По словам сотрудников харьковской компании "Дея Букинг", которая в 2012 году отвечала за реализацию программы "Харьков. Лето. Футбол" и организовывала культурный досуг европейским гостям чемпионата, наибольший спрос у иностранных футбольных фанатов имели никоим образом не туры городскими выдающимися местами, а экскурсии, которые включали посещение производственных площадок некоторых заводов. Стоимость одной такой экскурсии была достаточно большой — 50 евро с человека. Некоторые туристы хотели поехать в Запорожье чтобы посетить известную Днепровскую ГЭС. Причем овеяный казацкой славой остров Хортица такого внимания к себе не привлекал. Как сделать прибыль на любопытстве туристов?
Целевые аудитории
Потенциальный спрос на отечественный промышленный туризм есть не только у зарубежных гостей, но и у самих украинцев. Можно выделить несколько целевых аудиторий с разными объектами интереса. Школьникам, например, можно показать, как делают сыр, йогурты, шоколад, ознакомить выпускников с разными видами профессий. Студентам — дать детальное представление о работе в избранной ими сфере, испытать себя в реальных условиях. Отдельная программа — для предпринимателей, как отечественных, так и зарубежных. К ней скорее всего будут включены более "тяжелые" объекты. Для них ценность экскурсии — не только знакомство с нюансами вида деятельности, которая интересует, но и налаживание бизнес-контактов "не отходя от станка". И последняя аудитория — простые украинцы, которые желают получить новые впечатления и сделать свой досуг разнообразным. Об иностранцах мы уже упоминали. Собственно, эти аудитории и представляют пять основных концепций такого бизнеса. Для организации в нашей стране такого вида бизнеса есть все предпосылки — и спрос, и широкая база объектов для предложения.
Опыт Европы
В странах ЕС промышленный туризм давно уже стал самостоятельным видом бизнеса, выгодным как большим промышленным компаниям, так и туроператорам. За некоторыми европейскими странами и отдельными городами даже закрепился имидж производителей конкретной, свойственной только им продукции. Германия и США ассоциируются с автомобильной промышленностью, Франция и Италия считаются родиной парфюмерии, а Бельгия и Швейцария являются лучшими в мире производителями шоколада.
Экскурсии на предприятия брендовых производителей стали неотъемлемой частью туристических маршрутов наших соотечественников, которые странствуют Европой.
Завершающая стадия индустриальных экскурсий — посещение фирменных магазинов компаний, откуда без покупки ни один турист не идет. А это — дополнительная прибыль.
Бизнес-среда
В Украине этот вид бизнеса только начинает зарождаться, и конкуренция в нем практически отсутствует. Популяризацией и раскручиванием промышленного туризма в массовом сознании занимаются пока только общественные организации, которые не получают от этой деятельности прибыли. Например, в Днепропетровске организовывать экскурсии на промышленные объекты города взялось молодежное движение "К-12". Промышленный туризм при поддержке компании "САН ІнБев Украина" развивается одновременно в Харькове, Чернигове и Николаеве. Частники также начинают изучать это направление деятельности: в интернете уже появились предложения нескольких турагентств относительно проведения индустриальных экскурсий на заказ. Однако рынок можно назвать полностью открытым. Ни один проект по масштабам деятельности не дотягивает хотя бы до русских poezdnaprokat.ru или promtur.ru.
Насколько промышленный туризм выгоден с точки зрения получения прибыли, выясняли сотрудники Криворожского института развития города. Согласно проведенному ими online-опросу, 49,21% респондентов считают промышленный туризм экономически обоснованным мероприятием, способным даже привлечь в регион дополнительные инвестиции. Еще 28,72% опрошенных уверены, что развитие в Кривом Роге промышленного туризма поможет создать дополнительные рабочие места. Наиболее интересными для туристов индустриальными объектами считают шахты, карьеры и старинные рудники, заводы и фабрики, которые не работают.
Промышленные маршруты
Более трех десятков производственных компаний Украины проводят на своей территории экскурсии. Некоторые из них (например, заводы "Массандра", "Коктебель", "Шабо") за год посещают до 10 тыс. экскурсантов. Специальная комиссия Совета Европы избрала компанию "Шабо" своим украинским партнером по международному винному туризму и включила "Центр культуры вина Шабо" в европейские маршруты.
Для больших отечественных компаний организация экскурсий на свое производство — удачный маркетинговый ход. Но при более широком развитии индустриального туризма может стать еще и одним из направлений бизнеса. Экскурсии проводятся бесплатно, их задание — знакомить с высокими технологиями производства, представлять производственные и социальные достижения компании (особенно важно это для металлургических предприятий), демонстрировать продукцию и даже популяризировать те или иные профессии среди молодежи.
По мнению руководителя индустриального музея завода "Днепроспецсталь" Юрия Рыльського, пример Днепровской ГЕС показывает, что украинская промышленность наверняка сможет заинтересовать не только отечественных, но и иностранных туристов. Нужны лишь комфортабельные условия, европейский сервис и правильная реклама.
Любой украинский завод если покопается в своей истории, сможет найти какую-то изюминку, способную привлечь внимание любителей промышленного туризма", — считает Рыльський.
После аварии на японской атомной электростанции "Фукусима" руководство "Энергоатома", стремясь продемонстрировать общественности высокую степень защиты объектов украинской ядерной энергетики, организовало для всех желающих одноразовую многочасовую экскурсию на Запорожскую АЭС — мощнейшую атомную электростанцию в Европе. "Мы побывали на занятиях, где специалисты МЧС и сотрудники станции отрабатывали действия в экстремальных условиях: землетрясение, огромная волна, которая падает на АЭС, и прекращение подачи электричества. Нам показали работу уникального спецоборудования и тренажер, на котором отрабатываются все возможные внештатные ситуации, провели в подземный кризисный центр, который работает даже в условиях полного обесточивания", — делится впечатлениями участница экскурсии Елена Аксютина.
Организация работы с предприятиями
Если предприниматель остановит свой выбор на сотрудничестве с компаниями, которые имеют большой опыт в сфере промышленного туризма, он автоматически снимет с себя много хлопот. Такое предприятие уже имеет утвержденный маршрут экскурсий и правила поведения туристов на производстве, завизированные во всех контролирующих службах. Имеет необходимое количество спецодежды разных размеров (включая детские), предоставит квалифицированных гидов и автотранспорт для передвижения по территории завода. Остается лишь позаботиться о встрече и подвозе туристов к месту экскурсии, организации их питания и, при необходимости, размещении в гостинице.
Намного сложнее будет наладить сотрудничество с предприятием без соответствующего опыта. Организацией посещения производственных цехов посторонними чаще занимается служба персонала. Поэтому с идеей индустриальных экскурсий надо обратиться именно к ним. Можно привлекать технических специалистов компании, сотрудников их индустриальных музеев (при необходимости посетить городские краеведческие музеи и ознакомиться с экспозицией интересующего предприятия), использовать материал из брошюр и буклетов, которые выдает предприятие. Экскурсионный маршрут должен быть не только интересным, но и отвечать запросам избранной целевой аудитории.
Составленный маршрут надо согласовать (в письменном виде) со службой охраны труда предприятия, который отвечает за безопасное пребывание туристов в производственной зоне и проведения начального инструктажа по технике безопасности. Отдельно надо позаботиться о спецодежде для экскурсионной группы и транспорте, на котором гостей будут возить по территории предприятия. Если внутренний транспорт готова предоставить сама компания, необходимо заранее согласовать все условия с автоцехом, а если в предприятия такой возможности нет — получить в службе безопасности разрешение на въезд.
Источник: delo.ua |