Мешает Быньгам дышать спокойно.
В Невьянске 30 марта 2014 года прошёл митинг против открытия на территории городского округа нового предприятия. Речь идёт о фабрике по выщелачиванию золота с помощью цианида натрия. Организаторы акции заодно выдвинули требование об отставке действующего главы муниципалитета Евгения Каюмова. И даже составили соответствующую петицию на имя президента России.
Корни противостояния невьянских народных активистов и производственников растут из 2000 года. Именно тогда появился проект строительства выщелачивающей фабрики по добыче золота из руды Быньговского месторождения. Лицензией на разработку этих залежей владеет старательская артель "Нейва". В 2012 году она приступила к работам на объекте – в полукилометре от села Быньги (это там, где Евгений Ройзман со товарищи угробили храм) было возведено здание из сэндвич-панелей, в котором должно разместиться заводоуправление новой фабрики. Строительство производственной линии пока не начато.
Проект по добыче золота рассчитан на 5 лет. За это время фабрика переработает имеющиеся запасы руды – порядка 550 тысяч тонн. Если за 5 лет не произойдет увеличения рудной базы, оборудование будет демонтировано, а территория предприятия полностью рекультивирована.
Как сообщил "Уралинформбюро" главный технолог артели "Нейва" Игорь Яковицкий, проект предприятия по выщелачиванию золота составлен с учетом всех природоохранных норм. Для него выбрана наиболее чистая из применяющихся технологий. Процесс будет проходить в закрытых ёмкостях (чанах), содержимое которых даже в случае аварии не попадет в окружающую среду благодаря аварийному бассейну, способному вместить содержимое всей установки. Для извлечения золота из руды используется цианид, который после завершения технологического цикла с помощью гипохлорита кальция разлагается до элементарного азота.
Сейчас в мире используются три варианта цианидного выщелачивания: подземное, кучное и чановое. Последняя схема самая чистая – обеспечивает наибольший уровень защиты от утечки загрязняющих веществ. Много лет в Свердловской области чановое выщелачивание применяют Березовский рудник и компания "Золото Северного Урала" под Краснотурьинском.
В 2011 году на представленный артелью "Нейва" проект фабрики было получено положительное заключение Центра гигиены и эпидемиологии Свердловской области. В 2013 году также положительный вердикт вынесла государственная экспертиза. В настоящее время проект рассматривает экологическая экспертиза. Её решение должно быть готово в июне 2014 года.
Аргумент в противогазе
В первой половине 2012 года в Невьянске и в посёлках, располагающихся в окрестностях Быньговского золоторудного месторождения, было сформировано движение против строительства нового предприятия. Местные экологи-общественники потребовали провести в поселке соответствующий референдум, а позже пригрозили властям голодовкой.
С тех пор цианид прочно прописался в протестной повестке дня. Около полудюжины тематических акций прошло в феврале - марте 2014 года в Невьянске, Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Фактически в протестный митинг превратились даже общественные слушания по вопросу строительства фабрики 19 марта.
В ходе антицианидных акций организаторы устраивали бесплатную раздачу противогазов, обеспечивали доставку "массовки" из окрестных сел и поселков. Активисты сообщили "Уралинформбюро", что ими нанят юрист. У протестного движения явно прослеживаются идеологические вдохновители и не исключен источник финансирования.
Многие наблюдатели уверены, что "экологическую карту" решили разыграть политические оппоненты действующего главы Невьянска Е.Каюмова. Однако один из организаторов протеста, бывший конкурент Каюмова на мэрских выборах Владимир Никитин уверяет, что политической подоплеки в гражданском протесте нет. Единственным мотивом, по его словам, является тревога населения Невьянского городского округа за свое здоровье.
Кривая экология
У невьянских экологов-активистов есть сайт cianid.net. Там, помимо прочего, вывешен программный документ движения "Обращение к жителям Невьянского округа". В нём в качестве "пугалки" упоминается случай утечки цианидов с золотодобывающего предприятия в Румынии в 2000 году, наделавший переполох. "После этого случая в Европе был создан Кодекс управления цианидами, который жестко ограничивает применение цианидов и запрещает размещение химических производств с цианидной добычей золота и других металлов", - утверждается в обращении.
Но информация о том, что в Европе запрещена добыча металлов с помощью цианидов, не соответствует действительности. На самом деле в ответ на упомянутую румынскую экологическую катастрофу Европейский парламент и Совет Европы приняли Директиву 2006/21/EC по управлению отходами добывающих отраслей промышленности. В ней, в частности, содержатся жёсткие ограничения на содержание цианида в сбросах рудников, введенных в эксплуатацию после 1 мая 2008 года. То есть о полном запрете на цианиды в горнорудной промышленности речи не идёт.
Как пояснил "Уралинформбюро" заместитель проректора по инновационной работе Уральского государственного горного университета, доктор химических наук Рафаил Апакашев, сегодня в мире методом цианидного выщелачивания добывается 90% золота. Причём наиболее широко применяется чановая технология.
28 февраля 2014 года активисты движения "Против цианидов в Невьянском ГО" Михаил Калинин и Анатолий Черкасов встречались с руководителем администрации губернатора Свердловской области Сергеем Пересторониным. В ходе беседы они заявили: "Технология очистки отработанной породы в предлагаемом проекте, как показывает практика, не может быть выше 90%. Нас же лживо пытаются убедить, что хвосты обеззараживаются на 100%".
Но если покопаться в Интернете, то можно узнать, что цианид натрия, хотя и токсичное, но достаточно неустойчивое соединение. Оно быстро разлагается под воздействием солнечного света. А нейтрализация хлором обеспечивает практически абсолютную гарантию от проникновения этого вещества за территорию предприятия.
Именно это качество сделало цианиды достаточно популярным у горняков, металлургов и химиков. Их мировое потребление год от года увеличивается. В настоящее время Европа (в первую очередь Швеция) ежегодно расходует в общей сложности порядка 1000 тонн цианида для добычи золота. Куда большие объёмы этих веществ используют золотодобытчики США или, например, Австралии. Цианиды используются для добычи других металлов, а также в иных отраслях промышленности. Великобритания ежегодно ввозит до 37 тысяч тонн цианидов, Швеция – до 13 тысяч, Франция – до 7 тысяч тонн.
Пугалки села Быньги
Рафаил Апакашев участвовал в упомянутых слушаниях по вопросу строительства фабрики 19 марта. По его словам, когда общественники поняли, что цианидов в отвалах не найдут, "они попытались всех запугать тяжёлыми металлами".
Как сообщил "Уралинформбюро" активист движения "Против цианидов в Невьянском ГО" Михаил Калинин, после того, как из руды Быньговского месторождения будет извлечено золото, в шламохранилище будет помещена порода, содержащая 9 тонн меди и 7 тонн цинка в виде солей. По его мнению, после прохождения через чан с цианидом нерастворимые соли металлов превратятся в растворимые. Следовательно, есть риск их попадания в грунтовые воды. В разговоре Михаил не смог сослаться на конкретные научные работы или результаты экспериментов, подтверждающие его точку зрения. Более того, он сказал, что подобные исследования в России были прекращены под давлением металлургического лобби.
В свою очередь, профессиональный химик Р.Апакашев подчеркивает, что удобство цианидного выщелачивания заключается именно в том, что в растворимое состояние переходит только золото, а остальные металлы продолжают пребывать "связанными" в составе нерастворимых солей.
Наконец третий аргумент борцов с цианидом – наличие на будущей фабрике ёмкости с гипохлоритом кальция. Активисты неоднократно заявляли, что в случае её разрушения гипохлорит превратится в боевое отравляющее вещество – газообразный хлор, который уничтожит всё живое в радиусе более километра. Однако они забывают упомянуть, что для проведения упомянутой химической реакции необходимо обработать гипохлорит кислотой, которой на предприятии нет, и не предвидится.
Кстати, "ужасный" гипохлорит кальция входит в состав бытовых чистящих средств, а также используется для очистки воды и водоподготовки. То есть его запасы имеются в котельных, а также на станциях водоканала, расположенных в границах населённых пунктов.
Сui prodest?
Разумеется, не следует надевать розовые очки и именовать фабрику по выщелачиванию золота абсолютно безопасным объектом. Это – промышленное предприятие, требующее грамотной и ответственной эксплуатации. Но кому выгодно пугать им Невьянский городской округ?
Первая версия слишком явная. Определённые силы превратили предприятие в разменную монету в ходе борьбы за власть в Невьянском районе. Сторонники действующего главы города Евгения Каюмова однозначно именуют антицианидные акции происками местной оппозиции.
"Используя модную ныне тематику защиты окружающей среды, эти люди эксплуатируют страхи горожан для достижения своих собственных целей. Подчеркну, что цели эти лежат исключительно в политической плоскости и направлены на дестабилизацию положения новоизбранного главы города", - заявил "Уралинформбюро" руководитель Свердловского регионального исполкома "Единой России" Александр Косинцев.
В ходе ранее упоминавшейся встречи активистов-экологов с главой губернаторской администрации С.Пересторониным они заявили, что подозревают наличие у Каюмова личного интереса в рудном проекте, после чего попросили проверить мэра на предмет коррумпированности, а еще лучше - отстранить его от занимаемой должности.
Вторая версия – конкурентная борьба. Как сообщили "Уралинформбюро" в Союзе золотопромышленников Урала, в настоящее время регион обладает ограниченными запасами золотоносных залежей. И 550 тысяч тонн быньговской руды с возможностью извлечения 2,4 грамма драгметалла из тонны (в итоге около 1300 килограммов золота) являются желанным призом для конкурентов артели "Нейва". Есть расчеты, что эта руда может быть рентабельно переработана на одной из соседних территорий. Кстати, в самой "Нейве" уверены, что именно конкуренты, занимающиеся цианидным выщелачиванием, являются главной движущей силой протестов.
И, наконец, не стоит сбрасывать со счетов версию экологического шантажа. У многих на памяти серия протестов в Воронежской области против разработки никелевых месторождений предприятием ООО "УГМК-Холдинг". На поверку оказалось, что гражданское "недовольство" было срежиссировано. После серии митингов и погромов их организаторы вышли на руководство УГМК, потребовав несколько десятков миллионов за прекращение провокаций. В ноябре 2013 года они были задержаны при получении этих денег.
У воронежских и невьянских "экологов" близкие методы работы. Первые спровоцировали толпу на поджоги объектов УГМК на месторождении (в том числе едва не был сожжён вагончик с запертыми в нём геологами), вторые грозятся поднять работников "Нейвы" на вилы.
Источник: pda.uralinform.ru |