Пятеро и мусор
До 2025 года действует договор на уборку и утилизацию мусора, заключённый в 2001 году «Службой заказчика» Великого Новгорода и ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство». Но на «мусорном» рынке «САХ» с 2010 года не является монополистом – вывозом мусора в городе помимо него занимаются ещё четыре компании.
Несколько лет назад блокирующий пакет акций ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» выкупил холдинг «Деловой партнёр». Ещё один акционер «САХ» - его бывший многолетний директор и вице-мэр Великого Новгорода Александр Уткин, в прошлом году оставивший свой пост по причине болезни.
Его сын, Станислав Уткин, также некоторое время руководивший «САХ», сейчас возглавляет его основного конкурента – компанию «Эко-Сити». В прошлом году на обслуживание к новой компании перешло большинство домов крупнейшего в городе объединения управляющих компаний – «Системы город».
«Система» закупила для своих дворов пластиковые контейнеры с крышкой, более лёгкие и удобные для выкатки дворниками. Их обслуживают мусоровозы РГ-35, приспособленные для задней загрузки. То есть, контейнер не надо поднимать на несколько метров вверх манипулятором и переворачивать, распуская по двору мусор.
В последнее время на обслуживание к «Эко-Сити» перешли ещё ряд управляющих компаний, «Ритм-2000» (а это все магазины «Вольный купец»), ООО «Милава», ФОК и КЦ «Акрон».
ЗАО «Проектстрой», которое в своё время и продало «Деловому партнёру» свой пакет акций «САХа», сейчас располагает собственным перевозчиком мусора - компанией «Эко-Новострой». Также мусор из города вывозят компании «Благовест» и «Новрест». Кроме того, поскольку лицензия на вывоз неопасных отходов недавно была отменена, ряд фирм (например, «Адепт»), вывозят их сами, без помощи перевозчиков.
Однако «Спецавтохозяйство» имеет перед всеми конкурентами важные преимущества – полигон ТБО и сортировочный комплекс.
«Гибче и чище»
Что вам в первую очередь бросается в глаза, когда вы смотрите на контейнерную площадку в своём дворе? Почти наверняка – секция, предназначенная для крупногабаритного мусора. Выставленный сюда диван или кресло терпеливо дожидается отправки на свалку, зарастая самым разнообразным мусором. Вывоз крупногабаритных отходов – раз или два в неделю.
«Эко-Сити» считают одним из главных преимуществ над конкурентами то, что такой мусор вывозят ежедневно.
Ещё одним плюсом называют более удобный график вывоза отходов. Мусоровоз «САХа» может задержаться, например, у сортировочного комплекса. А тем временем, дворник пошёл убирать другой двор. В итоге, разлетевшийся при погрузке мусор, водитель мусоровоза почти наверняка не убрал, хотя, в принципе должен, а дворника тоже нет. Сор разлетается по двору.
Дом номер 19 по проспекту Мира заключил договор с «Эко-Сити» полгода назад. Старший по дому Виктор Бирюков некоторое время присматривался к работе новых мусоровозов в соседнем дворе, потом убедил жильцов сменить компанию. Он рассказал «Вашим новостям»:
- Устраивает то, что они приезжают чётко по графику. Раньше мусоровозы приезжали, когда хотели. Разлетевшийся мусор не убирали. Сейчас я знаю, что в девять часов будет машина и это знает женщина, которая у нас убирает. Площадка вовремя убрана.
Алексей Попов, компания «Ролс Автотехника»:
- Летом мы расторгли договор с САХом и перешли к «Эко-Сити». И жалеем только об одном, что не сделали этого раньше. Преимущества налицо: контейнер имеет значительно большую вместимость при той же стоимости вывоза, он может закрываться крышкой, компания выдерживает график вывоза и не оставляет после себя никакого мусора. И выглядит контейнер очень опрятно.
Заведующая детским садом № 53 Наталья Морозова:
- Раньше у нас контейнер стоял на общей площадке и жильцы тоже кидали туда мусор, так что получался больший объём. Крышки-то у него не было. Когда мы ушли к «Эко-Сити», то новый контейнер (с крышкой) установили на нашей территории. Возле него убирает наш дворник, доплачивать дворнику, который убирает площадку с домовыми контейнерами не надо. Цена осталась такой же, как раньше.
В УК «Армада» часть домов обслуживает «Эко-Сити», часть – «Спецавтохозяйство». Директор управляющей компании Наталья Бычкова сказала «Вашим новостям»:
- Сначала один дом перешёл от «САХа» к новой компании, потом – два, потом ещё. В общем-то они работают чище. И гибче. Например, во дворе вдруг превышен объём мусора – им можно позвонить и они в тот же день приедут во второй раз и его заберут.
Говорят, что о переходе к «Эко-Сити» сейчас подумывают в одной из управляющих компаний, контролируемых «Деловым партнёром», а это, как вы понимаете, соображение престижа.
Недавно и «Новгородское спецавтохозяйство» обзавелось первым мусоровозом отечественного производства с задней загрузкой и собирается покупать второй. И, по словам его руководителя, внедряет оно и более лёгкие пластиковые контейнеры. Правда, с оглядкой на то, что его можно повредить, сбросив в него, к примеру, кирпич, с девятого этажа. Или сжечь.
Впрочем, временно исполняющий обязанности директора «САХ» Михаил Кубачков считает, что дело не в видах мусоровозов и контейнеров, а совсем в другом. В беседе с корреспондентом «Ваших новостей» он сказал:
- Прежде всего: в городских «Правилах благоустройства» прописано – сортировать мусор и измельчать крупногабаритный. А эти требования никто кроме нас не выполняет.
Споры о сортировке
Разноцветные контейнеры для раздельного сбора мусора в Великом Новгороде пытался внедрить ещё Александр Уткин в бытность директором «Спецавтохозяйство». Но эксперимент оказался не слишком удачным.
В западных странах раздельный сбор отходов – в порядке вещей. Жителей стимулируют раскладывать сор по разным контейнерам, например, тем, что не сортированный мусор вывозят по более высокой цене. А где-то просто серьёзно штрафуют за выброшенный без сортировки сор.
Сейчас в Великом Новгороде «Правила благоустройства» вменяют организациям, занимающимся вывозом отходов, их сортировку. Выполняют они это требование по-разному. «Эко-Сити», например, на своих контейнерных площадках ставит отдельный контейнер для сбора бумаги и пластика, но, в компании признают, что зачастую их забивают обычным мусором. А, например, если ту же бумагу в общей куче измазало маслом, то на бумажной фабрике её не примут.
В прошлом году компании «Эко-Новострой» (ещё одному игроку на «мусорном рынке») поступило предложение - заключить договор на сортировку отходов на комплексе «САХа», так как своего сортировочного комплекса у неё нет. Сортировку оценили в 85 рублей 20 копеек за 100 килограммов. «Новострой» пожаловался в антимонопольную службу. Но там посчитали, что нарушения конкуренции со стороны «САХ» не было. Один из доводов в пользу этого: мол, оферта (предложение) поступила «Новострою» не от ЗАО «САХ»… а от некого ООО «Спецавтохозяйство».
Врио директора «САХ» Михаил Кубачков сказал «Вашим новостям»:
- Недавно мы партию мусора, которую вывез «Новострой», с полигона были вынуждены везти к нам и измельчать. Мы им выставили за это счёт и сейчас судимся. У нас в сортировочном комплексе работают около 50 человек. Бумагу, пластик, бутылки отбирают руками, другого способа просто нет. Отсортированное мы продаём, но цены на вторсырьё небольшие, и работа цеха не окупается. Зато я честно плачу все взносы и могу любой проверке предъявить свою бухгалтерию.
Впрочем, в конкурирующих компаниях вообще сомневаются, что имел место такой факт – вывоз «новостроевского» мусора обратно с полигона.
- Тогда на полигон должны были привозить экскаватор, загружать мусор в мультилифты. Это обязательно видел бы кто-нибудь из наших водителей. А этого не было, - сказал нам один из собеседников.
Руководитель «Эко-Новострой» Александр Петров сказал «Вашим новостям»:
- Нам предлагали заключить этот договор, из-за которого цена на вывоз мусора для нас выросла бы чуть ли не на сто рублей за сто килограммов. А значит, выросла бы и для населения. Мы отказались. Я сомневаюсь, что «Спецавтохозяйство» само полностью выполняет требования по измельчению и сортировке. Мусор некоторые фирмы вывозят на полигон и самостоятельно, без всякой сортировки. Но к ним претензий почему-то не возникает – они только к конкурентам-перевозчикам. Я считаю, что эту и другие препоны ставят специально, чтобы удушить в городе конкуренцию. Если это случится, во дворы, на Псковской, например, откуда мы вывозим мусор, вернётся такая же грязь, какая была там раньше.
Заместитель директора «Эко-Сити» Алексей Лебедев, раньше сам работавший в «Спецавтохозяйстве», также сомневается, что сам «САХ» полностью выполняет требования «Правил»:
- По сортировочному комплексу я даже защищал диплом. Представляете, там, на скорости метр в секунду движется лента транспортёра. Чтобы полностью сортировать при такой скорости такое количество отходов, которое есть, надо, чтобы работали две смены по 100 человек. Я считаю, что если к «Спецавтохозяйству» предъявить те же требования, которые оно предъявляет к другим, «САХ» их не выдержит.
Деньги за прошлогодний мусор
По договору со «Службой заказчика» (ныне – «Городским хозяйством») «Спецавтохозяйство» управляет полигоном твёрдых бытовых отходов на 17 километре Лужского шоссе у деревни Нащи и занимается утилизацией мусора на нём. Его там трамбуют катком, чтобы в пустых пространствах не распространялся огонь, также сотрудники полигона расчищают сточные канавы и т.д.
Другие перевозчики оплачивают «Спецавтохозяйству» утилизацию. А расчёт объёмов мусора, который вывозят новгородские компании, стал поводом для нескольких судебных процессов.
Недавно «Эко-Сити» выиграло в Новгородском арбитражном суде процесс у «Спецавтохозяйства». Затем апелляционная инстанция подтвердила его правоту. Речь шла о трёх месяцах работы в 2012 году. Тогда компания вывозила мусор на городской полигон. В мае 2012 года в «САХе» посчитали, что при расчёте платы объём кузова надо умножать на шесть. До этого коэффициент был другой – 1,8. Увеличили коэффициенты и другим перевозчикам – исходя из технических характеристик их мусоровозов.
Арбитражный суд решил: «Не представлено доказательств того, что доставленные на полигон отходы были до такой степени уплотнены, что после разгрузки мусоровозов объём ТБО составлял в 6 раз больше возможного объёма автомобиля».
И постановил взыскать со «Спецавтохозяйства» незаконное обогащение - 1 284 064 рубля. И это только за три месяца, а компания готовит новый иск к конкуренту.
Врио директора ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» Михаил Кубачков так прокомментировал это «Вашим новостям»:
- Судебное решение мы будем оспаривать. Если гидравлический пресс в машине работает, то естественно он отходы уплотняет. В мусоровозах наших конкурентов он может мусор уплотнить в семь раз. Но бывает мусор, который не уплотняется, унитазы, например, которые сейчас часто выкидывают. Поэтому мы взимали с них плату исходя из коэффициента шесть. Недавно они столько напихали в мусоровоз, что он не доехал до полигона в Дорожно и приехал выгружаться к нам. С нового года, я думаю, у нас будет другой порядок оплаты: деньги будем брать не за объём, а за вес. Весы на полигоне есть. Тогда и споров этих не будет.
Заместитель директора «Эко-Сити» Алексей Лебедев считает по-другому:
- Мусор – это ведь не монтажная пена, которая при выходе их кузова увеличивается в шесть раз! Да, в характеристике указано – коэффициент от 1 до 7. Но мусор-то разнообразный по составу и нельзя сказать, что его сжимает в семь, шесть раз.
Восемьдесят вёрст – не крюк
Из-за этих споров «Эко-Сити» с недавних пор пользуется полигоном под Малой Вишерой, который был взят им в аренду. Мусоровозы выполняют три-четыре ездки за день из Великого Новгорода под Вишеру. Небольшие объёмы возят также на полигон в Дорожно в Новгородском районе и на городской полигон у деревни Нащи.
Врио директора «САХ» прокомментировал нам это так:
- Маловишерский полигон каким-то образом отошёл к «Эко-Сити» без всякого конкурса, без утверждённого тарифа на вывоз мусора. Насколько я знаю, с тем, как это произошло, область ещё будет разбираться.
Замглавы Маловишерского района и председатель КУМИ районной администрации Павел Коцин сказал «Вашим новостям»: да, полигон передали без конкурса, но в рамках закона и по согласованию ФАС. По закону о защите конкуренции имущество может быть передано без конкурса, в целях, например, защиты окружающей среды. Маловишерская свалка была проблемной – от неё один за другим отказались три управляющих компании. Подъезд к ней был просто завален мусором – его вываливали здесь, чтобы не платить за вывоз. Недавно «Эко-Сити» получило заключение от Росприроднадзора, о том, что полигон можно эксплуатировать. Мусор на полигон от маловишерских перевозчиков принимают по тарифу, который действовал здесь ранее, сейчас согласовывается новый.
Станислав Уткин, руководитель «Эко-Сити», сказал «Вашим новостям»:
- Мы возим мусор за 81 километр – в три раза дальше, чем другие перевозчики. Но вывозим его по тем же ценам, что и другие.
При этом в «Эко-Сити» задаются вопросом: объём мусора, вывозимого на городской полигон, явно снижается, но почему тогда это не сказывается на тарифе «Спецавтохозяйства» и он для населения остаётся прежним?
Судьба полигона
С тем, что «САХ» распоряжается городским полигоном, не был согласен, например, депутат городской Думы предыдущего созыва Сергей Светлов. В прошлом году он заявил:
- Есть городская свалка, полигон. В настоящий момент им безраздельно пользуется частная компания «Новгородское спецавтохозяйство», соответственно, монополизировав рынок вывоза твёрдых бытовых отходов. Чтобы открыть этот рынок и создать нормальную живую конкуренцию в городе, нам необходимо вернуть полигон городу, который ему и принадлежит.
Депутат Андрей Ломанов сказал «Вашим новостям»:
- Я считаю, что вывозом отходом и их хранением должны заниматься разные организации. Тогда одна компания не будет иметь преимуществ перед другими. Вообще, лучшим вариантом было бы сожжение мусора на специальном заводе с соблюдением всех условий. Но если мусор приходится вывозить, то всё пригодное к переработке должно быть отсортировано, отходы спрессованы. Поэтому я, как и другие депутаты, голосовал за изменения в «Правила благоустройства», которые предусматривают сортировку и измельчение отходов.
Судьба полигона ТБО остаётся в последнее время одним из самых обсуждаемых в Великом Новгороде вопросов. Открытый в 1986 году, он выработал нормативный 25-летний срок работы. Но брать на себя такую ответственность – закрыть его, и оставить город с двухсоттысячным населением без места для вывоза мусора – вряд ли кто-либо рискнёт.
Врио директора «Спецавтохозяйства» Михаил Кубачков считает, что полигоны в Дорожно и под Малой Вишерой, на самом деле, более проблемные, а ажиотаж вокруг городской свалки создаётся намеренно. Он сказал «Вашим новостям»:
- Допустимая верхняя отметка – 25 метров. А у нас – 20 метров. Сейчас мы будем использовать другой склон. Мэр на правительстве сказал, что полигон можно использовать ещё три года. По моему мнению, это ещё самый пессимистичный вариант.
За это время городские власти рассчитывают с помощью московского инвестора построить первый этап второй очереди полигона.
Кстати, депутат Думы Великого Новгорода Константин Хиврич высказал «Вашим новостям» сомнение, что на строительство второй очереди нужно потратить больше миллиарда рублей, как собираются в мэрии:
- Почему-то полигон под Чудово обошёлся всего в 25 миллионов рублей.
Вице-мэр Марина Белова заявила «Вашим новостям»:
- Не говоря уже об объёмах, новый полигон должен иметь «подушку» с фильтрами, проходя которые стоки очищаются до уровня грунтовых вод. Должна быть инсинераторная установка для сжигания шприцов, медикаментов и многое другое. Кроме того, 80 миллионов предусматривается на рекультивацию первой очереди: на её месте должен быть простой холм.
Вице-мэр в беседе с нами высказала мнение, что управляющую новым полигоном компанию, видимо, будут выбирать на конкурсе. Так что ей может и не оказаться «Спецавтохозяйство». Впрочем, ко времени, когда новый полигон всё же заработает, бывшая «мусорная монополия», уступающая сейчас свои позиции в новгородских дворах, рискует их вообще утратить.
Источник: vnnews.ru |