Зарегистрированных посетителей: 22212
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
"«Лучки» дали старт биоэнергетике"
|
Юрий Бакланов | В селе Лучки Прохоровского района Белгородской области открыли первую в России промышленную биогазовую станцию. И это событие назвали началом развития биоэнергетики в стране.
Вообще-то эта малая энергетика вроде и была, но, как выразился на одном из международных форумов председатель думского комитета по энергетике Иван Грачёв, достижения российских учёных в сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ) можно измерить в «пипетках и таблетках». Таким «достижениям» соответствовали (и соответствуют до сих пор) и практические результаты развития малой энергетики. Если в Германии в нынешнем году она дала 25 процентов всей электроэнергии, то в России – менее одного процента. К 2020 году в Германии её объём должен достичь 36 процентов (с учётом вывода большей части АЭС из эксплуатации), в нашей стране – 4,5 процента. И то многие учёные и энергетики сомневаются в достижении даже этого небольшого рубежа.
Самая большая БГС
Событие в Лучках даёт надежду на более ускоренное развитие использования ВИЭ. Здесь торжественно (в присутствии губернатора Евгения Савченко, председателя подкомитета комитета по энергетике Госдумы РФ Сергея Есякова, председателя комитета по социальной политике Совета Федерации Валерия Рязанского, первого заместителя генерального директора Российского энергетического агентства Минэнерго РФ Владимира Баскова, вице-президента «Деловой России» Александра Осипова) открыли первую в России промышленную биогазовую станцию (БГС) мощностью 2,4 мегаватта. Собственно, первую электроэнергию на ней получили ещё в июне. Но три месяца ушло на отладку и освоение технологии, и только после достижения проектной суточной мощности её «авторы» и владельцы решили сказать, что уже не экспериментальная, а промышленная БГС действует в рабочем режиме.
Большинство биогазовых установок, которые строились до БГС «Лучки», были или маломощные, или рассчитаны на что-то одно, большей частью, на утилизацию навоза, получение из него органических удобрений. В Нижегородской области на одной из птицефабрик не смогли из биогаза получить электроэнергию, как объяснили мне её проектировщики и строители, закупили маломощный китайский генератор, который не сумели заставить эффективно работать. В одном из ОПХ Московской области специалисты с участием учёных ВИЭСХа построили биогазовую установку, но она тоже из навоза с молочного комплекса производила органические удобрения, стоили они дорого, и директор сельхозпредприятия закрыл БГУ. В Калужской области на молочном комплексе построили новую БГУ, но не сумели подготовить кадры эксплуатационников: сначала резко снизили температуру зимой, при том, что тепловую энергию выбрасывали на ветер, затем после промывки трубопроводов потравили микроорганизмы. Во Владимирской области новую БГУ, построенную совместно с голландской компанией «Gasunie», учёные считают недостаточно автоматизированной, чтобы наладить оптимизацию технологического процесса. Давно работают две БГУ в «Мосводоканале» на иловых осадках, несколько маленьких в фермерских хозяйствах. В апреле была сдана в эксплуатацию Региональным центром биотехнологий экспериментальная БГС «Байцуры» в Борисовском районе Белгородской области у свинокомплекса «Стригуновский», но там тоже технология пока не идеальна.
«Лучки», по мнению Владимира Баскова, – первая биогазовая станция в России, на которой как документально, так и технологически соблюдены все квалификационные правила и нормы, которые требуются для таких объектов. Она уже выработала свыше 2,5 миллиона киловатт-часов электроэнергии. За год здесь будут переработаны 75 тысяч тонн органических отходов: по 26 тысяч тонн навозных стоков свиноводческого селекционно-генетического центра, столько же – кукурузного силоса, а остальное – боенские отходы и канализационные стоки путём ферментации микроорганизмами при температуре 37-38 градусов.
Все субстраты и косубстраты сначала перемешиваются в приёмном бункере, затем перемешанная масса через теплообменники подаётся в ферментаторы, где и происходит выделение метана и углекислого газа, через систему охлаждения и очистки биогаз поступает в блочную ТЭЦ. Принципиально важно для сохранения экологии то, что навозные стоки попадают здесь не в лагуны, а напрямую в БГС. Для Белгородской области с крупнейшими свиноводческими агрохолдингами такие биогазовые станции очень важны.
– Лагуны, – говорит генеральный директор ООО «АльтЭнерго», он же – руководитель вновь созданного Белгородского института альтернативной энергетики Виктор Филатов, – надо ремонтировать через 5-7 лет. Мы их приспособим под хранение органических удобрений, они проходят термическую обработку и не имеют того неприятного запаха, который обычно доносится со свинокомплексов и птицефабрик. Кстати, 2,7 тысячи тонн органических удобрений с БГС уже тестируются на эффективность на опытных полях. Всего за год БГС «Лучки» станет вырабатывать19,6 миллиона киловатт-часов электроэнергии, 18,2 тысячи гигакалорий тепловой энергии и 6,8 тысячи тонн органических удобрений. Для того, чтобы тепло, как на некоторых комплексах, не пропадало зря, в ГК «Агро-Белогорье» построили рядом теплицу для выращивания овощей на площади в один гектар.
Именно экологические проблемы ставятся здесь на первое место. Но важно и то, что область производит немногим более 5 процентов электроэнергии за счёт собственной генерации. БГС «Лучки» будет вырабатывать столько электроэнергии, которой хватит для города с населением в 25 тысяч человек. Но её производство – только начало в использовании отходов животноводства и перерабатывающих предприятий. В ГК «Агро-Белогорье», принявшей в свой состав профтехучилище № 23, создают в этом учебном заведении опытную лабораторию и станут готовить кадры для новой отрасли. В планах «АльтЭнерго» – производство сжиженного газа и газа, который можно использовать взамен природного, организовать заправку автомобилей, сушить и гранулировать удобрения.
В проектировании, строительстве и поставках оборудования участвовали научные учреждения области, украинский «Трест «Укрхимзащита», интегратором нескольких немецких фирм выступала известная компания «Биг Дачмен», которую уже десятки лет знают в России и которая имеет представительство в Белгороде.
Есть одна, надо – 150.
А по стране – 20 тысяч БГУ
Вслед за БГС «Лучки» будут строиться ещё не менее трёх-четырёх биогазовых станций: на отходах молочных комплексов ГК «Зелёная долина» и на жоме сахарных заводов. Об этом «АльтЭнерго» заключило трёхстороннее соглашение с региональной инвестиционной компанией ОАО «Развитие» и крупнейшей немецкой фирмой, поставляющей оборудование для отрасли, «EnviTec Biogas AG». А всего, считает Евгений Савченко, в регионе надо построить не менее 150 биогазовых станций, чтобы перерабатывать 15 миллионов тонн отходов почти тысячи сельхозпредприятий. Это позволит иметь мощности на 230-250 мегаватт и обеспечить электроэнергией 1 миллион человек, или две трети населения области, выйти из энергетической зависимости от сторонних поставщиков. Программа развития биоэнергетики в регионе разработана и утверждена. При её реализации область станет производить от 10 до 20 процентов всей энергии ВИЭ в России, выйдет в лидеры по этому показателю, успешно решив и проблемные вопросы экологии.
Но для успешного претворения в жизнь намеченных планов потребуются значительные средства. Строительство первой промышленной БГС обошлось почти в 500 миллионов рублей, для этого был взят пятилетний кредит Сбербанка РФ с учётом срока окупаемости инвестиций. Виктор Филатов считает, что с постоянным повышением тарифов на природный газ, электрическую и тепловую энергию можно достичь окупаемости проекта. Но он уверен, что в стране должны быть созданы преференции для производителей ВИЭ, особенно для пилотных проектов. Как это сделано в Европе, где «зелёные тарифы» утверждаются на 10 лет вперёд. Именно поэтому в Германии действуют уже около 10 тысяч БГУ, в нашей стране эффективных – не более 10. Дистанция огромного масштаба.
Сейчас в ООО «АльтЭнерго» ждут, к чему приведёт обсуждение вопроса о «зелёных тарифах» на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив, который возглавляет Президент РФ Владимир Путин. С этим Агентством у Белгородской области заключено соглашение о поддержке биоэнергетической программы.
Заседание «круглого стола» в комитете по энергетике Госдумы РФ, состоявшееся в конце сентября уже после открытия БГС «Лучки», по словам Виктора Филатова, обернулось традиционной говорильней. Хотя у биоэнергетики появляется всё больше сторонников. Депутат Сергей Есяков заявил, что потенциал ВИЭ в России составляет 4,6 миллиарда тонн условного топлива, что в четыре раза превышает его потребление. Только биогазовых станций в стране можно построить 20 тысяч, говорил Владимир Басков, чтобы использовать 800 миллионов тонн отходов животноводства, что значительно улучшит экологическую ситуацию. В изолированных энергосистемах строительство генерации с использованием ВИЭ может быть целесообразным и выгодным, особенно с учётом 60-процентного износа действующей традиционной генерации, высказалась заместитель директора департамента энергоэффективности и модернизации топливно-энергетического комплекса Минэнерго Мария Шилина. По её словам, в Дальневосточном федеральном округе уже сейчас тарифы за киловатт-час составляют 60 рублей, за тепловую гигакалорию – 8 тысяч рублей. В этих ценовых условиях генерация на основе ВИЭ может окупиться за 5-7 лет.
В то же время заместитель начальника департамента ВИЭ «РусГидро» Дмитрий Смолин и председатель Наблюдательного совета НП «Сообщество потребителей энергии» Александр Старченко высказались против повышенных тарифов, которые придётся платить за «зелёную энергию», опасаясь за дополнительную нагрузку на промышленность и потребителей. Как бы то ни было, итогом заседания стал и положительный момент, который заключается в рекомендации сосредоточить развитие ВИЭ в Минэнерго, освободив от этих функций Минрегион.
Что дороже: чистый воздух или прибыль энергетиков
Больше всего противники развития ВИЭ сопротивляются введению «зелёных тарифов», которые действуют в странах Европы. В Германии НДС для производителей энергии из ВИЭ снижен с 19 до 7 процентов, треть инвестиций фермерам через 30 лет возвращается. Кредиты выдаются под 3,5-5 процентов годовых. В качестве скрытой поддержки, как пришлось убедиться в аграрной коммуне под Лейпцигом, электроэнергия от биогазовой установки принимается в часы пик, когда тарифы наполовину дороже. Хотя, надо отметить, что дотации не везде такие уж большие, и те снижаются. Производители электрической и тепловой энергии из ВИЭ и сами пытаются конкурировать за потребителя.
В Нидерландах дотации на электроэнергию из биогаза составляют только 1,5 евроцента за киловатт-час. Поэтому, например, на крупном молочном комплексе во Фрисляндии решили вдвое увеличить производство биогаза и тепловой энергии, чтобы обеспечить этими ресурсами новый микрорайон из 400 домов на окраине «столицы» – в Леувардене.
О фермерском хозяйстве Инге Реймолд в немецком Шварцвальде уже приходилось писать. Бывшая доярка (по нашему) с помощью Академии инноваций города Фрайбурга ликвидировала ферму, построила два подземных ферментера на кредиты и поставляет электроэнергию по 12 евроцентов за киловатт-час. Чтобы увеличить рентабельность производства, взяла ещё один кредит на 500 тысяч евро и – построила теплотрассу длиной 1700 метров до ближайшей школы и четырнадцати домов деревни. Конкурентов, чьи котельные работают на мазуте, Инге вытеснила ценой тепловой энергии, которую предложила на 15 процентов ниже. Выучила французский язык, берёт небольшую плату за учёбу с французских коллег, сдаёт третий этаж для туристов. И рассчитывает за счёт дополнительных доходов погасить кредиты не за 20, а, максимум, за 14 лет. Так что говорить о том, что европейские фермеры катаются, как сыр в масле, далеко неверно, они работают не меньше наших, чтобы жить достойно. А с нынешнего года в Германии в связи с общеевропейским экономическим кризисом урезаны преференции производителям электроэнергии от ВИЭ, о чём нам с возмущением пишут представители Немецкого биогазового союза.
В лидерах по производству биогаза находится Китай, где почти 30 миллионов крестьянских хозяйств производят 300 миллионов кубометров газа в час. За установку оборудования для производства биогаза правительство компенсирует 20-30 процентов затрат. Семья, которая держит на личном подворье 6 свиноматок, наполовину обеспечивает себя электроэнергией и теплом. Но крупные биогазовые установки, рассказывал мне доктор Х.-Питер Манг из Немецкого центра исследований биомассы, поставляются из Германии компанией Fachgruppe Biogas. Доктор Манг читает лекции по биогазу в Пекинском, Шанхайском и Улан-Баторском университетах в Китае и Монголии.
Какие же перспективы есть у этой отрасли в России? По расчётам агентства McKinsey & Co и Российского энергетического агентства, в России самый дорогой киловатт у биогазовых станций, хотя во всём мире пока дороже стоит энергия от солнечных электростанций. Кажется, вывод ясен, тепловые станции дешевле. Но, по мнению ряда специалистов, цены на традиционную и «зелёную» энергетику постепенно станут сближаться. Кроме того, нельзя не учитывать (а, может, учитывать в первую очередь) значительное улучшение экологической ситуации в связи с развитием ВИЭ. В Швеции уже свыше 800 автобусов ездят на биогазе и один железнодорожный поезд. В центр Стокгольма без значительной оплаты пускают только «зелёные» автомобили. В Китае на биогазе работают 35 процентов грузовых автомобилей. У нас всё только начинается.
И, как говорит Владимир Филатов, развитие биоэнергетики уже не остановить. Если даже не надеяться на «зелёные тарифы». Строительство следующих БГС он предлагает вести ближе к жилым посёлкам, чтобы реализовывать и электрическую, и тепловую энергию, как в Европе. Немецкие учёные считают, что труднее всего получать биогаз из птичьего помёта. Поэтому в Белгородской области в Вейделевском районе решено строить предприятие по производству из помёта с крупнейшего птицеводческого холдинга «Приосколье» топливных гранул. Такое топливо, кстати, мы видели в Баварском центре исследований ВИЭ в городе Штраубинге. Естественно, необходимо рассчитать и центры расположения будущих БГС и других объектов ВИЭ с учётом наиболее эффективной мощности и затрат на логистику. К этой масштабной работе администрация области и Институт альтернативной энергетики уже подключили Белгородский государственный университет, государственный технологический университет имени В.Г. Шухова, Белгородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Белгородскую сельхозакадемию. Вероятно, они будут готовить в будущем и специалистов в области ВИЭ. Пока четверых первых специалистов ООО «АльтЭнерго» посылал на 40-дневную учёбу в один из университетов Германии. В несколько европейских стран, в том числе в Австрию и Голландию, на стажировку отправляются ещё 5 человек. Операторов БГУ станут готовить в профтехучилище и на БГС. Такую заботу о подготовке специалистов по биоэнергетике, надо прямо сказать, проявляют единичные регионы. В числе них можно отметить, пожалуй, ещё республику Татарстан. Не их ли отсутствием объясняется то, что, по словам Владимира Баскова, ни один из регионов России до сего дня не представил внятного бизнес-проекта по развитию ВИЭ для получения преференций из федерального бюджета, которые выделяются только регионам? За исключением компании «Хэвел», строящей крупный завод по производству солнечных батарей в Новочебоксарске. Из-за этого и средства не выделяют на софинансирование, деньги федеральные не доходят до реализации программ по энергосбережению.
В Белгородской области снижены налоги на имущество, на прибыль тем, кто занимается развитием ВИЭ. Но этого недостаточно. Специалисты Немецкого центра исследований биомассы из Лейпцига при проектировании биогазовых установок в Татарстане сделали расчёты на срок их окупаемости в течение 7 лет, но при двух условиях: отмене таможенных пошлин и НДС на импортное оборудование и продаже органических удобрений на сторону. В Калужской области они рекомендовали из-за слабого развития животноводства повысить урожайность «энергетических» культур для производства биогаза, строить установки на кооперативных началах с участием муниципалитетов, сельхозпредприятий, фермеров и других дольщиков, то есть по типу народных предприятий.
При ввозе оборудования из Германии, подчёркивает Виктор Филатов, нам пришлось заплатить и пошлину, и НДС. Почему бы их временно не отменить, поскольку в России не производится ни оборудование, ни автоматика для контроля за технологическим процессом? Более того, по заявлению представителей американских и голландских компаний, сделанных на одной из международных конференций, в нашей стране даже не производится металл, из которого можно делать ферментеры. Не готовы заняться новым производством и машиностроители. Рассчитывать на постоянный импорт, значит нести высокие затраты, сдерживать развитие отрасли.
В деятельности «АльтЭнерго» по развитию ВИЭ надо отметить ещё несколько аспектов. Эта компания, кстати, совместно со специалистами из Липецка, построила первые в Черноземье ветропарк и солнечную электростанцию. И летом этого года на солнечной СЭС был установлен рекорд по КПД, который составил 17,5 процента. Как в более солнечном Крыме, подчёркивают здесь.
А рядом с БГС «Лучки» московская компания «Revolta», уже имеющая сеть из 44 зарядных станций для электромобилей в Московском регионе, открыла первую такую и в Белгородской области. А через несколько дней – экспресс-станцию в Белгороде, на которой электрокар заряжается в течение 20 минут. Электромобиль компании «Mitsubiсhi» при зарядке проходит 150 километров, стоимость зарядки составляет всего 34 рубля, а бензина на такое расстояние, подсчитали в «АльтЭнерго», потребовалось бы купить на 250 рублей. С учётом того, что японцы представили на выставке в Париже электромобиль новой модификации, который может заряжаться из розетки и от быстрой зарядной станции и проехать 880 километров, интерес к ним возрастает как в Европе, так и в России. Поэтому «Revolta» уже готовится открыть третью станцию в Белгороде.
Внушает оптимизм и то, что у белгородских биоэнергетиков и защитников экологии находятся союзники. Ассоциация «Эко-Энергетика» провела переговоры в Китае об инвестициях в строительство БГС на сумму 7 миллиардов долларов. Компания «Биогазэнергострой» начинает строительство ещё более крупной, чем «Лучки», биогазовой станции в Мордовии мощностью 4,4 мегаватта на базе отходов агрокооператива «Ромодановское», фермерских хозяйств и сахарного завода на кредиты немецкого Landesbank Berlin с более низкой процентной ставкой, чем у российских банков. «Биогазэнергострой» планирует построить около 30 биогазовых станций в разных регионах России.
А руководитель программы развития ВИЭ Международной финансовой корпорации (IFC) Патрик Виллемс предлагает развивать российскую биоэнергетику за счёт средств европейских инвесторов. Чтобы компенсировать потери электроэнергии от вывода из эксплуатации АЭС, по его мнению, можно наладить энергетический мост из России в Европу и транспортировать по нему электроэнергию, полученную на тех же БГС.
Значит, лёд тронулся? Или только начинает трогаться? .
Источник: lpgzt.ru |
|
|
Форплан НН
Покупаем любые виды вторсырья от макулатуры до пленки.
зелёный офис
сбор и вывоз макулатуры, стрейч плёнки
ООО "Проект 24"
Экологические проекты - ПДВ, ПНООЛР, ПДС, проект санитарно-защитной зоны, паспорта отходов, расчет платы за негативное воздействие.
Утилизация люминесцентных ламп и ртутьсодержащих отходов.
ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
|