспертов — в пять раз. Дешевле всего будет валить мусор куда попало. И не сомневайтесь — валить будут везде.
Основным объектом захоронения отходов на территории Перми является полигон ТБО возле деревни Софроны. Он эксплуатируется около 40 лет и ежегодно принимает, только по официальным данным, до 235 тыс. т отходов. По данным Росприроднадзора, этот полигон заполнен более чем на 60%. Однако, по другим данным, уже в 2000 году он был заполнен на 133%.
Илья Шулькин:
— Сейчас на полигоне ТБО просто зарабатывается сверхприбыль без всяких инвестиций в его развитие. Полигон в Софронах надо изымать у арендатора, передавать его городу или краю и объявлять новый конкурс. Другой вариант — передать этот полигон инвестору в концессию и в качестве обременения повесить проблему строительства межмуниципальных полигонов по всему краю.
По словам председателя совета директоров ООО «ИнвестПром», который сейчас арендует полигон в Софронах, «все цифры о заполненности полигона не соответствуют действительности».
«Мы это давно доказали. Действительно, были разговоры о том, что в 2000-м году полигон мог быть переполнен, но те, кто это утверждал, не учитывали, что отходы гниют, оседают. Кроме того, полигон несколько раз горел, что тоже уменьшило его объём. На данный момент у нас есть заключение экспертов о том, что при нынешнем потоке полигона хватит где-то на 10 лет и более», — заявил Гордеев.
Мусор по талонам
Полигоны ТБО уже начинают закрываться. Так, в конце прошлого года Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края выдала предписание о закрытии нелицензированного полигона твёрдых бытовых отходов в Нытвенском районе. Причина закрытия — несоответствие гигиеническим требованиям, предусмотренным санитарными нормами и правилами по устройству и содержанию полигонов ТБО.
Как пояснили в администрации Нытвенского района, из-за нарушения технологий утилизации отходов свалка несколько раз горела, дым шёл в сторону посёлка Солнечный. И хотя нелицензированных свалок по краю много, Нытвенская была закрыта одной из первых именно из-за потока жалоб.
Предприятиям, занимающимся сбором и вывозом отходов, приходится искать новые полигоны. Управляющие компании «Альтернатива» и «Партнёр», которые обслуживают многоквартирные дома в Нытве, везут отходы в посёлок Новоильинский, где находится площадка для временного размещения отходов. Тарифы не повышают, но замечают: полигон этот временный, и, если его закроют, увеличения расходов избежать будет невозможно.
Если из многоквартирных домов в Нытве мусор вывозится по старым правилам, то обитатели частного сектора стали валить мусор где попало. Недалеко от старого полигона образовалась стихийная свалка. Это жители, не знающие, куда девать мусор, вывозят его просто за город и кидают вдоль дороги.
Вывозом бытовых отходов из частного сектора занимается МУП «Комбинат благоустройства». После закрытия полигона ТБО оплата услуг осуществляется по талонам.
Александр Гуляев, директор МУП «Комбинат благоустройства»:
— Сейчас мы возим отходы на полигон в Краснокамске. Там мусор сортируют, перерабатывают, утилизируют — всё происходит по правилам. Однако возить мусор теперь приходится за 100 км от города, а это сопряжено с возросшими транспортными расходами. Чтобы наша компания не несла убытки, пришлось увеличить стоимость услуги для жителей частного сектора в 1,5 раза. Одной из основных причин перехода на талоны является как раз массовое расторжение договоров после увеличения тарифа.
Как рассказали в администрации Нытвенского района, проблема с полигоном ТБО «уже решается».
Сергей Мальцев, заведующий сектором охраны окружающей среды Нытвенского районного комитета по управлению имуществом:
— Полигон закрыт до получения лицензии. Сейчас ООО «Эко», которое обслуживает Нытвенский полигон ТБО, занимается его подготовкой. Уже введена в эксплуатацию противопожарная скважина, при помощи которой можно быстро ликвидировать малейший очаг возгорания и которая до этого отсутствовала. Построена обеззараживающая яма, модуль для обслуживающего персонала. Кроме того, на основании изысканий подготовлен проект по определению воздействия полигона на окружающую среду. Начата процедура рассмотрения проекта государственной экологической экспертизой. Когда все процедуры завершатся, полигон будет открыт.
В местной администрации очень надеются, что это произойдёт уже в нынешнем году. Однако не все разделяют эти ожидания. Как рассказали «Новому компаньону» в одной из управляющих компаний Нытвы, на полигоне до сих пор нет нормальной пожарной скважины, и не факт, что его вообще откроют.
Вслед за Нытвенским полигоном ТБО в январе этого года истекли сроки действия лицензий полигонов в Соликамске и Чусовом. В декабре истекает срок действия лицензий свалок в Горнозаводске и Лысьве. Власти муниципалитетов пытаются решить проблему без ущерба для жителей.
Затраты на транспортные расходы муниципалитеты могут либо переложить на плечи жителей, либо решить проблему за счёт бюджета. Так, например, в Чайковском, где собственный полигон ТБО закрыт несколько лет назад, отходы возят в соседний Воткинск. Заявок на увеличение тарифов для жителей из Чайковского не поступало.
Как сообщают в Росприроднадзоре, если какие-то полигоны ТБО и можно «довести до ума», то большинство из них не смогут получить лицензию, так как находятся в границах населённых пунктов, а это запрещено законодательством. Закрытые полигоны ТБО ожидает рекультивация — их территорию должны засадить травой и разместить там другие объекты.
«Санкционированная» свалка
Окончание срока действия лицензии у эксплуатирующей организации ещё не означает прекращения дальнейшей работы объекта. Так, например, срок действия лицензии у ИП Мазунина, эксплуатирующего «санкционированную» свалку в Кунгуре, закончился ещё в конце мая, однако работы на объекте прекращены не были. Договор аренды земельного участка, на котором располагается свалка, до сих пор не расторгнут.
Илья Шулькин:
— Проблема в том, что большинство свалок региона формировались ещё в 1980—1990-х годах. На тот период не было никаких санитарно-эпидемиологических и природоохранных требований к полигонам ТБО. Свалки образовывались в населённых пунктах абсолютно хаотично. Все понимали, что с принятием нормативных документов действующие на тот момент свалки не будут единовременно ликвидированы и заменены на высокотехнологические полигоны. Так появилось понятие «санкционированной свалки», разрешённой местными органами власти, но не обустроенной в соответствии с требованиями. При этом «узаконивание» свалок производилось с условием, что они являются временными и подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию.
В условиях отсутствия альтернативных вариантов власти вынуждены санкционировать уже давно существующие свалки. Но, по мнению Шулькина, это лишь «нежелание или неумение региональных чиновников решать имеющиеся проблемы в сфере утилизации бытовых отходов».
Николай Яшин, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю:
— Проблема закрытия полигонов ТБО может стать по-настоящему серьёзной. Возможно, отходы придётся возить не только в соседние муниципалитеты, но и в соседние регионы. Проблему можно решить строительством новых полигонов, а также развитием системы переработки отходов. Шаги в этом направлении уже делаются, но очень скромные. Новые полигоны ТБО и предприятия по переработке в крае появляются, но их так мало и они такие небольшие по объёмам, что не делают погоды.
Полигонов ТБО, отвечающих нормативным требованиям, хватает лишь для размещения 296 тыс. т отходов ежегодно. Остальные 904 тыс. т размещаются на санкционированных и несанкционированных свалках. В результате несложных подсчётов получаем, что для удовлетворения потребностей края необходимо построить и ввести в эксплуатацию четыре полигона такой же мощности, как полигон возле деревни Софроны.
Возможных вариантов земельных участков под строительство новых полигонов ТБО, удовлетворяющих всем требованиям, в крае около 10. При этом не все из них интересны с точки зрения ведения бизнеса. Объём инвестиций, требуемый для организации одного такого полигона, в среднем составляет 150 млн руб.
Кроме того, процедура организации полигона ТБО достаточно сложна. Здесь требуется работа большого количества высококвалифицированных кадров: геологов, инженеров-экологов, инженеров-проектировщиков, сметчиков, строителей узкой специализации. С момента начала проектирования полигона до момента получения лицензии может пройти от трёх до пяти лет.
Илья Шулькин:
— Из всех этих фактов становится ясно, что бизнесу данная сфера деятельности может быть интересна только при условии посильного участия государства. В Пермском крае есть пример успешной реализации механизма государственно-частного партнёрства через заключение концессионного соглашения в организации полигона твёрдых бытовых отходов города Краснокамска. Данный объект представляет собой высокотехнологичный полигон, в эксплуатации которого используются самые современные технологии. Инвестирование в них стало возможным только благодаря тому, что часть средств на строительство полигона была выделена из муниципального бюджета.
Противовес — пример Кунгура, где под новый полигон выделен земельный участок и даже были попытки начать строительство. Но на сегодняшний день степень реализации этого проекта составляет 10%. А всё потому, что в бюджете не выделяются средства.
Статья о мусоре
«В решении этой проблемы, безусловно, важен комплексный подход. Одним из вариантов является использование программно-целевого метода. Тем временем краевая программа развития имеющихся полигонов ТБО и строительства межмуниципальных заводов по переработке мусора, принятая в 2012 году, попросту свёрнута. Отмена её прошла непублично, в тишине чиновничьих кабинетов — проблема с полигонами ТБО осталась небольшим параграфом в перечне необязательных к исполнению поручений правительству», — замечает Шулькин.
В рамках этой программы планировалось строительство или расширение 11 полигонов, строительство 27 мусоросортировочных станций и 21 мусороперегрузочной станции. Общий планируемый объём финансирования составлял 4,8 млрд руб., из которых 2,4 млрд руб. — внебюджетные средства.
Теперь тема мусора включена в подпрограмму «Строительство объектов газоснабжения, объектов обращения с отходами». Перечень мероприятий включает строительство семи межмуниципальных полигонов твёрдых бытовых отходов и двух мусоросортировочных станций. Финансирование мероприятий подпрограммы прописано общей суммой совместно с мероприятиями по строительству объектов газоснабжения.
Тем временем проблемой отходов озаботились в Пермской городской думе. По инициативе главы Перми Игоря Сапко разработаны новые положения для Жилищного кодекса РФ. Это предложение поддержал член Совета
Федерации от Пермского края, бывший мэр Перми Игорь Шубин. Он внёс соответствующий законопроект на рассмотрение в Комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
Пермяки предлагают включить в Жилищный кодекс РФ новый раздел, в котором будут подробно прописаны законодательные основы сбора и вывоза мусора. Органы местного самоуправления устанавливают размер платы за сбор и вывоз мусора из домов, жильцы которых самостоятельно не заключили соответствующие договоры. Местные власти будут сами заключать договоры на уборку мусора по итогам открытого конкурса на срок от одного года до пяти лет.
Таким образом, в случае принятия закон может позволить органам местного самоуправления устанавливать размер платы за сбор и вывоз мусора. При определении тарифов будут учитываться нормы накопления отходов на одного человека (сейчас плата начисляется с одного квадратного метра занимаемой жилплощади).
«Поскольку проблема не точечная, надеюсь, что коллеги из других регионов и городов нас поддержат. Это позволит в разы улучшить состояние наших дворов, придомовой территории и снять с повестки дня многолетнюю проблему», — надеется Игорь Сапко.
Источник: newsko.ru |