|
| Вошел в силу закон, обязывающий крупные израильские компании собирать и возвращать в производство не менее 60% своих упаковочных материалов. В некоторых городах и поселках страны уже введены штрафы для граждан, отказывающихся сортировать мусор.
Готовы ли израильские обыватели к подобным переменам? С этим вопросом я решил обратиться к жителям Тель-Авива – города, который считается одним из зачинателей экологической революции в стране.
Экология должна быть экологичной
Для начала, видимо, следует объяснить читателю, о чем идет речь. Вот уже более двух десятилетий на Западе идет активная кампания за превращение быта человека в безотходное производство. В том смысле, что весь мусор, который накапливается в ходе нашей жизнедеятельности, должен не выбрасываться, а перерабатываться. Отходы пищи – в компост, который служит превосходным удобрением; старые книги и газеты – в макулатуру; пластиковые изделия – в пластмассу и т.д. В Израиле о необходимости такой переработки говорят давно, но после вступления нашей страны в OECD эта проблема стала особенно актуальной, так как выяснилось, что, несмотря на бесконечные разговоры об экологии, мы в этой области абсолютно не соответствуем мировым стандартам.
Между тем, именно для Израиля, в котором ежегодно на свалки вывозится до 5,5 млн. тонн мусора, эта проблема особенно актуальна. Государство у нас, как известно, маленькое, развернуться негде, мест под новые мусорные свалки не хватает, да и существующие занимают суммарно сотни гектаров, которые не мешало бы освободить для сельскохозяйственных нужд или под строительство жилья.
Как показали исследования, 40% всего выбрасываемого израильтянами мусора составляют пищевые отходы. Их переработка в удобрения позволила бы не только разгрузить мусорные свалки, но и принести тем, кто займется этой переработкой, порядка 1 млрд. шекелей суммарно. Однако, как выяснилось на конференции амуты "Адам, тэва вэ дин", если сегодня все израильтяне и в самом деле начнут сортировать мусор, складывая пищевые отходы отдельно, то в итоге большую часть этих отходов все равно придется везти на свалку по той простой причине, что мусороперерабатывающих предприятий в стране пока раз-два и обчелся. Правда, в начале июля министерство экологии выделило 300 млн. шекелей на создание 25 таких предприятий, но пока найдутся желающие заняться этим бизнесом, пока их заводы войдут в строй, наладят сбор сырья и т.д., пройдет не один год, и это честно признал на конференции министр экологии Гилад Эрдан.
Еще одно направление в решении "мусорной проблемы" связано с уже упоминавшимся "хок аразим", обязывающим все крупные компании страны наладить до 2015 года сбор не менее 60% своих упаковочных материалов. То есть, к примеру, компании по производству молочных товаров отвечают за сбор пластиковых баночек из-под своей продукции; компании по производству одноразовых подгузников – за сбор использованных подгузников, консервные заводы – за утилизацию консервных банок и т.д. Союз промышленников Израиля вроде бы откликнулся на эту инициативу положительно, даже создал новую компанию ТАМИР, которая будет отвечать за сбор всякой тары. Однако в министерстве экологии утверждают, что все это делается лишь для отвода глаз, на самом деле пока израильские промышленники не готовы вкладывать деньги в это начинание.
И все же, повторю, меня интересовало отношение рядовых израильтян ко всем этим нововведениям, а конкретнее - отношение жителей Тель-Авива, в котором почти повсеместно установлены отдельные ящики для сбора пластиковых бутылок и дисков, для бумаги, влажного мусора и пищевых отходов и т.д. В качестве
мест проведения опроса я выбрал несколько мусоросборников в Южном Тель-Авиве, в районе улицы Дерех Бар-Лев, и в Северном – на улице Дубнов. Результаты этого исследования, как я и ожидал, оказались разительно непохожи друг на друга.
"Надо спасать Израиль!"
- Скажите, вы всегда выбрасываете пластиковые бутылки именно в эту предназначенную для них "клетку"? – спрашиваю я пожилую женщину, стоя у такой "клетки" на улице Дубнов.
- Нет, бывает, конечно, что я по рассеянности могу положить бутылку в пакет с обычным мусором, но чаще всего я их, разумеется, собираю отдельно, - словно за что-то оправдываясь, говорит с едва уловимым польским акцентом моя первая собеседница.
- А почему вы это делаете?
- Ну как… Если пустые бутылки собирают, значит, кому-то это нужно. Может, кто-то на этом зарабатывает… Мне это ничего не стоит, я на этом заработать ничего не могу, так почему бы не помочь людям? Думаю, что это важно для порядка…
- А другой мусор вы сортируете? Слышали, что на тех, кто откажется сортировать мусор, будет наложен штраф?
- Если нам скажут это делать, значит, будем делать. Это очень важно, чтобы люди выполняли законы, даже если им это кажется не совсем удобным. Потому что когда в стране исполняют законы, в ней есть порядок. А когда в ней есть порядок, в ней приятно жить.
Следующей моей собеседницей оказывается весьма, как сегодня принято говорить, продвинутая в данном вопросе девушка по имени Анат. Поначалу я решил, что беседую со студенткой университета, но вскоре выяснилось, что она только что демобилизовалась из армии и пока еще не определилась, где будет учиться.
- О необходимости утилизации мусора нам говорили еще в школе, просто тогда я серьезно к этой проблеме не относилась, - говорит Анат. – Но недавно я случайно попала на лекцию и посмотрела документальный фильм, снятый нашими экологами на эту тему. Он произвел на меня огромное впечатление. После фильма я пришла домой и сказала: "Мама, с этого дня мы сортируем мусор ради спасения Израиля и всего мира". Многие и в самом деле не представляют, о какой глобальной проблеме идет речь. Если мы все не проявим ответственность, если не начнем следовать указаниям экологов, то просто утонем в собственном мусоре. Так что все эти новые законы я приветствую.
- В том числе и политику штрафов за отказ от сортировки мусора?
- В том числе и это. Только таким путем можно заставить людей делать то, что они должны делать!
Следующего своего собеседника я не стал ждать в районе мусорного ящика (надо сказать, что в полдень жители улицы Дубнов мусор выкидывают нечасто, а солнце жарило вовсю), а подсел в кафе за столик к мужчине, читающему газету.
- Извините, вы слышали?.. – начал я.
- Что слышал?
- Что все мы теперь обязаны сортировать мусор, а тот, кто откажется, может заплатить штраф?
- И что?
- Так я хотел спросить вас, как вы к этому относитесь.
- Насчет сортировки мусора, думаю, все правильно. Дело это важное и нужное. Но вот со штрафами - если то, что вы сказали, правда, - это наш очередной израильский идиотизм, который может испортить хорошую идею. Каким образом они собираются определять, кому принадлежит нерассортированный мусор и кто должен платить за него штраф?! Подобная мера, возможно, целесообразна в мошавах, но в городе с многоквартирными домами это абсурд. Впрочем, у нас так, к сожалению, со многим…
"Отнеситесь к нам по-человечески!"
- Что значит "сортировать мусор"?! – грозно спрашивает меня Мирьям, проживающая в окрестностях улицы Дерех Бар-Лев. – Это что, по-твоему, я должна поставить в кухне несколько мусорных ящиков - один для такого мусора, второй для другого, третий – для третьего?!
- Не по-моему, а с точки зрения мэрии и министерства экологии.
- Да пошли они знаешь куда?! Они что думают, у меня квартира в сто метров?! Да нам в кухне развернуться негде, где я в ней поставлю несколько мусорных ящиков?! Я тебе, адони, вот что скажу: пусть там, в мэрии, прежде наведут у нас в районе такой же порядок, как в Северном Тель-Авиве, а потом уж поговорим о том, как сортировать мусор.
- А вы заметили, что с этой целью по всему городу установлены ящики разного назначения?
- Эти ящики стоят, видела, а вот обычных ящиков для мусора в нашем районе недостаточно и устанавливать их мэрия не хочет. Когда начали переходить на подземные мусоросборники, мы все обрадовались: наконец-то и до нас дошла цивилизация, и мы будем жить не хуже, чем в Северном Тель-Авиве. А что в итоге? В Рамат-Авиве такие мусоросборники стоят возле каждого дома, а на нас, естественно, бюджета не хватило. В результате многим до ближайшего ящика надо тащиться по сто, а то и больше метров. Я, как видите, это делаю, но у многих стариков на такую дорогу по жаре нет сил, и они оставляют мусор прямо на тротуаре возле дома. Отсюда и грязь! Так что если ирия хочет, чтобы мы выполняли ее новые указания, пусть для начала отнесется к нам как к людям, а не как к мусору.
Моим следующим собеседником оказался пенсионер, в прошлом педагог Феликс Абрамович.
- Нет слов, правильная утилизация мусора – дело хорошее и важное. Но у нас в районе это не идет. Здесь, как у любой медали, есть две стороны. С одной стороны, политика местных властей крайне непродуманна. Смотрите, мы с вами стоим у ящика, который вроде бы предназначен для сбора макулатуры. Но щель в нем такая тонкая, что туда пролезет в лучшем случае лишь пара газет. Да ведь ни один нормальный человек не будет ради избавления от пары газет спускаться на улицу, тем более что в окрестных домах нет лифта. Люди собирают пачку старых газет, а потом выбрасывают. Не пролазит в щель – выбрасывают в урну или в обычный мусорный ящик.
- Но ведь если увеличить щель, в этот ящик станут бросать и другой мусор!
- Верно! Но это уже другая проблема. Местное население пока, можно сказать, не подготовлено к таким нововведениям. К тому же здесь намного больше детей, чем в Северном Тель-Авиве. Клетку для сбора пустых пластиковых бутылок здесь все время норовят перевернуть. Иногда это делают из озорства дети. Иногда – местные бедолаги, которые подрабатывают сдачей пустых бутылок. Причем это опасно. Я читал в газете, что однажды такая клетка упала на девочку, и та погибла… Так что не думаю, что Израиль в целом морально готов к тем новшествам, о которых вы говорите.
Мнение другого жителя этого района, представившегося Ариком, тоже не было оригинальным:
- Штраф, говоришь? Понятное дело, все это придумывается исключительно для того чтобы обложить нас, простых работяг, каким-нибудь новым штрафом, вытянуть из нас побольше денег. И чего только наши власти для этого не придумают!..
Разумеется, эти заметки не претендуют на какую-то репрезентативность – они отражают мнение отдельных людей, не более того. Однако из этих бесед стало ясно, что претворять в жизнь новые законы будет непросто. И, как всегда, в процессе их претворения и в самом деле возможны перегибы и чиновничий произвол. Так, может быть, той же тель-авивской мэрии и в самом деле стоит для начала попытаться навести элементарный порядок и наладить простую уборку мусора в южной части города?..
Источник: mkisrael.co.il |
|