Зарегистрированных посетителей: 22213
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
"Когда б вы знали, из какого сора возникнуть может миллиард рублей"
|
Алексей Плахотников | Сегодня темы экологии и переработки отходов активно обсуждаются в обществе. Президент говорил об этой проблеме в своём Послании к Федеральному Собранию, премьер-министр также выступал по вопросам экологии и утилизации отходов. Перед окончанием весенней сессии Правительство внесло в Думу два законопроекта, регулирующих эту сферу.
Сегодня мы не можем точно сказать, какое количество бытовых отходов накопилось в России (о промышленных отходах, которые представляют отдельный пласт проблем, не упоминаю, это – отдельная тема для серьёзного разговора). В Интернете можно найти цифры, но разброс чудовищный – от трёх миллиардов до трёх триллионов тонн! Отмечу, что даже в единицах измерений нет единства – кто-то измеряет мусор в тоннах, кто-то – в кубометрах.
Мною был направлен депутатский запрос некоторым руководителям регионов – сколько у вас на территории скопилось бытовых отходов? Вместе с цифрами я просил прислать список полигонов, где отходы хранятся, и указать, как их учитывают. В этом списке напротив наименований многих полигонов значилось «учёт не ведётся» или «учёт по машинам». То есть там вообще не знают о количестве ввезённых отходов, либо имеют приблизительное представление и имеющиеся показатели по отношению к реальным могут отклоняться в разные стороны на 25–30 процентов.
А ведь по закону такой учёт должен вестись. Более того, он крайне необходим для мониторинга ситуации. Должны быть установлены хотя бы единые весовые критерии. Справедливости ради отметим, что на некоторых полигонах они введены. Но таких полигонов крайне мало.
К сожалению, ещё с советских времён повелось, что у нас в стране полигон превращается в некую компостную яму, куда сбрасывается весь мусор без всякого учёта. В результате многие и многие тысячи квадратных километров земли превратились, по сути, в несанкционированные свалки: полигоны не могут пройти лицензирование, так как не отвечают элементарным технологическим требованиям. На них не делают, например, так называемый глиняный замок: это двухметровая «подложка» из глины, а поверх примерно одного метра накопившихся отходов – опять слой глины или земли, которым накрывается мусор. Это делается для того, чтобы в случае возгорания отходов пожар можно было легко потушить. Именно из-за наличия огромного количества открытых отходов возникают серьёзные пожары.
Но те полигоны, которые власти на местах не имеют средств как следует оборудовать и содержать, не закрывают – других-то нет. Между тем отсутствие пересыпки мусора землёй и глиной представляется не только вредным, но расточительным. Известно, что в «глиняном замке » происходят процессы разложения мусора, которые на Западе давно эффективно используют. Спустя 10–15 лет на таком же полигоне, только в Германии, устанавливают трубы, по которым в результате переработки поступает газ. Его немцы сегодня активно используют как топливо для автомобилей.
В законопроекте, который Правительство РФ под конец весенней сессии внесло в Государственную Думу, делаются поистине революционные предложения. Главная задача – привлечь в отрасль переработки отходов бизнес. В документе есть три момента, которые дают повод предпринимателям задуматься об этом. Первый – уменьшается налог на прибыль за счёт того, что все траты, связанные с бизнесом в данной отрасли, учитываются как расходы, которые налогом не облагаются. Второй – если предприниматель берёт кредит для дела, связанного с утилизацией и переработкой отходов, то погашение процентов берёт на себя государство. Третий – срок амортизации оборудования сокращается вдвое, что также сокращает налоги для бизнеса.
Этих предложений при всей их полезности и актуальности недостаточно для коренного изменения ситуации. Ведь прежде всего бизнес должен знать, что он пришёл в отрасль надолго: окупаемость затрат в отрасли происходит намного позже, чем, скажем, в торговле, – требуется от пяти до десяти лет. И если кто-то строит мусоросортировочный завод, то должен быть уверен – на предприятие мусор будет поступать. При этом тариф за приём и сдачу отходов должно контролировать государство.
Сейчас же всё происходит наоборот. Например, в Подмосковье построили такой завод, а мусор на него не везут. Почему? Да потому что рядом стоит старый нелицензированный полигон, который учёт не ведёт, технологические нормы не соблюдает, но принимает тонну мусора в разы дешевле, чем завод. Исправить ситуацию может решение местных властей о закрытии нелицензированных свалок. А весь мусор обязательно должен быть рассортирован для переработки, а не просто свален – для этого местные власти должны чётко установить соответствующие правила. Необходимы и утверждённые властями новые схемы санитарной очистки областей, которые обязательно учитывали бы интересы бизнеса.
Главное – нужны условия, чтобы предприниматель поработал в отрасли хотя бы несколько лет. Это даст ему уверенность в том, что власти будут на первых порах оберегать его дело. В Нижнем Новгороде, например, губернатор предоставил немецким бизнесменам, построившим своё производство по переработке отходов, льготы на сумму три миллиарда рублей! И это разумное решение – уже через несколько лет налоги в госказну вернутся в первоначальном объёме, а завод продолжит работать.
Сегодня необходимо построить в стране хотя бы 500 заводов по сортировке, утилизации, переработке мусора (сегодня их всего 50). Впрочем, восполнить этот пробел нам вполне по силам хотя бы за пять лет. Учитывая, конечно, что бизнес захочет всё-таки заняться переработкой отходов.
Если же всё останется как есть, то нам грозит экологическая катастрофа. Ежегодно количество отходов вырастает в полтора-два раза, а по некоторым данным, количество земли, погребённой под мусором, только в Центральном федеральном округе увеличивается на 100 квадратных километров в год! Кроме того, по мнению специалистов, мы теряем ежегодно порядка трёх миллиардов долларов, ничего не производя из отходов.
А из них же можно «вынуть» практически всё! Работает следующая схема: завод получает 10–12 процентов материала для переработки от общего тоннажа мусора, порядка 45 процентов – от объёма. Из него можно производить бумагу, картон, плёнку, три-четыре вида стекла, пластиковые бутылки. Из органического бытового мусора в Европе давно получают газ и удобрения. Мы же всё это бесхозно сбрасываем на полигонах, теряя деньги и нанося ущерб экологии и здоровью населения.
К сожалению, в отличие от Европы у нас пока нет технологий, чтобы, например, извлекать дорогостоящие яды, химические реактивы из батареек, ламп, аккумуляторов, микросхем и так далее. И дело здесь не только в технологиях, но и в менталитете. Нам ещё нужно воспитать потребителей, готовых тщательно сортировать свой мусор и после сдавать его на переработку. В Германии, например, для этого потребовалось 20 лет. Причём власти шли на любые меры, вплоть до бюджетных выплат тем, кто мусор сортирует, и штрафов для тех, кто этого не делает. И нам пора начинать этот процесс. Чтобы, к примеру, гражданин не выбрасывал перегоревшую лампочку в помойку, а шёл и сдавал её обратно в магазин, нужны не только технологии по переработке использованных ламп, но и понимание, что это полезно и для людей, и для страны. И здесь без новых законов мы далеко не продвинемся.
Потому очень надеюсь, что законопроект Правительства, представляющий льготы бизнесу в отрасли переработки и утилизации отходов, удастся принять как можно скорее. Хотелось бы до конца осенней сессии.
А как у них?
Бернд Билитевски, доктор технических наук, директор Института управления отходами и реабилитации промышленных зон Технического университета Дрездена (Германия):
«Как показывает опыт, во многих странах, в том числе и в России, склонны копировать успешные западноевропейские модели без учёта местных условий. Но в каждом конкретном случае необходимо учитывать социально-экономические, законодательные и институциональные особенности в регионах Российской Федерации. Поэтому первостепенное значение приобретает стратегия обращения с отходами в регионе, области или городе, а также наличие обученного управленческого персонала и технических кадров. Думаю, что профессией ближайшего будущего станут высококвалифицированные специалисты по управлению отходами. И России понадобятся собственные кадры во всех отраслях промышленности, причём в самое ближайшее время. У нас в стране они сегодня успешно работают в федеральных министерствах по охране окружающей среды, в экологических фондах Германии. Они управляют крупными промышленными предприятиями, инженерными компаниями и востребованы не только в Германии, но и далеко за её пределами».
Наталья Вильке, глава представительства немецкой компании в Санкт-Петербурге:
«В странах ЕС существует положительный опыт создания и использования единой базы данных мониторинга окружающей среды. В Германии, к примеру, вся информация об окружающей среде собирается в единую федеральную базу данных. Там она подвергается детальному системному анализу, и на основании дальнейшего сопоставления информации производится точное прогнозирование изменения состояния окружающей среды как в отдельных регионах, так и по стране в целом. Благодаря единому подходу к сбору и обмену информацией участники мониторинга взаимодействуют весьма эффективно. Вся информация, полученная и хранящаяся в единой государственной базе данных, в дальнейшем широко используется правительствами и юридическими лицами всех федеральных земель при планировании и осуществлении различных видов деятельности.
Насколько я знаю, в России нет единых норм и стандартов, а также единой базы данных, связанных с экологической безопасностью. Недаром представители иностранных компаний ссылаются на эти причины, затрудняющие возможности инвестирования в природоохранные отрасли регионов России».
Источник: pnp.ru |
|
|
ООО "ЭКОСТЭРКУС"
Наша цель – перенести в регионы России успешный опыт немецкой компании UTV AG и внедрить технологию аэробного мембранного компостирования любых органических и биологических отходов. Это позволит не то...
АНОВО
Переработка (утилизация) изношенных шин.
Производство резиновой крошки, плитки, брусчатки, бордюров из резиновой крошки.
Подготовка оснований для дальнейшей укладки резино-каучуковых покрытий...
Завод Сервис-Металл
Производство и продажа мусорных контейнеров для ТБО, производство металлоконструкций любой сложности и т.п.
ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
|