Зарегистрированных посетителей: 22212
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
"Деньги из мусора: парадоксы белорусской модели"
|
Михаил Счастный | Законотворчество, управление и пиар чиновников в сфере обращения с отходами упаковки давно стали притчей во языцех. В течение последнего десятилетия Министерство природы и ГО «Белресурсы» формировали в этой сфере уникальную «белорусскую модель». И им это удалось. Увы, концепция и схема этой модели груба и незамысловата: под лозунгом охраны природы собрать деньги с того, кто послабее, и потратить их на то, что захочется. Про экономию и эффективность, или некий европейский опыт в данной сфере речь, к сожалению, не идет - аналогов просто нет.
А вот результат этой модели: рынок – в коллапсе, бизнес – в шоке! И это - мнение большинства заготовительных, тарособирающих организаций и переработчиков отходов упаковки, а также экологических организаций, принявших недавно участие в заседаниях круглого стола III Международной специализированной выставки-форума «Рециклинг-2011» в Минске. Долгое ожидание «синей птицы» в этой сфере для многих давно сменилось на разочарование, а иногда – на откровенное раздражение. Иностранные инвесторы находятся в недоумении – где законодательство, где спрос на услуги заготовителей и переработчиков, ради чего инвестировать?
Очковтирательство?
За десять лет в стране так и не было создано законодательство, регламентирующее порядок обращения с упаковочными отходами, рынок не сформировался, сфера деятельности - убыточна, инвестиции - мизерные. Сбор традиционных видов вторичных материальных ресурсов, в число которых входят макулатура, стекло, пластик, текстиль и шины, сегодня не превышает 8-9% от объема образующихся коммунальных отходов, процент их переработки - и того меньше, а без промотходов упаковки этот показатель вряд ли превысит 6-7%.
В конце 2010 года на IV Всебелорусском народном собрании президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подытожил: «У нас извлекается менее 15 процентов вторичных ресурсов, в то время как европейские страны уже подходят к планке 80, а некоторые 100 процентов. Но при этом мы умудряемся импортировать отходы, даже стеклобой… В кратчайшие сроки следует наладить полномасштабный селекционный отбор отходов». Президент дал точную характеристику состоянию дел в данной сфере: «Очковтирательство!».
Основные причины проблем лежат на поверхности. И главная из них - полное игнорирование интересов рынка и бизнеса. Бывший премьер-министр С. Сидорский указывал: «Мы сегодня в разы отстали от того, что делается в соседних странах. Нам нужно больше дать самостоятельности субъектам хозяйствования в развитии этой сферы экономики». Такого же мнения придерживается Комитет госконтроля: «Решение проблем сбора и переработки вторичного сырья требует системного комплексного подхода со стороны структур управления, на отсутствие которых справедливо указал глава государства. Необходимо рассмотреть иные пути вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья, в том числе путем непосредственного стимулирования субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих работы по сбору и использованию отходов».
Чудеса координации
На ошибки в подходах Минприроды и ГО «Белресурсы» к решению проблемы оборота вторсырья указывалось неоднократно. Но ни ссылки на европейский опыт, ни элементарная экономическая логика, ни здравый смысл эффекта не имели. Мнению специалистов и представителей бизнеса в этом процессе не нашлось места.
Во-первых, Минприроды изначально дистанцировалось от управления и ответственности в сфере обращения с отходами упаковки. В результате все полномочия в вопросах, касающихся рециклинга, были переданы ГО «Белресурсы» под лозунгом «координации деятельности по сбору вторичного сырья и экономически обоснованному его использованию».
Мало того, что обращение вторичного сырья как конечного продукта сбора и обработки отходов не требует никакой координации. Для большинства субъектов хозяйствования так и осталось непонятно - в чем же эта координация заключалась?
Во-вторых, ГО «Белресурсы» является не органом государственного управления, а коммерческой организацией и даром миссию «координатора» исполнять вовсе не собирается. Им нужны деньги. Деньги нашлись, и немалые: просто обложили платежами производителей и импортеров товаров в стеклянной, пластмассовой и бумажной (картонной) таре, а позже ввели экологический налог на производство и импорт указанной тары, а также - на импорт товаров, упакованных соответствующим образом. Поступления за стеклянную и бумажную (картонную) тару направлены в распоряжение ГО «Белресурсы», а за пластмассовую – в распоряжение Минприроды.
Эти платежи и налоги, порядок и суммы их расходования никогда не увязывались с конечным результатом – сбором и переработкой конкретной доли или объема образующихся отходов упаковки. В результате сотни миллиардов рублей были выведены с рынка услуг по заготовке и переработке отходов, потрачены и омертвлены в планово-убыточных проектах (например, строительство завода по сортировке стекла), а жалкие остатки – перечислены заготовителям в форме компенсации их убытков.
Спрашивается, какой вменяемый бизнесмен, инвестор вложит деньги в отрасль, где спрос на услуги заготовителей и переработчиков подменен платежами и налогами? Ответ очевиден - никакой.
Как говорится, деньги «есть, да не про вашу честь».
Собрать и потратить
Почему не услышаны перспективные предложения Минэкономики и Минторга?
Минэкономики и Минторг, опираясь на европейский опыт в области рециклинга, предложили ввести прямые нормативы ответственности производителей и импортеров товаров в упаковке за сбор и переработку отходов упаковки, образующихся в результате потребления этих товаров. Это позволило бы сформировать спрос на услуги по заготовке и переработке, включить рыночные механизмы ценообразования и институтов в данной сфере, создать условия для развития рынка вторичных ресурсов и вторичного сырья как успешной отрасли народного хозяйства.
Но, судя по всему, никаких выводов из прошлого и из указаний высших должностных лиц так и не сделано. Сегодня эстафета от Минприроды и ГО «Белресурсы», требующих возврата к фискально-распределительной системе обращения с отходами упаковки, перешла к Минжилкомхозу. Идея «собрать и потратить» деньги населения (а именно оно своими кровными уплатит за все) соблазнительна и живуча. И не важно, кто это будет делать. Мотивы, лица и слова здесь могут быть различные, итог всегда один - фиаско экологической, ресурсосберегающей и экономической политики.
Как и раньше, производители и импортеры товаров не станут создавать систем сбора и переработки упаковок, а переложат расходы на население и внесут установленные платежи. Появится ли в этом случае экологичная, утилизируемая и дешевая упаковка? Об этом можно забыть - никому это не интересно! Заготовители и переработчики вновь останутся без средств на покрытие текущих и инвестиционных затрат.
Убыточная отрасль? Нет инвесторов? Ерунда - зато есть тысячи тонн железобетона и горы оборудования. Это не окупается? Мелочи - повысим тарифы для населения, это ведь ради его пользы. Будет мало - повысим платежи для производителей и импортеров. Цикл замкнулся.
У страны появилась лишняя валюта?
С прошлого столетия в Беларуси, а сегодня - во многих странах Европы при производстве пищевых продуктов с успехом применяется возвратная, то есть бывшая в употреблении, стеклотара.
Однако решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. утвержден технический регламент «О безопасности упаковки», по которому с 1 июля 2012 года стеклянная упаковка уже не должна повторно использоваться для контакта с алкогольной продукцией и детским питанием.
Что же случилось? Почему вдруг поставлен крест на целой отрасли экономики? Или действующие в стране санитарные правила и нормы по обработке стеклотары – обман, а население все эти годы тихо травили? Или белорусская стеклотара больше не соответствует ГОСТ и ТУ? Что случилось с оборудованием и технологиями на пивоваренных и ликероводочных заводах? И почему «озаботились» только алкоголем и детским питанием, а безалкогольные напитки и «взрослое» питание - уже не в счет?
Оказывается, и у нас, и в Европе все нормально: непригодная стеклотара отбраковывается, никого не травят, а стекло рециркулируют. Тогда вопрос радетелям повышения качества нашей жизни, экологии и природных ресурсов: у страны есть лишние стекольные пески, стеклозаводы больше не жгут газ, выбросы в атмосферу и отходы больше не проблема? Или у страны появилась лишняя валюта для закупки новой стеклотары?
Тем из чиновников, кто не читал или забыл статью 46 Конституции нашей страны, хочу напомнить о том, что каждый гражданин «имеет право на благоприятную окружающую среду», а государство обязано осуществлять «контроль над рациональным использованием природных ресурсов».
Источник: interfax.by |
|
|
ООО Полимер-Гранул
Компания ООО "Полимер-Гранул" на постоянной основе реализует ПЭТ-флекс (хлопья) собственного производства, сортированный по цветам и микс (темный).
ооо пк спецуправление
Утилизация Офисной техники
Старые нерабочие компьютеры
Мониторы
Принтеры
Сканеры
МФУ (Много Функциональные Устройства)
Клавиатуры и компьютерные мышки
Сетевое об...
ООО ТД «Котельнический механический завод»
Проектирование и производство оборудование для производства крошки из автошин, шредеры-измельчители вторсырья, ТБО,КГО.
ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
|