Зарегистрированных посетителей: 22219
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
Нефтяной сорбент
Сообщений: 12 Последнее сообщение: 23.12.2024 13:46
Чума фейерверков
Сообщений: 67 Последнее сообщение: 22.12.2024 11:35
В РЭО заявили, что проблемы мусорной реформы решаются
Сообщений: 1 Последнее сообщение: 21.12.2024 07:08
ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Термохимическая переработка ТБО
Просмотров: 1207976 Последнее сообщение: 18.12.2024 12:08
"Бумажный"ТБО"-спорим,коментируем, задаем вопросы авторам статей, доступных для скачивания
Просмотров: 436457 Последнее сообщение: 20.12.2024 07:01
Чума фейерверков
Просмотров: 13415 Последнее сообщение: 22.12.2024 11:35
ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
"Грязные деньги: несколько способов борьбы за чистую Россию"
|
Софья Пекарихина | Гуру большого бизнеса завещали своим потомкам: самая выгодная инвестиция – это инвестиция в естественные потребности человека. Помимо всего прочего, человек в процессе своей жизнедеятельности оставляет за собой и горы мусора. Только население нашей страны ежегодно "производит" 35-40 млн т твердых бытовых отходов (ТБО).
Мусор никогда не кончится, его "производство" будет только расти с ростом населения, поэтому инвестиции в мусор можно причислить к одним из самых выгодных.
Только цифры
По данным, предоставленным РБК в Росприроднадзоре, ежегодно от жизнедеятельности населения в России образуется 35-40 млн ТБО (200 млн куб. м). В нашей стране действует 1 тыс. 92 полигона, куда попадает мусор. При этом в России менее 400 предприятий по сортировке и утилизации ТБО, однако норма накопления отходов на 45% превосходит мощность этих предприятий, то есть около 18 млн т остаются непереработанными.
Только по официальным данным в России насчитывается более 13 тыс. санкционированных свалок и более 10 тыс. несанкционированных. По статистике, большинство несанкционированных свалок занимают земли населенных пунктов. Например, в Центральном федеральном округе (ЦФО) 68% несанкционированных свалок (около 1 тыс.) расположены на землях населенных пунктов и занимают площадь 250 га, 12% (173 свалки на 14 га) - в водоохранных зонах, 12% (178 свалки на 103 га) - на землях сельхозназначения, 8% (123 свалки на 26 га) - на землях лесного фонда.
С начала года в ЦФО было выявлено 1 тыс. 239 нарушений, возбуждено 607 дел об административных правонарушениях. Большая часть нарушений (266) зафиксирована в Московском регионе. При этом всего было наложено штрафов на сумму 11 млн 233 тыс. руб., из которых 7 млн 694 тыс. руб. - только в Московском регионе. А реально взыскали пока только 5 млн 820 тыс. руб.
За выкинутый в неположенном месте мусор налагается штраф от 1 до 2 тыс. руб. на человека. Для должностного лица эта сумма составляет до 20 тыс. руб., для юридического — до 250 тыс. руб. При этом вся сумма штрафа, наложенная на орган местного самоуправления, возвращается обратно в местный бюджет. Однако бюджетным законодательством не предусмотрено дальнейшее целевое использование этих средств на рекультивацию земель или иные природоохранные цели, поэтому проследить, была ли полученная сумма направлена на рекультивацию участка, невозможно.
Бизнес на свалке, или Мусорные ВИНКи
Для кого-то мусор — это просто мусор, а для людей с предпринимательской жилкой — неплохой бизнес. Многие утверждают, что на этом мероприятии можно прилично зарабатывать. Например, по данным журнала Forbes, годовая выручка крупнейшей свалки Подмосковья - Тимоховского полигона - составляет примерно 450 млн руб. За сутки к полигону подъезжает больше 100 грузовиков, а ежедневная выручка превышает 1 млн руб. Однако прибыль составляет всего 14,3 млн руб. в год, при том что рентабельность обычного полигона должна быть не меньше 30%, т.е. в 10 раз выше, чем сейчас у Тимоховского.
Разобраться в том, как делают деньги на мусоре, довольно сложно. Все факты говорят в пользу того, что это огромная ниша для теневого бизнеса или, проще говоря, легкие грязные деньги, в прямом и переносном смысле.
Но по порядку. Технологическая цепочка бизнеса по управлению отходами включает в себя вывоз мусора, его сортировку и переработку, а также содержание свалки или полигона. Все начинается с вывоза мусорных контейнеров. Если речь идет о многоквартирных домах, то поиском перевозчика и заключением с ним договора на вывоз мусора занимается управляющая компания. Тарифы на перевозку мусора утверждаются субъектами федерации. В него включены стоимость утилизации мусора и стоимость перевозки. Далее перевозчики доставляют мусор на свалку, сортировочный комплекс или мусороперерабатывающий завод.
Оценить в процентном соотношении, чему перевозчики отдают предпочтение, не представляется возможным, однако известно, что везти мусор на полигон гораздо выгоднее, чем на комплекс. На сортировочном комплексе мусор подвергается сортировке. Как правило, если мусор собран раздельным образом, то примерно 70-80% из его объема можно использовать как вторичное сырье (органика, чермет, цветной метал, стекло, пластик и т. д.). Если же весь мусор привезен скопом, этот процент будет меньше. Оставшуюся часть составляют многокомпонентные отходы, которые экономически необоснованно перерабатывать.
Эксперты отмечают, что пока мусоропереработка в нашей стране — дело, мягко говоря, нерентабельное, мусор легче отвезти на свалку. Например, в Петербурге тариф на вывоз муниципального мусора составляет около 400 руб. за куб. м, из которых около 70 руб. перевозчик отдаст за захоронение, а остальное возьмет себе. А за коммерческий мусор полигону придется отдать порядка 500-600 руб., поэтому чаще всего предприниматели стараются списать коммерческий мусор за муниципальный. При этом реально перевозчик отдаст полигону меньше денег, поскольку мусор принимается за кубометр, а отдается за тонну. Кроме того, перевозчику выгодно довезти до полигона как можно меньше мусора.
Встречаются в этой сфере и своего рода ВИНКи (вертикально-интегрированные компании), которые владеют мусоровозами, перерабатывающими заводами и полигонами. Как правило, в Европе именно так и делают.
Итак, реальная ниша заработать деньги в этой сфере – заняться вывозом мусора или содержать полигон. Однако не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Например, руководитель Петербургского отделения Гринпис Дмитрий Артамонов скептически относится к тому, что на мусоре делают миллиарды. Соглашаясь при этом с тем, что заработать на содержании нелегального полигона, коих у нас в стране большинство, вполне возможно. Особенно это актуально для глубинки. Схема выглядит следующим образом: предприниматель N находит место для будущей свалки, перевозчиков, откатывает кому надо, ставит охранника - и дело в шляпе.
Д.Артамонов отмечает, что такие незаконные полигоны процветают в нашей стране за счет того, что находятся в так называемых серых зонах. "Свалок, которые не соответствуют экологическим нормам, в нашей стране большинство. Например, в Ленобласти всего 1 свалка, которая соответствует необходимым нормам из десятков, которые считаются санкционированными", - сообщил РБК Д.Артамонов.
Кто виноват?
Многие видят причину масштабного загрязнения территорий в отсутствии у русского человека культуры обращения с отходами. Сторонники этой теории утверждают, что все начинается с малого, когда люди предпочитают выбросить бумажку не в урну, а рядом, а заканчивается это явлением, которое называется благом-проклятием нашей страны – ее огромной территорией.
А вот по мнению Д.Артамонова, причины кроются совершенно в другом. С одной стороны, государство не поддерживает честных предпринимателей и выгодно работать нечестно, а с другой — полностью отсутствует система экологического контроля.
И что делать?
И эксперты, и ведомства сходятся во мнении, что начать нужно с малого — раздельного сбора мусора. Так, координатор проекта Токсического отдела Гринпис России в Петербурге Рашид Алимов сообщил РБК, что позиция организации состоит в том, что отходы нужно возвращать в производство, рассматривать как ресурсы. "В Петербурге Гринпис удалось добиться введения раздельного сбора отходов", - хвастается эколог.
Такого же мнения придерживаются и в Росприроднадзоре. "Наиболее эффективная последовательность действий: первичный селективный сбор отходов, досортировка (в том числе и автоматическая, применяемая, например, в Германии и Израиле), прессование для создания вторичного сырья либо глубокая переработка, обезвреживание и захоронение непригодных к использованию продуктов, оставшихся в результате переработки отходов", - высказала свое мнение РБК начальник управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова.
По мнению Н.Соколовой достаточно трех контейнеров и бункера для крупногабаритных отходов. В первый надо помещать органические, пищевые отходы. Эти отходы потом перерабатываются в удобрения, их селективный сбор предотвращает переувлажнение остальных отходов. Второй контейнер необходим для всех вторичных ресурсов: полимеров, бумаги, картона, металла, стекла и стеклобоя, а третий — для всего оставшегося мусора.
Ко всему прочему, Росприроднадзор предлагает изменить общепринятую схему организации очистки территории от отходов. "В настоящее время деятельность по удалению отходов разделена на транспортировку, выполняемую специализированными автокомпаниями, и утилизацию либо захоронение, выполняемые специализированными операторами. Тот, кто отвечает за вывоз отходов, не несет ответственности за утилизацию или захоронение. Мы предлагаем убрать лишнее звено, что позволит предотвратить появление новых мест несанкционированного размещения отходов, избежать неоправданного повышения затрат и контролировать соблюдение приоритета переработки перед захоронением", - сообщила Н.Соколова.
В связи с этим ведомство предлагает следующую схему. Организацией сбора и вывозом отходов должны заняться органы местного самоуправления. Субъекты Федерации должны отвечать за организацию сортировки, переработки и/или вторичного использования, обезвреживания и захоронения отходов, а также создавать условия для деятельности специальных комплексных операторов (СКО), которые исполняют функции по удалению бытовых отходов. СКО выбирается по результатам конкурса, несет ответственность за переработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов. Форма собственности СКО может быть различной. Оператор может располагать специализированным автопарком, а может нанимать подрядчиков по своему выбору, но оплачивать их услуги, получать все дотации и льготы будет именно он. СКО получает отходы от компаний, управляющих многоквартирными домами, находящимися в частной, муниципальной или госсобственности, а также, через управляющие компании, — от граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах и объектах социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной и государственной собственности.
За несоблюдение правил сбора и вывоза отходов штраф для управляющих компаний должен превышать стоимость всех услуг специализированного оператора в 10 раз. Частные собственники помещений в индивидуальных жилых домах и объектах социальной инфраструктуры (как кооперативы, так и другие юридические и физические лица) передают свой мусор СКО непосредственно. За несоблюдение этого правила — штраф, в 100 раз превышающий стоимость услуг СКО. За выброс отходов в несанкционированных местах штраф для граждан должен в 10 раз превышать сумму услуг управляющей компании по очистке территории от отходов.
Наверное, это предложение и можно назвать рационализаторским, однако получается, что ведомство заменяет одно звено другим, наделяет его правами монополиста, который ко всему прочему будет сидеть на государственных дотациях. Кто даст гарантию того, что эти специализированные предприятия не ухитрятся найти лазейки в бюрократических коридорах? Но самое главное, что делать людям, жизнь которых в буквальном смысле отравлена мусором?
К слову, по данным Госадмтехнадзора в Московской области, в столичном регионе расположены 58 полигонов ТБО, притом что действующих официально и по лицензии - только 40.
Источник: top.rbc.ru |
|
|
ООО "Транслес"
Транслес - ведущий российский завод-производитель автомобильной спецтехники для транспортировки ТБО, леса, лома. Уже 23 года компания разрабатывает, проектирует и выпускает спецавтомобили на базе росс...
Research.Techart
Исследование рынка ТБО; отраслевой мониторинг; формирование и продажа готовых аналитических отчетов, отраслевых баз данных; маркетинговый консалтинг и бизнес-планирование
Инвест-Станко, ООО
Металлорежущее оборудование, фрезерные станки, тиски и станочная оснастка, прайс, каталог продукции, предприятие OOO "Инвест-Станко" предлагает потребителям оборудование по доступным ценам, контактная...
ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
|