Зарегистрированных посетителей: 22213
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
"Чистота природы"
|
Карина Никора | Утилизация отходов сегодня становится глобальной темой. Никто из нас не складирует мусор в квартире, не забывает прихватить мусорный пакет и донести его до бака. Загрязнять дом мы сами себе запретили. Но понятие дома квартирной клеткой не ограничивается. Дом – это окружающая нас среда, допускать загрязнение которой тоже ни в коем случае нельзя. Об этом не забывают ответственные граждане и ответственные предприятия. На плечи последних возложена задача куда серьезнее – утилизация отходов производства.
У экологической службы ОАО «Сургутнефтегаз» много направлений деятельности – охрана атмосферного воздуха, водных объектов, рекультивация земель, экологический мониторинг, ликвидация последствий аварий и иных загрязнений, борьба с коррозией трубопроводов и др. Но последние лет пятьшесть приоритетным на предприятии, как и во всей стране, стало обращение с отходами.
– Действительно, за последнее время создано и принято очень много соответствующих законов, а в ранее существующие внесли достаточно изменений. Именно в направлении обращения с отходами я наблюдаю повышенную активность, – рассказывает начальник отдела охраны окружающей среды ОАО «Сургутнефтегаз» Людмила Григорчук. – С чем это связано? Не секрет, что техногенное общество порождает огромное количество отходов, как бытовых, так и производственных. И если на глаз нам с вами не определить, сколько вредных выбросов поступило в атмосферу, то нагромождение мусора заметит даже мало просвещенный в вопросах экологии человек.
Либо чисто, либо грязно.
Общество обеспокоено состоянием окружающей среды. И равнодушным не может оставаться не только производственное предприятие, но и каждый отдельно взятый человек. Это проблема не только ОАО «Сургутнефтегаз», но и всего общества – борьба с отходами, их рациональное и максимальное использование, организация мест для их размещения.
– Если мы не научимся грамотно размещать отходы, это может повлечь за собой и загрязнение воздуха, и загрязнение водных объектов, и санитарноэ п и д е м и о л о гическое неблагополучие. Чтобы этого не произошло, существует промышленная экология, которая в рамках одного предприятия позволяет организовать работу так, чтобы это было рационально и повышало культуру производства. И чтобы это было экономически выгодно. Что это означает?
Экономически невыгодно сначала набросать, а затем героическими усилиями собирать. Экономически выгодно справляться с отходами по мере их поступления, – подчеркивает Людмила Григорчук.
В ОАО «Сургутнефтегаз» насчитывается 210 (!) видов отходов. Это не очистки от картошки в землю закопать. В ОАО «Сургутнефтегаз» созданы собственные производственные подразделения, подобран и обучен персонал, постоянно внедряются передовые инновационные технологии в области утилизации отходов.
– Многие из этих отходов компания самостоятельно обезвреживает и используют в собственном производстве, т.е. мы не размещаем их в окружающую среду и не усиливаем техногенную нагрузку. Так, ОАО «Сургутнефтегаз» – единственная компания, которая на протяжении ряда лет достигает стопроцентной утилизации нефтешлама, – рассказывает начальник отдела охраны окружающей среды.
Нефтяные шламы образуются при очистке различного оборудования, трубопроводов, насосно-компрессорных труб и т.д. И первостепенная задача в области обращения с нефтешламами, впрочем, как и при утилизации загрязненных нефтью грунтов, – обеспечение экологической безопасности при сборе, транспортировке, переработке и обезвреживании. Метод, направленный на максимальную рекуперацию нефти и позволяющий исключить захоронение таких отходов на полигонах, был найден в 1997 году. В Канаде закупили уникальный комплекс различного оборудования, позволяющий выполнять этот полный технологический цикл со стопроцентной утилизацией нефтешлама и загрязненного грунта с возвращением в рабочий цикл сырьевых материалов.
– У компании есть четыре собственных полигона для размещения отходов. Три полигона ОАО «Сургутнефтегаз» расположены в ХМАО, один в республике Саха (Якутия). В связи с тем, что специализированных утилизирующих предприятий по округу не хватает, то муниципалитеты нередко обращаются на наши полигоны и просят принять их отходы.
В компании организован полный цикл по переработке отходов. Мы идем по пути максимального их использования и обезвреживания, – подчеркнула Людмила Григорчук.
Без палок в колесах.
Свыше 17 246 единиц автомобильной техники на колесном ходу числится на балансе структурных подразделений ОАО «Сургутнефтегаз», в том числе 15 774 – в ХМАО. Следствием эксплуатации такого внушительного автопарка стало огромное количество образующихся изношенных автомобильных шин. Заводы – производители шин, которые принимают их на утилизацию и восстановление, находятся достаточно далеко от Сургута. Доставлять шины туда затруднительно и дорого.
Решение нашлось. В 2006 году выполнена реконструкция цеха одного из структурных подразделений акционерного общества – треста «Сургутнефтедорстройремонт», где в 2008 году была смонтирована и запущена в эксплуатацию установка по переработке изношенных покрышек.
– В округе это единственное подобное предприятие.
Притом что проблема стоит нешуточная. Накопленные в ОАО «Сургутнефтегаз» автомобильные шины долгие годы просто складировались на базах. Выбросить их было нельзя – ценное вторичное сырье. Данная установка позволила решить проблему.
Сегодня все свои многолетние запасы шин при помощи этого цеха ОАО «Сургутнефтегаз» переработал, – заверяет Людмила Григорчук.
Завод для переработки изношенных покрышек в резиновую крошку и ее дальнейшего использования для модификации битумной смеси позволил перерабатывать отработанные покрышки с тканевым и металлическим кордом, а также изношенные шины.
В 2008 году прием шин на переработку ограничивался размерами автошин из-за отсутствия станка для резки крупногабаритных. Но уже в 2009-м запустили станки для резки шин шириной до 520 мм и автошин К-700.
– Эколого-экономический эффект очень велик. Вопервых, мы решаем задачу по снижению количества отходов, размещаемых на полигоне. Во-вторых, вовлекаем отходы во вторичный процесс. Именно этого и требует 89-ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» основной целью обращения с отходами является вовлечение отходов в повторный процесс, – говорит Людмила Григорчук.- Да, это дорогостоящие технологии. И пусть ОАО «Сургутнефтегаз» является предприятием нефтедобычи, а не предприятием по переработке отходов, однако, будучи социально ответственной, компания идет на эти затраты, осознавая задачи, возлагаемые правительством на всех природопользователей.
Шины – отход четвертого, пониженного, класса опасности. То есть он фактически не оказывает на окружающую среду негативного воздействия. Единственная прореха данного вида отходов – ввиду его объемности и низкой плотности он будет занимать большие площади на полигонах. Другими словами, придется отводить под него все новые и новые земли, строить полигоны и так без конца – копить и расширяться. С такой перспективой предприятие рано или поздно превратилось бы в склад автомобильных шин.
Гениальное просто
При решении проблем с отходами используется такой термин, как обезвреживание. Он подразумевает под собой как снижение класса опасности, так и снижение количества образования.
– С утилизацией шин мы как раз решаем вторую задачу, ибо первая здесь просто неактуальна. Из шин фактически 33 процента отходов возвращаем обратно в производство. Металл из колес тоже извлекается и перерабатывается. Остается только хлопковая пыль, которую мы все-таки вывозим на полигоны ОПГ с целью захоронения.
Грубо говоря, две трети количества массы отходов мы возвращаем повторно в процесс. Что касается хлопковой пыли, здесь нам есть над чем работать. Необходимо найти и внедрить оптимальную технологию, которая бы позволила добиться максимального результата утилизации, – поясняет начальник отдела охраны окружающей среды.
Понять принцип работы системы нетрудно. В комплект завода входят две части. В составе первой – четыре измельчителя, одна первичная дробилка и две вторичных с грохотами, сепаратором текстиля и магнитными сепараторами для получения резиновой крошки, пригодной для модификации битума. Также в комплект завода входит система очистки воздуха и система фасовки резиновой крошки в пластиковые мешки массой 1 т.
Полученная в результате измельчения фракция поступает на вторую часть системы – установку по гранулированию. Затем гранулы поступают на вибрационный конвейер для удаления металла и далее подаются в конвейер с двойным виброгрохотом и систему удаления тканевого корда и стружки. Резиновые гранулы подаются на двухприводную мельницу готового продукта, металлическая фракция отсевается. В бункере циклона накапливается пыль и текстиль. Готовый продукт фасуется в мешки.
– За час на заводе перерабатывается порядка 20 колес, что равно одному мешку резиновой крошки массой в 650 кг. За смену перерабатывается 250-300 колес, т.е. 7-8 т крошки. В месяц выпускается 130 т крошки. Переработка отработанных шин в прошлом году составила – 2478,971 т, резиновой крошки было получено 1198,980 т. В планах на 2011 год эти показатели увеличить. Всего в цеху трудится 15 сотрудников, – рассказывает старший производитель работ Николай Салеев.
Ежегодно в ОАО «Сургутнефтегаз» готовится около 100 тыс. т асфальтобетонной смеси, в состав которой входит резиновый гранулят в объеме свыше 1,5 тыс. т. С использованием такой смеси ремонтируется свыше 100 км магистральных автодорог.
Доказано, что в результате добавления крошки качество покрытия дорог значительно улучшается по показателям износостойкости, пластичности и безопасности.
– Те установки модификации битума, которые используются в ОАО «Сургутнефтегаз», соответствуют всем российским стандартам, они не оказывают непоправимого негативно воздействия на окружающую среду. Воздействие, конечно, есть, но оно не превышает пределы допустимого, – поясняет Людмила Григорчук. – «Сургутнефтегаз» тоже раньше вывозил шины на переработку в Челябинск. Но затраты, связанные с транспортировкой, слишком велики. Покупка собственной установки позволила уйти от этих затрат и негативного воздействия на окружающую среду. Последнее обывателю не бросается в глаза, но дополнительные вагоны – дополнительная техногенная нагрузка.
Таким образом, мы решили две серьезные задачи – справились с важной экологической задачей и повысили качество асфальтобитумной смеси. И пусть это не инновационная технология, ведь, как известно, все гениальное – просто. Если задачи решаются простым путем, то нет смысла усложнять и нести дополнительные расходы.
Дорогостоящая установка обязательно себя окупит. Увы, не все компании могут себе ее позволить. Так и продолжают захламлять территории или проситься к коллегампроизводственникам со своим «добром». Опыт сургутских нефтяников в массы пока не ушел. Предприятия покуда ограничиваются сбором информации – нередко им приходится устраивать экскурсии по цеху. А вот предложения купить крошку у ОАО «Сургутнефтегаз» звучат гораздо чаще, чем можно предположить.
Источник: ugra-news.ru |
|
|
GEOPOLYMER
утилизация и переработка промышленных и бытовых отходов пэт
СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ
I-IV класс опасности, лицензия РТН, сложные,токсичные,химические, промышленные отходы, гальваника, трансформаторы ПХД,ПХБ, отходы ТБО,КГМ.
ГРАТАН
Производственно - торговая компания ГРАТАН предлагает своим клиентам широкий ассортимент оборудования применяемого в области обращения с отходами, а именно для сбора и удаления мусора:
Мусорные конте...
ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
|