Удаление мусора подальше от жилища является одной из насущнейших задач человечества. Средства механизации этого процесса прошли длительный путь эволюции от гужевой повозки до компьютеризованного, эстетичного и экологичного транспортного средства.
Современные мусоровозы различаются по габаритным размерам, вместимости бункера-накопителя, способу загрузки — с задней, боковой и фронтальной загрузкой. Отдельную группу представляют контейнерные и бункерные мусоровозы, которые помимо вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) могут выполнять и другие транспортные задачи. При двухэтапной транспортировке ТБО с мусоросборочных или мусороперегрузочных станций на полигон или мусоросжигательный завод используют большие транспортные мусоровозы.
Российские коммунальные хозяйства укомплектованы мусоровозами на шасси ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ и «Урал» с надстройками как отечественного, так и европейского производства. Надстройки FAUN и GeesinkNorba давно и хорошо известны коммунальщикам. Мусоровозы полностью европейской сборки встречаются редко из-за высокой цены. Появились также мусоровозы с европейской надстройкой на европейском шасси, собранные в России.
Подход к строительству мусоровоза в России и на Западе различается. Западные автоконцерны взаимодействуют со строителями надстроек и поставляют специальные усиленные шасси с коротким задним свесом и оптимальной развесовкой по осям, в том числе шасси LowEntry с низким входом в кабину и автобусной дверью. Надстройка устанавливается вплотную к кабине и таким образом все полезное пространство за кабиной полностью утилизируется.
Европейские надстройки отличаются функциональностью, надежностью и большим ресурсом, поскольку в них использованы качественные стали и комплектующие. Приемный бункер изготавливают из стали Hardox, тогда как отечественные предприятия применяют обычную черную сталь. Соответственно, цена на импортный мусоровоз существенно выше.
Российские строители надстроек не могут добиться взаимности от автопрома и вынуждены пользоваться тем, что есть. Остаются востребованными шасси ГАЗ и ЗИЛ как наиболее доступные по цене среднетоннажные грузовики, хотя компоновка «кабина за двигателем» является устаревшим, неудобным и неэффективным решением для коммунальных машин. Наш автогигант КамАЗ заинтересован в массовом производстве и глух к нуждам строителей надстроек. Выступающие над рамой детали коробки передач не позволяют придвинуть надстройку вплотную к кабине, а изменять конструкцию КамАЗ не намерен.
Российские заводы коммунального машиностроения выпускают мусоровозы с боковой и задней загрузкой, а также контейнерные и бункерные мусоворовозы. Мусоровозами с фронтальной загрузкой наши заводы не занимаются, т. к. для них нужны специальные шасси с низкой кабиной перед двигателем. Основные российские производители — мценский и арзамасский заводы «Коммаш», «Ряжский авторемонтный завод», Московский НПК «Коммаш» («Москоммаш»). К отечественному машиностроению теперь относится калужский завод Volvo Trucks, который монтирует надстройки GeesinkNorba на шасси собственной сборки. Группа РГ (Люберцы, Московская обл.) освоила монтаж надстроек Zoeller на европейские шасси.
Производственная программа арзамасского завода «Коммаш» включает в себя малые и большие кузовные мусоровозы и портальные (контейнерные) мусоровозы. Малые мусоровозы с кузовом вместимостью 7,5; 8,0 и 11 м3 с задней и боковой загрузкой монтируют на двухосные шасси ГАЗ, ЗИЛ и КамАЗ-4308. Малые мусоровозы с задней загрузкой оборудованы стреловым самопогрузчиком с загрузочным ковшом. Собранный в ковш мусор поднимается и выгружается в кузов через люк в крыше. Мусоровозы с боковой загрузкой оснащены боковым гидроманипулятором, которым поднимают и опорожняют мусорный контейнер через люк в крыше кузова. Разгрузка выполняется также самосвальным способом.
Большие мусоровозы с кузовом вместимостью 16, 18 и 22 м3 с боковой и задней загрузкой монтируют на шасси КамАЗ, МАЗ и «Урал». Коэффициент уплотнения у этих машин от 1,5 до 6. Конструкция больших мусоровозов с боковой загрузкой аналогична малым. Мусоровоз Ко-440В с задней загрузкой на двухосном шасси КамАЗ-53605 оснащен сзади загрузочным устройством с кантователем, куда мусор можно загружать как вручную, так и механизированным способом из контейнеров вместимостью от 0,12 до 1,1 м3.
Завод также монтирует на шасси КамАЗ-65115 надстройку FAUN Rotopress-518 с кузовом роторного типа вместимостью 18 м3 и коэффициентом уплотнения до 9. Загрузка кузова выполняется сзади с помощью загрузочного устройства Zoeller Rotary с кантователем. Выгрузка выполняется также сзади, вращением кузова в обратную сторону при поднятом загрузочном устройстве.
Две модели портальных мусоровозов Ко-440А и Ко-440АД для перевозки большегрузных 8‑кубовых контейнеров отличаются только шасси ЗИЛ — с бензиновым и дизельным двигателем.
В модельный ряд мусоровозов мценского завода «Коммаш» входят малые мусоровозы Ко-449 с боковой загрузкой и вместимостью кузова 10 м3 на двухосных шасси ЗИЛ и МАЗ мощностью 130‑155 л. с. Малые мусоровозы с задней загрузкой Ко-456 вместимостью 6,0 и 10 м3 монтируют на двухосные шасси МАЗ, КамАЗ и Hyundai мощностью 155‑225 л. с. Аналогичную конструкцию, но вместимостью 14 м3, монтируют на двухосное шасси КамАЗ-43253. Большие мусоровозы с задней загрузкой Ко-427 с кузовом вместимостью 16, 18 и 20 м3 монтируют на двух- и трехосные шасси КамАЗ, МАЗ, Ford Cargo, Hyundai, Dong Feng, MAN. Приемный бункер мусоровоза оснащают кантователем для опорожнения контейнеров любого типа. Дополнительно устанавливают портальный подъемник грузоподъемностью 2200 кг для загрузки из большегрузных контейнеров. Коэффициент уплотнения мусоровозов с задней загрузкой доходит до 6.
Большие мусоровозы с боковой загрузкой с кузовом вместимостью 13, 16, 18,5 и 22 м3 на шасси КамАЗ и МАЗ отличаются конструкцией. Задняя накопительная часть кузова цилиндрическая, передняя приемная — кубическая, с люком в крыше. Грузоподъемность гидроманипулятора 700 кг. Разгрузка самосвальная, подъемом кузова с открытым задним бортом.
Завод также поставляет портальные и контейнерные мусоровозы на шасси ЗИЛ, МАЗ и КамАЗ.
Предложение научно-производственного комплекса «Коммунальные машины» («Москоммаш») включает в себя большой мусоровоз БМ-53229 с задней загрузкой с кузовом вместимостью 18 м3 на 3‑осном шасси КамАЗ-65115, исполняемый в трех модификациях. Основная модель оснащена кантователем для контейнеров вместимостью 0,77; 0,8 и 1,1 м3. У модификации БМ-53229‑1 задняя приемная часть выполнена так, что позволяет установить портальный подъемник. Модификация БМ-53229‑2 оснащена задней приемной частью от среднего мусоровоза с кантователем пластиковых контейнеров 0,12; 0,24; 0,36 и 0,66 м3. Дорожный просвет под задней частью больше на 200 мм, что позволяет свободно передвигаться по полигону ТБО.
Средние мусоровозы с задней загрузкой с кузовами вместимостью 14 и 16 м3 монтируют на 2‑осные короткобазные шасси КамАЗ и МАЗ. Загрузочное устройство работает с контейнерами от 0,12 до 1,1 м3. В 2008 году «Москоммаш» начал выпуск среднего мусоровоза с универсальной загрузкой. Сегодня в предложении две модели — КМ-12005‑1 с 16‑кубовым кузовом на шасси КамАЗ-53605 и КМ-М5551‑1 с кузовом вместимостью 14 м3 на самосвальном шасси МАЗ-5551А2. Универсальное загрузочное устройство представляет собой гидроманипулятор на поворотной оси, что позволяет забирать контейнер как сзади, так и сбоку. Манипулятор работает с 2‑ и 4‑колесными контейнерами вместимостью от 0,12 до 1,1 м3.
Металлоконструкции мусоровозов «Москоммаш» выполнены из стали 09Г2С, применены узлы немецкого и итальянского производства, что повышает их функциональность и надежность.
«Ряжский авторемонтный завод» монтирует малые мусоровозы с боковой загрузкой на шасси ГАЗ, ЗИЛ и «Амур». Большие мусоровозы с боковой загрузкой с кузовами вместимостью 18 и 20,6 м3 устанавливают на 2‑ и 3‑осные шасси КамАЗ и МАЗ. Малые мусоровозы МКГ и МКЗ с задней загрузкой с кузовами 8,6 и 10 м3 оборудованы самоподъемником с ковшом для сбора мусора вручную, при подъеме ковша мусор высыпается в люк. Модель МКЗ-10 оснащена загрузочным устройством, которое позволяет опорожнять контейнеры вместимостью 0,12; 0,24; 0,8 и 1,1 м3. Коэффициент уплотнения малых мусоровозов невелик — до 2. Большой мусоровоз МКМ-4605 с боковой загрузкой на шасси КамАЗ-53605 оснащен кузовом вместимостью 17 м3 и гидроманипулятором грузоподъемностью 700 кг.
Большие мусоровозы МКЗ-25, МКЗ-35 и МКЗ-40 с задней загрузкой с кузовами вместимостью 16 и 18 м3 поставляют на шасси ЗИЛ, МАЗ и КамАЗ. Линейку мусоровозов МКЗ-17 с кузовами вместимостью 16 и 18 м3 устанавливают на различные модели Ford Cargo. Загрузочное устройство работает с контейнерами вместимостью 0,12; 0,24; 0,8 и 1,1 м3.
Ряжский завод также выпускает несколько моделей портальных мусоровозов на различных шасси и полуприцепные транспортные мусоровозы МКТ-150 (50 м3) и МКТ-110 (36 м3) для системы двухэтапного сбора и вывоза ТБО.
Импортные мусоровозы — не диковинка для российских коммунальщиков, но в основном они сталкиваются с импортными надстройками на отечественных шасси либо с бывшими в эксплуатации европейскими мусоровозами. В последний год, невзирая на кризис, а может быть, именно благодаря ему, увеличилось предложение новых зарубежных мусоровозов.
Московская компания «Коминвест-АКМТ» поставляет мусоровозы итальянской фирмы Farid Industrie S.p.a. Линейка включает мусоровозы с задней загрузкой Micro (вместимость кузова 5 м3) на отечественные и импортные шасси полной массой от 3,5 до 6 т, Minimatic (7 м3) на шасси 10‑12 т, MinipacMK2 (10 м3) на шасси 10‑12 т. Средние и большие мусоровозы Т1 устанавливают на шасси полной массой от 12 до 32 т — КамАЗ, МАЗ, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Volvo, Renault, Scania. Монтаж надстройки «Коминвест-АКМТ» выполняет на своей производственной базе. К особенностям конструкции относятся изогнутая выталкивающая плита и комбинированный кантователь с гребешковым еврозахватом, рассчитан на работу с контейнерами от 0,12 до 1,1 м3.
Мусоровозы с боковой загрузкой серии FMO c кузовами вместимостью от 15 до 30 м3 спроектированы для работы с контейнерами вместимостью от 1,1 до 3,2 м3. Они оснащены гидроманипуляторами специальной конструкции, кроме того, система CAN-bus, видеокамеры, два монитора обеспечивают производительность и безопасность работы.
В номенклатуру также входят специальные мусоровозы серии Selecto с задней загрузкой для раздельного сбора ТБО, мусоровозы серии Т1 С с краном-манипулятором для сбора ТБО из подземных контейнеров, мусоровозы серии FL с фронтальной загрузкой, транспортные полуприцепные мусоровозы серии Super.
Компания «РГ-Техно» поставила российским коммунальных хозяйствам несколько мусоровозов Zoeller, три из которых были собраны на производственной базе компании в Люберцах (Московская обл.). Основные шасси Volvo, Scania, Mercedes-Benz, MAN и Renault, возможно, что будет сертифицирован мусоровоз на шасси КамАЗ. Для малых мусоровозов с задней загрузкой рассматривают вариант шасси Isuzu. Модельный ряд малых мусоровозов включает серии Micro и Mini с задней загрузкой и кузовами вместимостью от 6 до 12 м3, устанавливаемые на шасси полной массой до 18 т. Серия средних и больших мусоровозов с задней загрузкой включает мусоровозы Medium с кузовами 14‑16 м3 на 2‑осных шасси полной массой до 18 т, Medium XL с кузовами 16‑20 м3 на 2‑ и 3‑осных шасси 18‑32 т и Medium XXL с кузовами 20‑30 м3 на 3‑осных шасси 26‑32 т. Мусоровозы оснащают загрузочным устройством с приемным бункером вместимостью 1,2‑3,2 м3 и различными подъемными механизмами, позволяющими обслуживать контейнеры от 0,06 до 8 м3. Фирмой Zoeller разработаны несколько типов загрузочных устройств, которые позволяют работать со всеми видами контейнеров, используемых в России. Кроме того, Zoeller поставляет загрузочные устройства другим европейским строителям мусоровозов.
Финская компания NTM продала несколько своих машин в Cеверо-Западном регионе. Номенклатура мусоровозов включает в себя машины с задней загрузкой всех размеров, с боковой и фронтальной загрузкой — всего 14 моделей с кузовами вместимостью от 6 до 36 м3. Кузов NTM может быть установлен на шасси разных марок или выполнен полуприцепным.
Серия К мусоровозов с задней загрузкой разработана для шасси с полной массой 7,5‑15 т и включает три модели K-Mini, K-Midi и K-Maxi c кузовами вместимостью от 4,0 до 15,5 м3. Серия KG мусоровозов с задней загрузкой рассчитана на шасси с полной массой от 16 до 26 тонн. Вместимость кузовов от 12 до 19 м3. Загрузочное устройство оснащено кантователем для работы с евроконтейнерами. По заказу устанавливают лебедку. Модификация KGBH отличается закрытым загрузочным устройством с принудительной вентиляцией, чтобы минимизировать распространение запахов. Серия KG-2K создана на базе серии KG. Ее особенность в кузове и загрузочном устройстве, разделенном на два отсека для раздельного сбора ТБО. Разгрузка также проводится раздельно. Серию ОМ мусоровозов с боковой загрузкой и вместимостью кузова от 14 до 24 м3 монтируют на двух- и трехосные шасси. Особенность конструкции — выдвижной гидроманипулятор, позволяющий забирать контейнер на расстоянии до 2,4 м, и маятниковый уплотнитель отходов, работающий по принципу молота. Таким образом, рынок предлагает коммунальщикам большой выбор мусоровозов — с отечественной надстройкой шасси, с импортной надстройкой на отечественном шасси и с импортными надстройками и шасси, собранными как за рубежом, так и в России. Главный вопрос, как всегда, в деньгах.
GeesinkNorba в Петербурге
В августе 2007 года в Петербург поставлены первые автомобили Volvo FM9 4x2 с надстройкой GeesinkNorba. Всего должны поставить 28 мусоровозов различных модификаций. Гамма шасси Volvo под мусоровозные надстройки включает в себя модели FL 4x2, FE 4x2 и 6x2, FM 4x2 и 6x2. Особенности шасси Volvo под надстройку GeesinkNorba — короткий задний свес (790...825 мм), коробка отбора мощности, отсутствие задней противоподкатной защиты и оборудования для работы с прицепами. Колесная база шасси определятся согласованием с кузовостроителем (FM 4х2 — 4000 мм, FE 4х2 — 3900 мм, FE 6х2 и FM 6x2 — 3900 мм). Volvo Trucks рекомендует использовать пневмоподвеску задних осей, поворотную ось на 3‑осные модели FM и FE и место для второго пассажира в кабине. По заказу готовы установить монитор и камеры заднего вида.
GeesinkNorba предлагает мусоровозные надстройки с задней загрузкой серии RL300 вместимостью 16,2 и 21,9 м3 с кантователем L200 на шасси FE/FM 4x2 и 6x2 для работы с контейнерами вместимостью 0,12‑1,1 м3. Для загрузки отходов из контейнеров с поворотной осью мусоровоз дополнительно оснащают лебедкой L601, для загрузки из 8‑кубовых контейнеров устанавливают портальный подъемник. Мусоровозы SL5 с кузовами вместимостью 13,5 и 19,5 м3 с боковой загрузкой монтируют на шасси FE 4x2 и 6x2. Гидроманипулятор работает как с любыми евроконтейнерами, так и российскими 770‑литровыми контейнерами.
С пуском завода в Калуге Volvo Trucks вступила в ряды отечественного автопрома. В мае 2009 г. в Калуге собран первый мусоровоз GeesinkNorba на шасси FM 6x2 для заказчика из Вологды. Вторая машина на шасси FM9 6x2 с краном-манипулятором HIAB поступит петербургскому заказчику.
Металлоконструкции мусоровозов GeesinkNorba выполнены из сталей Domex и Hardox, т. е. практически вечные. Надстройки GeesinkNorba также успешно монтируют на шасси Scania и другие европейские марки.
Вершина эволюции мусоровоза
Этой осенью Volvo Trucks должна поставить четыре мусоровоза GeesinkNorba на усиленном шасси Volvo FE с гибридными двигателями Euro 5 для Veolia Propet, одной из крупнейших в мире компаний по переработке отходов. Эти четыре экспериментальных модели будут работать во Франции и Англии. Их особенностью является сочетание дизельного двигателя и электротяги. Каждый из источников энергии может использоваться как по отдельности, так и совместно. В силу того, что электротяга задействуется, когда машина или работает на холостом ходу, или только начинает ускоряться, уровень потребления топлива снижается на 15‑20%. А если учесть, что на автомобилях установлена дополнительная аккумуляторная батарея для питания надстройки, что дает дополнительное снижение расхода топлива на 10‑15%, то суммарная экономия может доходить до 30%. Кроме сниженного уровня выбросов в атмосферу машины отличаются и низким уровнем шума, что особенно ценно при работе в ранние часы. Шасси Volvo FE включает 7‑литровый дизельный двигатель, Volvo I-SAM (электромотор мощностью 120 кВт, сочетающий в себе функции стартера, генератора и двигателя с электронным блоком управления), литий-ионные батареи, заряжаемые в процессе торможения и дизельным двигателем, автоматизированную КП Volvo I-Shift.
Новинка ряжского завода
В июне этого года Ряжский авторемонтный завод представил новые модели мусоровозов с боковой загрузкой МКМ-17107 и МКМ-17207 на шасси Ford Cargo 6х2 и 6х4. Вместимость кузова МКМ-17107 — 16 м3, МКМ-17207 — 22 м3. Загрузка мусоровоза производится гидроманипулятором в пресс-камеру, расположенную в передней части кузова. Гидроманипулятор работает с контейнерами вместимостью 0,2; 0,75 и 1,1 м3. Загруженные ТБО уплотняет прессующая плита в автоматическом или ручном режиме. Разгрузка мусоровоза производится самосвальным способом. Органы управления оборудованием мусоровоза продублированы в кабине.
Источник: АВТОПАРК |