Павел Ефремов, координатор акций "Чистый берег -99, 2000, 2001". г.Великий Новгород
Общество
Первые мероприятия в рамках акции совпали с мрачной экономической ситуацией в стране (лето-осень 1998 г). Поэтому у автора этих строк было довольно предвзятое отношение к участию в акции взрослых. И зря.
Первыми на призыв новгородского клуба "Экология" откликнулись работники образования. Они сумели вовлечь в ряды волонтеров своих учеников и студентов. Журналистская братия увидела в "Чистом береге" беспроигрышный информационный повод, а некоторые из слуг пера даже искренне прониклись экологическими идеями. Под воздействием газетных публикаций, радио и телепередач "проснулись" и не очень простые новгородцы. В иной день председатель клуба И.А.Почетова фиксировала несколько телефонных звонков по этому поводу. Отзывались не только отдельные граждане, но и целые общественные организации. С некоторыми мы контактируем до сих пор.
В 1998 году несколько мероприятий акции проходило на малой речке Веряжке. Во время очистки берегов и русла к волонтерам подходили местные жители и иногда негативно реагировали на то, что весь снесенный к реке или сваленный в нее мусор изымается оттуда. Объяснить логически такое поведение нам оказалось не под силу. Может оттого, что вылавливание мусора из реки сродни копанию в грязном белье ("А вдруг мое найдут?")? Прошло два сезона, мы снова вернулись в эти места для продолжения работы. Отношение населения к нашей деятельности стало полностью положительным. Более того, рядом живущий бизнесмен предложил помощь в вывозе собранного на свалку, сам сев за руль своего самосвала (в выходной день!). А один гражданин, увидев работу экоактивистов и сожалея о том, что не может принять непосредственное участие в акции, дал им 100 рублей!
На другой малой речке - Тарасовце - мы работали в сезонах 1999 и 2000 г. Эта речка отличается тем, что в черте города протекает по частному сектору. Так как вопрос с вывозом мусора оттуда никак не решен, остро стоит проблема несанкционированных свалок. Исторически сложилось так, что помойки устраиваются в пойме Тарасовца. За два сезона "чистильщики" прошли около 800 м берега. В 1999 г. мы работали с медколледжем. В один из выходов на берег некоторые студентки оказались неподготовленными для работы в полевых условиях (модельные туфли, белые чистые куртки и т.д.). Мгновенно было принято решение послать их работать с местным населением - пропагандировать идею недопустимости мусора в реке. Результат этой работы проявился на следующий год. Там, где был прибран берег, повторное засорение настолько незначительно, что можно говорить об изменении сознания местного сообщества.
Бизнес
Если говорить о спонсорах, то косяками они, конечно, помогать нам не тянулись. Но акция в городе уже на слуху, и те редкие доноры, которые находятся, спокойны за целевое использование оказанной ими помощи. На проведение акции чаще мы просим не деньги, а мешки, машины, перчатки и т.п. От таких конкретных просьб оттаивают сердца даже самых прижимистых.
Жалко, что деловые люди чаще видят в экоактивистах просителей, в лучшем случае -помощников в продвижении их брэнда (марки) на рынок, но не равноправных партнеров. А ведь мы много что знаем и умеем, подчас настолько владеем материалом, что можем оказывать квалифицированные консалтинговые услуги (впрочем, как и многие другие общественники). Лучше всего, конечно, мы работаем с общественностью, потому как сами ею и являемся. Среди представителей общественных организаций немало тех, кто прошел учебу по работе и связям с общественностью и СМИ (РR), а также другим профильным дисциплинам, чем иногда не могут похвастаться даже представители коммерческих структур.
Что касается "Чистого берега", то и здесь можно найти точки соприкосновения. Как показала другая акция клуба "Экология" - "Охота на пластик" - отходы различных полимеров востребуемы не только в теории. Черный и цветной металлы давно не нуждаются в навязывании приёмщикам, как и стеклотара. Все эти элементы находятся в "несвязанном виде" в природе, в том числе и на берегах.
Подключившиеся к акции бизнесмены отходного бизнеса на правах партнеров могли бы предоставить транспорт или мешки для мусора в обмен на собранное с берега вторсырье.
С другой стороны, бизнес на новгородчине (и промышленность, и торговля, и сфера услуг) в основной своей массе не является экологически ориентированным. Люди элементарно не могут понять, что хорошо, а что плохо. Те же самые проблемы касаются всего общества. Но тут ощущение безграмотности обостряется в тысячу раз. Стихийные свалки, как правило, не имеют точного имени автора. Но происхождение мусора, их наполняющего, иногда можно атрибутировать. Часто такой процесс заканчивается не в пользу местных коммерсантов. Во время акции "Чистый берег-98" студенты сельхозакадемии на берегу в лесопарковой зоне наткнулись на захоронение сосисок одного крупного новгородского супермаркета. Определить автора оказалось достаточно просто - беспроигрышными уликами стали товарные чеки магазина-нарушителя. Для этих случаев в Татарстане придумали операцию "Бумеранг". Суть акции в том, что мусор с несанкционированной свалки должен вернуться хозяину.
Чаще мы имеем дело с опосредованными загрязнителями. Таковыми обычно выступают производители продукции в одноразовой и неодноразовой упаковке. От 50 до 70 % объема мусора, собираемого с берегов, приходится на одноразовую упаковку. До 90 % от нее - пластик. Более половины объема пластиковой упаковки составляют пластиковые бутылки. Остальной пластик представлен в основном полиэтиленовыми мешками и одноразовой посудой.
Зеленые области отдают себе отчет в том, что одними призывами к борьбе с указанными проблемами не добиться сколько-нибудь значимых результатов. Однако они не видят другого пути обратить внимание ответственных лиц на надвигающуюся катастрофу. Вот когда внимание сфокусировано - можно приглашать к диалогу заинтересованные стороны и детально обсуждать проблему. В нашей ситуации - это необходимость возвращения упаковки и тары своему производителю, в крайнем случае - побуждение его ко вторичной переработке (рециклингу) своего детища.
Власть и чиновные люди
Отношение власти и чиновников на разных уровнях к акции на протяжении нескольких лет тоже менялось. В первый год оно было настороженное. С самого начала понимание нашли в административном отделе города, морально поддержали городской и районный комитеты охраны природы, водный комитет поддержал акцию людскими ресурсами. В целом первый, да и второй сезон официальные круги по отношению к акции были весьма сдержанны и безразличны. Но это только нам так казалось.
В Концепции социально-экономического развития Новгородской области на 2000 год появилась и наша акция. Оценили, значит!? В 2000 г мы для наших мероприятий смогли получить оплату нескольких самосвалов для вывоза мусора и обойтись по этой статье без спонсорской помощи - власти помогли. Правда, до сих пор не было реакции на наши предложения по улучшению экологической ситуации, которые мы публикуем по окончанию каждой акции. Но мы не унываем - капля камень точит.
И вот уже в сезоне 2001 г. после обращения о поддержке акции в городском комитете по экологии активно откликнулись и помогли финансами из экофонда провести широкомасштабные мероприятия в рамках всего города. Правда, личностный фактор тоже играет не последнюю роль (дело в том, что городской комитет по экологии - новая структура с новым руководством).
Заключение
Проблемы, обозначенные здесь, нельзя решить сходу и при помощи какого-то одного ведомства или коммерческой структуры. Над ними надо работать сообща и вырабатывать комплексный подход. На сегодня у большинства заинтересованных лиц нет понимания необходимости комплексности в решении "мусорных" вопросов.
Клуб "Экология" при всем своем потенциале не сможет решить вопрос о регулярном вывозе мусора. Однако помочь городским службам в организации селективного (раздельного) сбора твердых бытовых отходов и в разъяснении местному населению опасности свалок на берегах водоемов общественники в силах. В случае удачи экологический и экономический эффект гарантирован. Город пока не может из-за дефицита средств организовать комплексную переработку вторсырья. Зато это может быть посильной ношей схожим по профилю частным фирмам. При должной поддержке местной властью и общественными организациями, работающими с населением, данное дело может быть успешно осуществлено.
Крупные производители одноразовой тары, не видящие своей потенциальной опасности для природы и людей, гораздо чутче отреагируют на приглашение к многостороннему диалогу со стороны Госкомитета природных ресурсов, нежели от какой-то общественности. В решении этой группы проблем придется даже, может быть, прибегнуть к помощи наших законодателей. Если у них выйдет заминка с выработкой документа, то комитет и экологическая общественность смогут помочь, представив нормативную базу других регионов, или войти в рабочую группу по разработке того или иного законодательного акта.
Источник: газета "Берегиня" |