Зарегистрированных посетителей: 22211
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
"Медленный танец на мусорных сопках"
|
Егор Верещагин
июнь 2014 г. | Почему в регионе продлили программу утилизации ТБО и что в ней пора менять
Областную программу утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) «отодвинут» еще не раз. Ранее было заявлено о том, что девять межмуниципальных полигонов (ММП) создадут к 2014 году. Теперь, когда работают всего два из запланированных, процесс растянули до 2016-го года. Но и к этому сроку вряд ли все будет сделано.
Торопиться не следует
Да, со сроками вышел конфуз. Но это вовсе не означает, что региональная программа утилизации с треском провалилась и показала свою несостоятельность. Наоборот, рапортуют чиновники, те мероприятия, которые выполнены в ее рамках, - их давно уже необходимо было выполнить. На сегодняшний день сделано немало: закрыт Игумновский полигон; определены принципы более-менее безопасного с экологической точки зрения складирования ТБО на новых межмуниципальных полигонах; заключены концессионные договоры с крупными мусорными инвесторами и введены в строй два ММП; определены, пусть местами достаточно вариативно, остальные семь площадок; начата и продолжается борьба с несанкционированными свалками.
В общем, программа действует. Необходимы корректировки, но в перечисленных выше пунктах она действует довольно успешно. А то, что меняются конечные сроки, - это неизбежно. Собственно, это прогнозировалось экологами с самого начала, потому что нереально за столь короткий промежуток времени решить проблему, существовавшую десятилетиями. Более того, стремление уложиться в короткие сроки может иметь пагубные последствия. Мы уже сообщали о Богородском полигоне ТБО, который спроектировали в 500 м от деревни Лазарево, тогда как санитарно-защитная зона (СЗЗ) составляет 1 км. ССЗ «под полигон» уменьшили в два раза, но получили протест местного населения, которое не хочет жить в такой близости к грудам мусора.
- История с богородской площадкой научила региональные власти более щепетильно подходить к данному вопросу, - отмечает эколог Асхат Каюмов, - и участок для полигона, который должен принять арзамасский куст, они уже два года утверждают. От первоначального места отказались после отрицательного экспертного заключения, сейчас обсуждается второе место. Такие процессы не могут проходить быстро.
Нарушать сегодня выгоднее
За последние семь лет количество свалок в регионе сократилось более чем в четыре раза. Казалось бы, прогресс налицо… Но, с одной стороны, некоторые объекты не закрываются полностью, а лишь переименовываются: была, допустим, свалка, а стала станция компостирования, как в Павлове. С другой стороны, в населенном пункте «традиционный» склад мусора может быть действительно ликвидирован - и при этом на новых площадках одновременно могут образоваться две-три других свалки. Собственно говоря, так оно и происходит, и далеко не во всех крупных поселках и городах области мусорная проблема исчезла с появлением полигонов. Где-то она только усугубляется. Всем хорошо известны мусорные сопки на улице Коминтерна в областном центре и на обочине Заревской дороги в Дзержинске.
- В 2010 году мы фиксировали 250 несанкционированных свалок, в прошлом году их было 320, в этом уже 340, - отметил глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов на одном из недавних оперативных совещаний. - Некоторые хозяйствующие субъекты приносят большой вред не только благоустройству, но и экологии города.
Почему же новые кучи мусора, несмотря на активную борьбу с ними, появляются как грибы после дождя?
На это есть несколько причин, увязанных друг с другом порочным клубком.
Во-первых, тарифы на действующих сегодня полигонах поднялись в несколько раз по сравнению со ставками на прежних свалках – и ушлым водителям стало, соответственно, выгоднее опорожняться, не доезжая до ММП.
Во-вторых, с некоторых пор отменили лицензии на деятельность по вывозу мусора – и фирмы получили право нанимать этих самых ушлых водителей, которые, естественно, берут за свои услуги в несколько раз меньше, чем организации, гарантирующие доставку отходов на полигон. Именно отмена лицензий в данной отрасли поставила под угрозу не только реализацию программы, но и экологическую безопасность региона.
В-третьих, штраф за складирование мусора в неположенном месте непростительно мал: недобросовестному водителю выгоднее отдать 5000 рублей в качестве наказания (благо, рейды по данной теме редки), нежели выкладывать столько же каждый день за право ввезти мусор на территорию полигона.
Таким образом, министерству экологии региона (а за программу утилизации отвечает именно эта структура) следует сегодня бороться за изменение юридической базы. В частности, необходимо инициировать возврат лицензий на вывоз мусора, многократное увеличение штрафов за свал отходов в неположенном месте и создание специальной экологической полиции, которая будет штрафовать нарушителей. Кроме того, тарифы на действующих полигонах должны быть заморожены: их увеличение неизбежно спровоцирует рост нарушений.
Вторсырье «убивается» на пунктах передержки
Еще одна проблема: на карты полигонов должно поступать всего лишь 60% того мусора, который сейчас туда идет. Остальное – вторсырье, подлежащее сортировке и переработке. Если этот механизм запустить, территории Нижегородской области не так быстро покроются отходами, на полигоны попадет легковоспламеняющееся сырье, да и экологически ориентированный бизнес будет поддержан.
Однако на сегодняшний день карты полигона МАГ-1 заполняются всем, что нижегородцы выбрасывают в контейнеры (цех по сортировке там уже который год обещают построить, но воз и ныне там), а на городецкой площадке отсеивается для последующей переработки от силы 15% мусора. Почему так мало? Причины, казалось бы, объективные.
Во-первых, на мусоперегрузочных станциях (это промежуточные пункты на дальних маршрутах) отходы прессуются – за счет этого территория полигона способна принять больший их объем. Но этим самым «убивается» 3/4 вторсырья: из ужатой массы трудно вычленить отдельные элементы.
Во-вторых, элементы вычленяются вручную, и рук в прямом смысле слова не хватает. Не каждый согласится работать, вдыхая свалочные ароматы и получая 15 тысяч рублей, поэтому в цехе по сортировке Городецкого полигона наблюдается текучка кадров. Когда корреспонденты “МК в Нижнем Новгороде“ посетили его в апреле, там трудилось всего семь человек, тогда как рабочих постов 14.
Однако на городецкой площадке налажен хоть какой-то отбор, тем более что деревянные материалы и крупногабаритный металл там отбираются до того, как отходы попадут на конвейер. На более крупном полигоне МАГ-1 и того нет. Вообще же чтобы появилась сортировка на хорошем качественном уровне, инвесторы должны быть простимулированы. Пока экономической выгоды у инвесторов нет, потому что в рамках соглашений чем больше полигон зарабатывает на вторсырье, тем меньше будет в следующем году тариф на ввоз мусора. Естественно, предпринимателям проще не напрягаться с сортировкой, получая стабильные доходы по существующим ставкам. Напрашивается, таким образом, еще одна корректировка программы: тарифы следует не только жестко зафиксировать, но и не увязывать их с переработкой.
Меньше отходов – меньше доходов
Между тем Асхат Каюмов утверждает, что даже при активных стараниях инвесторов идеальной 40-процентной сортировки на полигонах не получится – в силу того, что мусор прессуется по пути. По мнению эколога, отсеивать бытовые отходы необходимо вообще не на ММК, а в местах их образования, то есть в квартирах и на улицах, - вот тогда на вторсырье может уходить даже более 40%. Здесь возможны два варианта: или организовать в городах и поселках пункты приема, или поставить во дворах специальные контейнеры. Причем на все виды вторсырья может быть один контейнер – его содержимое достаточно легко отсортировать для последующей переработки. И тот, и другой вариант готов реализовать бизнес, у предпринимателей даже есть конкретные предложения. Но муниципалитеты все никак не могут создать соответствующие условия, а иногда и противятся подобным начинаниям. Если сортировку наладить на местах, на полигоны будет попадать меньше отходов и в таком случае «мусорные инвесторы» лишатся части доходов.
- Я знаю предпринимателя, который просит в аренду кусочки земли. Он готов давать людям деньги за сданное вторсырье, обеспечить несколько десятков рабочих мест, - рассказывает Асхат Каюмов. - Два года он получает отписки из городской администрации - и никакого движения.
Таким образом, одним из основных пунктов программы утилизации должна стать сортировка «на местах». С теми же параметрами, которые существуют сегодня, мусорная проблема может быть решена лишь частично.
Источник: nn.mk.ru |
|
|
LOLLINI R&M
LOLLINI R&M - www.lollini.ro .Производитель пресс для металлолома черных и цветных металлов
OOO ЭКОРЕЦИКЛ
Прием и обезвреживание ртутьсодержащих ламп и других ртутьсодержащих отходов с предоставлением спецконтейнеров и автотранспорта для их вывоза.
Москва
Закупка и переработка полимерных отходов, продажа вторичной и первичной стрейч пленки, мешки биг бег(биг-бэг)
ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
|