Покупателям и продавцам ТС подложили свинью
Налог под названием «утилизационный сбор» оказался настоящей ловушкой для калининградцев. По просьбе читателей нашей газеты продолжаем разъяснять особенности его взимания.
Два года назад
Положение об утилизационном сборе был введено с 1 сентября 2012 года изменениями в закон «Об отходах производства и потребления». Согласно ему, производители и импортеры транспортных средств были обязаны либо предоставить гарантию на их утилизацию либо уплачивать утиль-сбор. Для Янтарного края было сделано послабление — до 1 апреля 2016 года за транспортные средства, растаможенные на область, платить сбор не требовалось. То есть грузовики и автобусы можно было ввозить и продавать как и прежде – без уплаты утиль-сбора.
Новые правила
Однако с 1 января 2014 года вступили в силу новые изменения в указанный закон, которыми были отменены льготы по утиль-сбору на транспортные средства, растаможенные на область. В результате импортеры автотехники попали в сложное финансовое положение. Они рассчитывали на то, что до 2016 года им не придется платить утиль-сбор.
Приведем пример. Автобус с возрастом более 3 лет и двигателем объемом 6 л ввезен в Калининград, растаможен на область и зарегистрирован в ГИБДД в 2013 году. Уплата утиль-сбора тогда не требовалась. В 2014 году автобус продается, но в этом году льготы по утиль-сбору для него уже не действуют, и ГИБДД при перерегистрации на нового владельца требует оплатить этот сбор в размере 660 тыс. руб.
Правовая коллизия
Казалось бы, имеет место нарушение ст. 54 Конституции РФ, которая содержит прямые запреты, касающиеся приданию закону обратной силы, ухудшающей положение граждан. В нашем случае импортер, который ввез ТС в Калининградскую область в 2013 году, в 2014 году может продать его только при условии уплаты утиль-сбора. Это приводит к фактическому увеличению стоимости ТС и значительному ухудшению условий продажи. С другой стороны, плательщиком утиль-сбора в данном случае является не импортер, а покупатель, который руководствуется законом, действующим с 2014 года. Положение его не ухудшается, т.к. закон уже вступил в силу, Конституция не нарушается. Вот такая коллизия. Возможно, в этом вопросе точку поставит суд. Тем не менее в этом вопросе не всё сказано, но об этом – в следующий раз.
Уйти от уплаты утиль-сбора можно, продавая ТС по доверенности. Однако это связано с некоторыми издержками как для продавца, так и для покупателя. К первому будут приходить квитанции по оплате штрафов ГИБДД, а второй будет вынужден периодически просить у продавца новые доверенности на авто.
На что обратить внимание?
Чем же нужно руководствоваться при покупке транспортного средства? Во-первых, надо узнать, как и когда машина была растаможена, когда поставлена на учет в ГИБДД, выяснить, требуется ли уплата утиль-сбора.
Если машина ввезена и зарегистрирована до 1 сентября 2012 года, то проблем не будет – платить утиль-сбор не придется. Рекомендуем обратить внимание на графу «Особые отметки» в ПТС, выданном после 31 августа 2012 г. Если документ выдан до 1 сентября 2012 г., то отметки об утилизационном сборе может и не быть. Такой ПТС действителен и платить по нему утиль-сбор не нужно.
Что касается автомобилей, производимых в России, то утиль-сбор уплачивается автозаводом, и покупателю передается ПТС с отметкой об его уплате.
Спорным вопросом на сегодняшний день является уплата утиль-сбора при ввозе автомобиля в качестве набора запчастей без регистрации в ГИБДД. На запчасти утиль-сбор не распространяется, однако таможенники требуют его оплату.
Справка.
По оценкам КАМАЗа, затраты компании на выплаты утилизационного сбора в 2014 году составят $11 млрд, а это значит, что утилизационный сбор может съесть практически всю маржу компании в текущем году. Автопроизводитель мог бы компенсировать убыток, увеличив цены на свои автомобили, но текущая ситуация на российском рынке настолько сложная, что рост цен приведет лишь к снижению объем продаж.
Источник: www.auto39.ru |