Всемирная торговая организация (ВТО), расположенная в Женеве, этим летом стала площадкой для решения разногласий между Россией и Евросоюзом, возникших в связи с введением утилизационного сбора на автомобили.
Защита отечественного автопрома и положения Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), нормами которого руководствуются государства-члены ВТО, похоже, являются несовместимыми задачами. Во всяком случае, так называемый утилизационный сбор, появившийся в российском законодательстве в прошлом году, практически сразу стал предметом спора между Россией и Евросоюзом. Чем же сбор, поступления от которого предполагалось направить на развитие технологий по экологически безопасной переработке отходов автопрома, не угодил партнерам России по ВТО?
9 июля 2013 года ЕС представил в секретариат ВТО запрос о начале консультаций с российским правительством, объектом которых стал утилизационный сбор на автомобили. Подобный запрос является первым шагом в процедуре урегулирования споров между членами ВТО. Сторонам отводится 60 дней на то, чтобы принять меры, которые позволят прийти к соглашению, не привлекая к решению вопроса специальной группы экспертов.
Согласно постановлению Правительства РФ №870 от 30.08.2012 года, от уплаты утилизационного сбора освобождаются транспортные средства, импортированные в Россию с территорий государств-членов Таможенного союза при соблюдении определенных условий. К тому же плательщиками сбора не являются отечественные производители. «Следовательно, автомобили, импортируемые в Россию из стран ЕС, подлежат налогообложению на менее льготных условиях, чем автомобили местного производства или импортированные из Беларуси и Казахстана», – говорится в запросе ЕС от 9 июля. Кроме того, Брюссель имеет претензии к ставкам, отличающимся в зависимости от категории транспортного средства и даты его выпуска. По мнению ЕС, «структура утилизационного сбора защищает продукцию местного производства», что не соответствует положениям ГАТТ. По информации швейцарской газеты Le Temps, только для Евросоюза речь идет о доле рынка, объем которого оценивается в 10 млрд евро в год.
Разногласия, возникшие в связи с введением сбора, стали первым спором с момента присоединения России к ВТО 22 августа 2012 года. Следует отметить, что Украина, которая ввела подобный сбор 1 сентября 2013 года, тоже получила порцию критики от ЕС. По словам еврокомиссара по торговле Карла де Гюхта, отмена сбора на утилизацию выведенных из эксплуатации транспортных средств является одним из условий подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС.
Однако вернемся к ситуации в России. По имеющейся информации о состоянии дела № DS462, 18 июля к процессу консультаций о введении утилизационного сбора присоединились США, 19 июля – Китай и Япония, а 22 июля – Турция и Украина. 22 октября орган по урегулированию споров ВТО (DSB) сообщил, что рассмотрение дела было перенесено по просьбе России – ответчик имеет право отклонить первый запрос. Однако если до следующей встречи DSB, которая состоится 25 ноября, решение, которое удовлетворит обе стороны, не будет найдено, организации придется вмешаться. Эту информацию подтвердил Нашей Газете.ch источник в ВТО.
Следует отметить, что неделей ранее Госдума приняла закон, который освобождает от привилегий российских производителей и импортеров из Беларуси и Казахстана. Теперь перед утилизационным сбором все равны – и российские, и белорусские, и немецкие производители. Окажет ли это влияние на позицию Евросоюза по данному вопросу, пока неизвестно. Во всяком случае, на сайте ВТО сообщается, что ЕС ожидает разъяснений относительно вводимых правил. Представитель ВТО отказался комментировать ситуацию.
Что же означает этот «утилизационный спор» для российских потребителей? Адаптировав таким способом российское законодательство к требованиям ВТО, правительство обещает, тем не менее, создать инфраструктуру по утилизации техники. Однако в том, что производители постепенно переложат дополнительные расходы на покупателей, эксперты не сомневаются.
Источник: www.nashagazeta.ch |