В конце января на сайте Гринпис появилась возможность отправить письмо мэру Москвы Сергею Собянину и руководителю экологического департамента Москвы Антону Кульбачевскому с требованиями включить необходимые пункты в экологическую программу развития города. За первые недели более 22 тысяч сторонников Гринпис поддержали требования организации.
По официальным сообщениям чиновников, текст стратегии должны были утвердить в конце февраля, однако теперь работа продолжится до конца года. Гринпис считает, что задержка с принятием документа связана с обращениями наших сторонников, которые требовали внести в текст существенные изменения. Сотрудники департамента заверяют, что перед окончательным утверждением документ будет представлен для широкого обсуждения.
Руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский дал расширенные комментарии по поводу каждого из требований Гринпис.
Против мусоросжигательных заводов, за раздельный сбор
Департамент уже принял часть требований Гринпис, которые будут отражены в тексте стратегии. В частности, правительство Москвы откажется от строительства новых мусоросжигательных заводов. Гринпис считает, что уже существующие в столице мусоросжигательные заводы также должны быть закрыты, поскольку способны оказывать негативное воздействие на окружающее среду и здоровье людей. Мы надеемся, что уже заданное направление впоследствии гарантирует полный отказ от мусоросжигания.
В своих предложениях Гринпис советовал правительству Москвы поставить перед собой цель «Ноль отходов», что подразумевает не захоронение и сжигание, а переработку всех возможных отходов. Однако департамент указал в тексте стратегии целевой показатель «снижения объёма захоронения отходов к 2030 году на 35% за счёт организации раздельного сбора мусора и выделения вторичного сырья из собранного и вывезенного мусора».
Гринпис считает, что цель снизить объём захораниваемого на свалках мусора на 35% за 16 лет - очень маленькая для такого города, как Москва. Ведь если направить на переработку только пластик, это уже снизит отходы на 40%, а выделение пищевых отходов снизит объём мусора на 30%. При этом пищевые отходы можно направить на компостирование или установки по выработке биогаза. Например, в Сан-Франциско цели «Ноль отходов» планируют достигнуть уже к 2020 году. Показателен и пример Великобритании, где за 15 лет, с 1997 до 2012, увеличили переработку мусора с 7% до 46% по всей стране.
Гринпис считает, что основой решения проблемы мусора может стать только раздельный сбор отходов, причем не в качестве эксперимента, а нормы для всех контейнерных площадок города. Гринпис готов предоставить правительству Москвы свои методические рекомендации, как это может быть достигнуто.
Много деревьев, травы, листвы, которые загубит реагент
В своих обращениях сторонники Гринпис требовали ограничить покосы травы в летнее время, значительно сократить использование противогололёдных реагентов и запретить уборку листвы с газонов и из-под деревьев.
Согласно ответам Антона Кульбачевского, в ближайшее время департамент собирается провести эксперимент, в рамках которого жители смогут потребовать внести изменения в паспорт своих дворовых территорий, в частности, изменить статус газона с «обыкновенный» на «разнотравный», что существенно сократит количество кошений.
По поводу запрета на уборку листвы глава департамента ответил, что по законодательству предусмотрена уборка листвы только вдоль магистралей. Остальные случаи – нарушение природоохранного законодательства.
В проект стратегии включены положения о необходимости ограничения использования противогололёдных реагентов, однако департамент оказался не готов к запрету их использования на дворовых территориях и остановках общественного транспорта.
Гринпис продолжит диалог с департаментом и будет добиваться принятия цели «Ноль отходов», введения полноценного раздельного сбора, а также решения других вопросов.
Полный текст ответов главы департамента Антона Кульбачевского
Ответы руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антона Олеговича Кульбачевского на вопросы Гринпис
Вопрос 1. Достижение нулевого образования отходов к 2030 году. Для этого нужно обеспечить установление соответствующих целевых показателей по сбору и переадресации отходов во вторичное сырье с ежегодным сокращением количества отходов, направляемых на полигонное захоронение и сжигание.
В Концепции управления отходами Европейского Союза установлена иерархия обращения с отходами (приоритетность действий с ними). Приоритеты по обращению с отходами расставляются следующим образом: предотвращение образования отходов, минимизация образования отходов, вторичное использование, использование материального потенциала, использование энергетического потенциала, захоронение.
Все европейские страны сегодня ориентируются на предотвращение образования отходов (количественное сокращение объема отходов), их вторичную переработку и использование их энергетического потенциала. Страны ЕС имеют государственные стратегии по сокращению объемов отходов с помощью повторного использования, компостирования, производства биогаза. Основой политики Европейского Союза по обращению с бытовыми отходами является их раздельный сбор. Лидером по переработке отходов являются Германия (64,5%), Австрия (59,4%), Бельгия (57,3%), Швейцария (50%), Нидерланды (49,5%).
Тем не менее после раздельного сбора на мусоросжигание отправляются 24 % образуемых в ЕС отходов).
Размещение/захоронение отходов является наименее приемлемой технологией обращения с отходами и должно касаться только отходов, которые уже не могут быть вовлечены в иные процессы. Однако достичь «нулевого» показателя образования отходов не удалось ни одной из стран Европейского союза. Сегодня в странах ЕС до 10% захоранивается на полигонах ТБО. Перед захоронением требуется предварительная подготовка отходов. Предварительная подготовка включает физическую, термическую, химическую и биологическую обработку отходов с целью снижения количества и токсичности отходов, направляемых на захоронение.
Так что «нулевое образование отходов» - это, скорее, ориентир.
Проектом Экологической стратегии города Москвы предусмотрено установление целевого показателя снижения объема захоронения отходов к 2030 году на 35% за счет организации раздельного сбора мусора и выделения вторичного сырья из собранного и вывезенного мусора (показатель на уровне не менее 20% уже закреплен контрактами, заключаемыми в рамках эксперимента по вывозу мусора, распространенного на территорию 5 округов Москвы). Мы готовы обсуждать с экспертным сообществом и общественными организациями целевые показатели, которые войдут в окончательный вариант стратегии.
Справочно: Мы планируем принять Экологическую стратегию Москвы 2030 до конца текущего года. Перед этим она будет представлена для широкого обсуждения. Пока проект Стратегии на широкое обсуждение и даже в другие органы власти еще не направлялся, идет подготовка текста документа с учетом замечаний и предложений членов Общественного Совета при Департаменте. Необходимо также создание Межведомственной рабочей группы из представителей органов власти Москвы для участия в подготовки Стратегии, ведь это должен быть не узко ведомственный документ Департамента, а документ, определяющий экологическую политику Москвы и обязательный для учета всеми органами власти города.
Раздельный сбор организован сегодня в районах Таганский и Замоскворечье ЦАО, по инициативе муниципальных депутатов и в соответствии с поручением Мэра Москвы. Раздельно собираемые отходы – картон и бумага, алюминиевые банки, стекло, пластик – т.е. то, под что сегодня существуют мощности по вторичной переработке и что востребовано как вторичная продукция. Эксперимент доказал свою эффективность, Департамент поддерживает его поэтапное распространение на другие районы.
С учетом особенностей жилого сектора Москвы (многоквартирные жилые дома, в которых квартиры и подъезды не оборудованы инфраструктурой для раздельного сбора мусора) раздельный сбор отходов должен распространяться поэтапно и продуманно. Важно при этом на законодательном уровне создать условия, при которых раздельный сбор и раздельный вывоз отходов был выгоден и жителям, и бизнесу.
Сегодня в Москве часть органических отходов уже сейчас направляется на установки по производству биогаза на очистных сооружениях, и в перспективе превращению в биогаз (анаэробному сбраживанию) и компостированию должны подвергаться все органические отходы.
Мы также предусмотрели в проекте Стратегии:
развитие системы «перевалочных» пунктов (на территориях промышленных зон) для прессования отходов, требующих транспортировки на перерабатывающие производства в другие регионы (важно, чтобы транспортировка не была экономически убыточной; это актуально для картона и алюминиевых банок);
развитие системы пунктов приема вторсырья;
создание системы сбора и транспортировки малых объемов образования отходов производства и потребления с максимальным привлечением малого и среднего бизнеса для решения проблемы, в первую очередь по отходам, образованным от эксплуатации частных транспортных средств,
организация системы сбора наиболее токсичного малогабаритного мусора, в первую очередь, отработанных источников питания;
утверждение перечня вторичных материальных ресурсов и требований к их обращению на территории города, развитие системы сбора и утилизации, брошенных и вышедших из эксплуатации транспортных средств в соответствии с Гражданским Кодексом РФ,
разработка дифференцированной номенклатуры отходов, образуемых от строительного бизнеса, для учета их в новой редакции федерального классификационного каталога РФ;
усовершенствование нормативно-правовой базы в сфере обращения со строительными отходами на территории города (внести изменения в законодательные акты города, разработать ТУ, стандарты, регламенты).
стимулирование создания системы мусороперерабатывающих производств.
Вопрос 2. К 2013 году полностью вывести из эксплуатации существующие объекты по термическому уничтожению отходов (МСЗ).
Правительство Москвы отказалось от строительства новых мусоросжигательных заводов. Это указывается в проекте Экологической стратегии.
В настоящее время в Москве действуют 3 ранее введенных в эксплуатацию мусоросжигательных завода: "Спецзавод №2" , "Спецзавод №3", "Cпецзавод №4". Их суммарная проектная мощность 740 тыс тонн в год (примерно 10-15% от объема образуемых бытовых отходов), фактическая – меньше.
Все они имеют если не самые современные, то еще не устаревшие и широко применяемые сегодня в мире (Австрия, Франция) технологии сжигания и очистки дымовых газов.
Еще эти заводы нельзя по привычке называть «мусоросжигательными», к ним больше подходит слово «мусороперерабатывающие». Утилизация вырабатываемого пара на МСЗ позволяет обеспечить потребности завода в тепловой и электрической энергии, а излишки вырабатываемой электроэнергии передавать в городские электрические сети.
Фактическая эффективность газоочистки этих предприятий регулярно в течение каждого года подтверждаются результатами лабораторно-инструментальных исследований состава дымовых газов на входе и выходе системы газоочистки, содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на прилегающих к заводу территориях.
Газоаналитическое оборудование, установленное на выходе из системы газоочистки каждой технологической линии завода (из труб), непрерывно измеряет содержание в очищенных газах химических веществ, полученные значения в режиме реального времени передаются на сервер ГПУ «Мосэкомониторинг». Мы не фиксируем никаких нарушений.
В 2012 году ставилась специальная работа по диоксинам – отбирались пробы воздуха вокруг МСЗ №4. По результатам исследования, концентрации диоксинов не превышают установленных норм ПДК. При этом мы решили продолжать исследования по диоксинам, поскольку важен постоянный непрерывный контроль соблюдения технологии, что обеспечивает экологическую безопасность предприятия.
Основной аргумент оппонентов – это то, что безопасное сжигание может быть обеспечено только при условии предварительной сортировки мусора. Важно сказать, что, например, на МСЗ №4 реализована технология сжигания в печах с кипящим слоем, она не допускает сжигания без этой предварительной сортировки, иначе печь выйдет из строя.
Так что основания обсуждать вопрос закрытия действующих московских МСЗ - это будет разумно только к моменту, когда они подойдут к моменту необходимой реконструкции. Мы надеемся, что к этому моменту будет создана система мусоропереработки в Московском регионе – сообща с Московской областью, в рамках уже реализуемого механизма частно-государственного партнерства.
Вопрос 3. Признать экологически неприемлемыми постоянное кошение газонов в летний период и уборку листового опада на них в осенний период. В первый год после принятия Экологической стратегии ограничить кошение газонов и запретить сбор опада.
В настоящее время Департаментом в целях сохранения разнотравья и поддержания растительного и животного мира на ООПТ в титульные списки содержания зеленых насаждений внесены изменения в части уменьшения проведения кратности кошения газонов. В соответствии с внесенными изменениями на сегодняшний день площадь луговых газонов (разнотравье) увеличилась на 300 га. (площадь обыкновенных уменьшилась на 11 %), количество покосов на указанной территории снизилось с 6 раз до 1 раза и будет проводится только лишь в целях предупреждения весенних палов и предотвращения зарастания полян древесными растениями.
По инициативе общественности мы сейчас хотим провести эксперимент в некоторых дворах – если там есть признаки разнотравья (это более 5-6 видов трав), то внести изменения в паспорта этих дворовых территорий, указав там газон как «разнотравный». Это сразу сократит количество предусмотренных кошений. Перечень дворовых территорий предлагается также общественностью, мы обеспечиваем выезды специалистов-ботаников.
Информация об этом эксперименте будет доступна на нашем сайте.
Уже подготовлены необходимые поправки в законодательство (Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений), предусматривающие обязательное уточнение в Паспортах дворовых территорий вида травяного покрытия на дворовых территорий (разнотравье либо обыкновенный газон). Поправки планируется вносить по итогам эксперимента (летний период). Если жители захотят, чтобы Департамент содействовал внесению изменений в паспорта их дворовых территорий с указанием газона как "разнотравный", после принятия поправок в законодательство они смогут обращаться в Департамент (письменно или по электронной почте).
Стоить отметить, что у жителей и специалистов негатив вызывает не само кошение, а кошение с нарушением установленных природоохранных правил – кошением «под корень», триммерами. Наши инспектора привлекают за эти правонарушения к административной ответственности.
Вопрос уборки листвы.
У нас по законодательству предусмотрена уборка листвы только вдоль магистралей, на установленную ширину. Все остальное – нарушение требований природоохранного законодательства.
На ООПТ, природных и озелененных территориях листва является неотъемлемым компонентом природного сообщества, обеспечивающим его биологическую устойчивость и нормальное развитие.
За нарушение правил уборки листвы, что является нарушением правил содержания природных и озелененных территорий, к нарушителям применяются меры административного воздействия в соответствии со ст. 4.2 и ст.4.17 Кодекса об административных правонарушениях города Москвы и влечет наложение штрафа.
Вопрос 4. Снизить объем и минимизировать использование противогололедных реагентов с установлением целевых показателей в динамике по годам. Запретить использование реагентов во дворах.
Использование противогололедных реагентов (ПГР) для борьбы с зимней скользкостью дорог и обеспечения безопасности дорожного движения является вынужденной мерой. Это обусловлено требованиями специального ГОСТа который устанавливает необходимый безопасный коэффициент сцепления колес с дорожным полотном (ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).
В Москве, с учетом интенсивности движения и огромного количества автомобилей, обеспечить безопасный коэффициент сцепления механическими методами невозможно, поскольку просто невозможно просто остановить весь поток машин дожидаясь пока наледь будет сколота, а снег собран.
Использования песка, как это было в 90-е годы, при увеличившемся в несколько раз количестве машин тоже не позволяет обеспечить безопасность, кроме того он забивает все инженерные сети.
Используемые в Москве ПГР являются апробированным составом, безвредным для окружающей среды при соблюдении всех требуемых ограничений. Сейчас ПГР - это смесь солей. С учетом различной температуры на улице и разной плавящей способности каждой соли используются многокомпонентные реагенты, в том числе содержащие полностью биоразлагаемые компоненты, полностью безвредные для окружающей среды. Для сравнения проба ПГР была привезена прямо с дорожки в озелененном сквере в Осло (Норвегия), ее состав полностью повторил состав наших реагентов.
Мы уже несколько лет ведем мониторинг влияния ПГР на все природные среды. Негативного воздействия и необратимых последствий для окружающей среды не зафиксировано. Хотя все изменения в составе ПГР и их объеме мы сразу фиксируем. Видим увеличение доли натрия, к примеру, а также изменения использования калия и кальция.
Отсутствие существенного влияния связано с развитием эффективной системы сбора и утилизации снежных масс. Практически весь загрязненный снег (более 80) вывозится на очистные сооружения.
Кроме того факторами минимизации негативного воздействия является то, что применение ПГР запрещено на ООПТ, природных и озелененных территориях, запрещения складирования загрязненного снега вне специальных мест. За такие нарушения Департаментом начисляются серьезные штрафы. За 2013 год сумма штрафов составила более 21 млн. руб.
С 2011 года было разрешено применение ПГР во дворах. ДЖКХиБ обосновывал эту меру предотвращением зимнего травматизма граждан. Данное изменение было направлено на исключение образования снежного наката или наледи, скольжения пешеходов. На эту получено положительное заключение ГЭЭ федерального уровня.
С нашей точки зрения негативным фактором является увеличение объемов применяемых ПГР. Природоохранной задачей является снижение объемов применения ПГР, в том числе на дворовых территориях. Об этом прямо указано в проекте Экологической стратегии города Москвы. В основе минимизации объема должно лежать определение оптимального объема, дифференцированного в зависимости от погодных условий для одной и той же площади объектов дорожного хозяйства. Важен также учет мирового опыта технологий борьбы с зимней скользскостью.
У жителей вызывает негативные эмоции не столько само применение ПГР, сколько нарушение требований Технологии, в том числе превышение норм распределения ПГР, складирование загрязненного снега на газонах и то, что загрязненный снег коммунальные службы не вывозят или вывозят слишком поздно.
Департамент по этому вопросу работает и привлекает к ответственности за такие нарушения. Так, за 2013 год Департаментом было возбуждено свыше 100 административных дел, а за прошедший период 2014 года возбуждено уже свыше 180 административных дел.
Вопрос 5. Прекратить строительство развлекательных и других непрофильных объектов на особо охраняемых природных территориях города. Составить план, в соответствии с которым каждый год площадь городских лесов и парков будет увеличиваться.
В соответствии с Законом города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» на ООПТ в зависимости от их категорий, целей и задач, площадей, природных, историко-культурных, градостроительных и иных особенностей могут быть выделены различные зоны и участки, в том числе «рекреационные центры, специально обустроенные и предназначенные для массового отдыха населения» и «физкультурно-оздоровительные и спортивные зоны, предназначенные для организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий и специально обустроенные для этих целей». В пределах зон и участков в соответствии с режимами охраны ООПТ и их целевыми назначениями устанавливаются дифференцированные режимы охраны, хозяйственного и иного использования, в том числе режимы регулирования градостроительной деятельности, не противоречащие целям образования и использования ООПТ.
В указанных зонах возможно размещение таких объектов, как:
открытые спортивные, игровые, детские площадки, площадки для отдыха, площадки для выгула и дрессировки собак, в том числе с размещением на указанных площадках малых архитектурных форм;
малые архитектурные формы (элементы декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, городская мебель, игровое, спортивное, осветительное оборудование);
аттракционы, шапито - объекты из сборно-разборных конструкций;
общественные туалеты нестационарного типа;
открытые площадки для размещения контейнеров для сбора отходов;
пункты проката велотранспорта;
При рассмотрении вопроса о размещении указанных некапитальных объектов в обязательном порядке учитывается мнение жителей близлежащих районов. При этом Департамент не допускает размещение на подведомственных ему территориях объектов, не соответствующих целям и задачам ООПТ.
В целом оценка суммарной площади природных и озелененных территорий города в границах красных линий составляет более 49%, при показателе обеспеченности озелененными территориями различных категорий на одного человека 42,21 кв.м/чел. Эти показатели превышают нормативно допустимый (40%). А по факту – все 54% (по состоянию на 2012 год).
Департаментом предложены в среднесрочных планах работ мероприятия компенсационного характера, при существенном увеличении количества высаживаемых в городе деревьев и кустарников, в том числе на дворовых территориях, т.е. в непосредственной близости от места проживания людей. В частности, с 2013 года в Москве проводится общегородская программа «Москве – миллион деревьев», в рамках которой в последующие несколько лет планируется дополнительно высадить на территории Москвы 1 млн. деревьев и кустарников.
Кроме того, мы планируем строго контролировать соблюдение требований по компенсационному озеленению, установленных Законом Москвы «О защите зеленых насаждений» в части обязательности проведения компенсационного озеленения при вырубке деревьев и кустарников.
В 2011-2013 гг выполнены актуальные материалы лесоустройства для всех ООПТ Москвы, которые станут основой для определения приоритетов развития этих территорий и планирования мероприятий на долгосрочный период.
Предусмотрены работы по формированию состава древостоев, восстановительные посадки лесных насаждений и других природных сообществ: луговых, околоводных, травянисто-болотных и краснокнижных видов растительности, эколого-ценотических групп лесной кустарниковой и травянистой растительности, формирование опушек, закладка ремиз и другие виды работ. При этом выделяются заповедные участки ООПТ, где сохраняется принцип практически полного невмешательства в природу.
И в границах старой Москвы, и на присоединенных к Москве территориях есть территории со статусом «планируемые к образованию ООПТ». Мы отразили в проекте Экологической стратегии планы по приданию им статуса «ООПТ».
Площадные ООПТ Москвы являются биоцентрами ее экологического каркаса, наличие которого для городов является основным условием для сохранения биоразнообразия и обеспечения устойчивого развития городов. При этом следует констатировать постепенную утрату за последнее десятилетие миграционных коридоров экологического каркаса.
Важным долгосрочным ориентиром экологической политики Москвы должно стать также хотя бы частичное восстановление утраченных миграционных коридоров экологического каркаса Москвы и сохранение экологического каркаса Московской области (в границах присоединенных к Москве территорий). В рамках данного направления Департаментом на 2014 год запланировано проведение работ по разработке научно-методического обоснования и предложений по развитию природно-экологического каркаса Москвы и Московской агломерации.
Кроме того Правительством Москвы принято решение о реорганизации промышленных зон, с дальнейшим созданием на их территории скверов и парков. Проектом Экологической стратегии в числе основных задач предусматривается реорганизация промышленных зон, с созданием на них объектов озеленения.
Стоить отметить, что с 2006 года отмечается положительная динамика в состоянии зеленых насаждений города Москвы, доля деревьев и кустарников, находящихся в удовлетворительном состоянии возросла с 71 до 91 %.
|