Человек живет в мире отходов: все, что он создает для удовлетворения своих бесконечно растущих потребностей и обеспечения жизнедеятельности, в конечном итоге переходит в категорию отходов.
Отходы образуются в процессе добычи, переработки и материально-энергетического использования природных ресурсов, на стадии изготовления и употребления конечной
продукции. При этом часть продуктов, на производство которых затрачено много энергии и человеческого труда, попадает в категорию отходов уже после разового применения (например, луженая консервная тара, алюминиевая тара, упаковка различных видов, макулатура и пр.).
С одной стороны, отходы являются главными загрязнителями окружающей среды (ежегодно образуются сотни миллионов тонн отходов), с другой — зачастую представляют собой ценные продукты, потенциально пригодные для переработки и вторичного использования. Правильное обращение с отходами может обеспечить прирост валового национального дохода не менее чем на 15 %. В то же время, несмотря на актуальность, проблема отходов во многом выпала из сферы влияния нашего государства.
Мировой технический прогресс, базирующийся на использовании природных ресурсов в качестве сырьевых материалов, закономерно привел к тому, что существование для человека стало опасным — прежде всего из-за образования и накопления огромного количества отходов производства и потребления. Негативное влияние на здоровье и жизнь человека загрязненной отходами окружающей среды очевидно. Природоохранная деятельность, развивающаяся как альтернатива хозяйственной деятельности, приводящей к загрязнению окружающей среды, к великому сожалению, не адекватна темпам разрушения природы и истощения природных ресурсов. Ведь еще в середине прошлого века великий Нильс Бор произнес пророческие слова: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнется в собственных отходах». Экология и технический прогресс должны быть системно связаны между собой, иначе неизбежно приближение экологической катастрофы.
Так что же такое отходы? Это продукты, образовавшиеся как побочные, бесполезные или нежелательные в процессе производственной и непроизводственной деятельности человека и подлежащие переработке, утилизации или захоронению. Соответственно жизнедеятельности человека различают отходы производства и отходы потребления. один из основных федеральных законов, призванных содействовать предотвращению негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека и определяющих государственную политику в сфере обращения с отходами, так и называется «Закон об отходах производства и потребления».
Отходы производства — это продукты, которые не производят целенаправленно, они образуются как побочные при создании конечного продукта.
Отходы потребления — отслужившие свой срок бытовые товары и изделия, а также ненужные человеку продукты или их остатки, образовавшиеся в системе коммунального хозяйства.
Виды твердых отходов многообразны. Только в рамках одного крупного химического предприятия образуются десятки видов твердых отходов. Целесообразно в первую очередь выделить так называемые многотоннажные отходы — именно они в наибольшей степени загрязняют окружающую среду и в то же время могут дать максимальный эффект при вовлечении в хозяйственный оборот.
Проблемы твердых отходов производства во многом решаются на отраслевом уровне специалистами соответствующей отрасли и, как правило, не требуют специальной подготовки кадров.
Головная боль администрации любого города — решение проблемы отходов потребления, и в первую очередь многотоннажных твердых бытовых отходов (ТБО), к образованию которых причастен каждый городской житель.
Накопление ТБО опасно для жизни человека в принципе, поэтому их нужно ежедневно удалять, иначе городская жизнь будет парализована. Известно, что 98–99 % ТБО (около 50 млн. т в год) в российских городах вывозят на примитивные, экологически опасные свалки, расположенные в пригородах (например, из столицы ежедневно вывозят в область более 10 тыс. т ТБО). Экологическая безопасность России во многом зависит от решения проблемы ТБО. Однако в настоящий момент в стране и регионах нет даже концепции ее решения.
Отсутствие стратегии не позволяет рационально использовать бюджетные средства. В России количество ТБО, подлежащих захоронению, не снижается (для сравнения: в Европе запланировано к 2010 году полностью отказаться от полигонного захоронения ТБО). Возникает и все более усиливается противоречие между городом (где отходы образуются) и пригородом (где отходы размещают).
Ключ решения проблемы отходов потребления (ТБО, автолом, пластмассовые и др.) — их постепенное вовлечение в переработку и утилизацию. Учитывая состав и количество ТБО, можно сказать, что они имеют большой ресурсный потенциал и являются своеобразным городским сырьем. Особенно это относится к отходам, содержащим много ценных компонентов, пригодных для вторичного использования. Не секрет, что ежегодно с ТБО мы теряем 1,5 млн. т стали, более 100 тыс. т алюминия, до 2 тыс. т дефицитного олова, около 10 млн. т макулатуры, более 2 млн. т пластмассы. Поэтому критерий ресурсосбережения в решении проблемы муниципальных отходов является обоснованным. По существу речь идет о создании новой отрасли промышленности.
В СНГ за последние 30 лет построено 24 объекта по промышленной
переработке и обезвреживанию ТБО (заводы по прямому сжиганию и прямому компостированию несортированных отходов). Их отличительная особенность — неудовлетворительная работа и отрицательное влияние на экологию (исключение — мусоросжигательный завод № 2 в Москве). Большинство построенных заводов в настоящее время уже не функционируют. Несовершенство технологий, применяемых на действующих заводах и закладываемых в проекты новых предприятий, связано прежде всего с недооценкой научно обоснованного подхода к их созданию и выбору, а механический перенос западных технологий в российские условия без их адаптации, как показала практика, положительных результатов не дает, поскольку российские ТБО являются значительно более сложным объектом для переработки, чем ТБО западных стран.
Как же решается в Московском регионе проблема ТБО, и в частности в Москве?
Сегодня обеспечение чистоты города — одна из составных частей проблемы — осуществляется за счет своевременного сбора и вывоза ТБО из мест их образования. А вот задача — как свести к минимуму количество захоронений отходов — практически не решается, хотя Москва вкладывает большие средства в строительство объектов по промышленной переработке и обработке ТБО (таких объектов на сегодня уже 10). Как и 30 лет назад, на свалки Подмосковья вывозят из Москвы 93–95 % ТБО. Почему так происходит?
Прежде всего потому, что отсутствует научно обоснованная концепция и стратегия решения проблемы муниципальных отходов. Строительство каждого объекта носит случайный характер (нет обоснования производительности, выбора технологии и т. д.), главное направление не выделяют, происходит распыление средств. Сооружение серьезных объектов (комплексов по сортировке и экологически безопасной переработке ТБО) подменяют возведением заведомо убыточных мусороперегрузочных станций (МПС).
Заказчиком строительства и эксплуатации в Москве всех промышленных объектов является ГУП «Экотехпром». В СМИ уже неоднократно отмечалось, что это предприятие, появившееся в смутное постперестроечное время и прилепившееся к бюджету, искусственно монополизировало деятельность в сфере санитарной очистки города, проводя политику «по интересам».
В соответствии с планом, который никогда не выполняется, ГУП «Экотехпром» к 2010 году должно построить еще 11 промышленных объектов суммарной мощностью 1,8 млн. т/год:
пять мусоросжигательных заводов (МСЗ) — 1,12 млн. т/год и шесть МПС — 0,7 млн. т/год. Попутно ГУП «Экотехпром» надлежит распорядиться 57 млн. долл. (!!!) бюджетных средств для развития транспортной базы, на которой будет сосредоточено более половины всей городской техники, предназначенной для уборки и вывоза мусора. А ведь сегодня это предприятие обслуживает лишь 7–8 % жилого сектора города!
Для чего нужна такая чудовищная монополизация деятельности? Чтобы потом предприятие приватизировать и диктовать городу свои условия?
И почему вообще город должен затрачивать средства на развитие отдельно взятого предприятия? Своевременная замена техники, развитие производства — дело самого предприятия (как хозяйствующего субъекта), а не города. Только город при этом должен проводить обоснованную планово-экономическую политику в сфере санитарной очистки, составная часть которой — тарифная политика. А вот этого как раз и нет. Предприятия Москвы (а их около 80), обслуживающие жилой сектор столицы, работают себе в убыток, нормально функционировать и развиваться не могут. Так почему планово-экономическую политику проводят исключительно в интересах одного предприятия, которое не придает значения конечным результатам своего труда и полностью скомпрометировало себя как заказчик строительства промышленных объектов (вывести их на проектную мощность не удается, многие из них городу не нужны; МСЗ строят в отрыве от решения проблемы опасных отходов; ТБО направляют на МСЗ без какой-либо сортировки, что недопустимо в принципе, и т. д.)?
За эксплуатацию промышленных объектов ГУП «Экотехпром» получает щедрые дотации и стремится строить такие объекты, которые выгодны ему, а не городу. Именно поэтому ГУП «Экотехпром» никого не подпускает к разработке научно обоснованной концепции управления ТБО. Политика «по интересам», естественно, для него важнее. Пользы городу от этого нет. Политику монополизации невозможно увязать с реформированием ЖКХ (создание рынка услуг, конкурентной среды, предоставление равных прав субъектам хозяйствования всех форм собственности).
Система развития санитарной очистки Москвы должна быть прозрачной. Необходимо разработать, обсудить и принять научно обоснованную концепцию и стратегию управления ТБО.
К сожалению, городские власти, призванные по долгу службы решать проблему муниципальных отходов, путей ее решения с наименьшими затратами и без негативного влияния на экологию не знают. Требуется подготовка специалистов, разбирающихся в проблеме, в современных технологиях, готовых создавать новую технику. Такая работа уже начата в двух ведущих московских вузах — Государственном университете сервиса и Институте стали и сплавов. Именно с новыми кадрами можно связывать цивилизованное решение проблемы муниципальных отходов, создание и развитие инфраструктуры специализированных производств в сфере услуг по переработке отходов и утилизации вторичного сырья. Технологический процесс оказания населению услуг в сфере санитарной очистки важен для жизнеобеспечения города.
Сервис в жилищно-коммунальной сфере (санитарная очистка города — это подотрасль ЖКХ) связан в первую очередь с предоставлением качественных услуг в своевременном сборе и удалении отходов потребления. Но это лишь часть проблемы, хотя именно ее решение обеспечивает чистоту города. Вторая часть проблемы — необходимость сократить количество отходов, вывозимых из города на захоронение в область (в Московском регионе это порождает серьезное противоречие между двумя субъектами Российской Федерации).
Иными словами, принципиальные направления оптимизации санитарной очистки города очевидны. Остается лишь их реализовать.
Л. Я. ШУБОВ, председатель ассоциации «Мусорщики Москвы», д. т. н., профессор
Источник: "Обустройство и ремонт" |