Унылый вид бывших гигантов химии на окраинах Дзержинска настраивает на мысли о таком же беспросветном существовании местных жителей и скверности их натуры. Первое впечатление обманчиво: хотя внешнему имиджу города не позавидуешь, на людских характерах он не сказывается
Международная консалтинговая компания Mercer Human Resource Consulting месяц назад опубликовала список десяти самых грязных городов мира. Городская газета «Дзержинское время» дала об этом информацию, рассчитывая на единый вздох облегчения всех 250 тыс. жителей своего города: «Дзержинска в ‘‘десятке’’ нет!» Есть с чем сравнить: Баку есть, Багдад, Алматы, Браззавиль… Москва – рядом с «грязными» лидерами, на 14−м месте. А Дзержинска – нет! Новость не просто приятная во всех отношениях, она – как луч света в здешнем темном экологическом царстве.
Еще год назад, по данным Нью-Йоркского Blacksmith Institute, два российских представителя — Дзержинск и Норильск – числились в шорт-листе наиболее загрязненных городов мира. Этот самый институт опирался на данные местных экологов, подсчитавших, что с 1930−го по 1998 год в химическом центре на реке Оке было захоронено 300 тыс. тонн отходов, из которых 190 тыс. неминуемо попали в грунтовые воды. Тогда же нижегородские СМИ стали тиражировать информацию о том, что Книга рекордов Гиннесса собирается признать Дзержинск самым загрязненным городом по содержанию фенола. Так что на этом фоне мрачных рекордов информация от Mercer Human – просто именины сердца для властей и глоток чистого воздуха для простых дзержинцев.
Не всякий поезд останавливается на станции, одноименной с городом Дзержинском: скорые «Москва — Нижний Новгород», «Москва — Новосибирск» или Уренгой мчатся на всех парах, по-курьерски не замечая типовую вокзальную коробку — клон станционных строений сотен малых станций. Не фирменный и не скорый «Уфа — Санкт-Петербург», недовольно попыхтев, тормозит под специфического тембра дамский голос (фирменный для ста процентов российских вокзалов): «Стоянка поезда – две минуты!» Выходим.
Да уж, это даже не картинка, похожая на кадр из фильма «Вокзал для двоих»: слишком пусто, пыльно, душно… Может, со времен большой советской химии сюда перестали приезжать из других городов и весей, появляется в голове первая, рожденная на земле Дзержинска мысль.
А подумать в городе есть где и когда, даже если приезжему неведомы никакие здешние интеллектуальные заведения, потому как он – впервые в бывшем Растяпине (исконное имя нынешнего Дзержинска). Просто иди по улице и думай. Ничто и никто не отвлечет от интеллектуального и любого другого процесса: тротуары пустынны, дороги – тоже. Автомобильные пробки здесь видят только по ТВ, равно как и светофоры. А отсутствие этих трехглазых друзей пешехода весьма чревато неприятностями, поскольку стиль езды местных водителей похож на элементы броуновского движения.
Шарахнувшись пару раз от колес топовых здесь ГАЗ-31, мы не стали испытывать свою командировочную судьбу и быстренько вписались в таксомотор представительского класса (тоже ГАЗ-31). Домчались до центральной площади спокойно, хотя и с клоуном. Нет, клоун — это не допуслуга таксофирмы. Это – Вячеслав Завражков, нормальный таксист в настоящем, профессиональный клоун в прошлом и в душе. Не один год был нижним клоуном в здешнем «Цирке друзей». Ушел по принципиальным соображениям: «Не, ну это разве нормально: на гастролях по Европе сказали, что будут платить по 20 долларов за выход! Ну, я и хлопнул дверью! За рулем сам себе хозяин, все нормально…». И вдруг тормозит, как стрит-рейсер на заезде. «…Манеж вот только до сих пор снится. Нет, это как болезнь, от нее не вылечишься. А цирк наш, между прочим, из Италии только что вернулся. Да не слежу я за ним, случайно услышал», — пытается уверить в этом не нас, а скорее себя самого таксист-клоун.
Тормозил-то Вячеслав на месте высадки, на центральной площади Дзержинска, названной именем – догадайтесь с трех раз! — Дзержинского. А вот и сам железный Феликс (в прямом смысле). Известный тем, что несколько лет назад разбушевавшиеся экологи и гринписовцы надели на металлическую голову памятника противогаз и повесили плакат «Люди не железные». Таким способом активисты местного гражданского общества стремились обратить внимание властей на экологические беды, доставшиеся городу в наследство от советской власти.
В 1993 году международная организация «Гринпис» проводила лабораторный тур по Волге, отбирая пробы воды. В них были обнаружены полихлорированные бифенилы (ПХБ) – вещества, входящие в число 12 самых опасных ядов на планете. Откуда они взялись в Волге? Опытным путем было установлено: яды приплыли из «богатых» ими недр столицы отечественной хлорной химии – Дзержинска. Этот статус имел город во времена СССР. Возможно, именно здесь осужденных, так называемых вольнопоселенцев, работавших под надзором милиции во вредных цехах местных предприятий, стали в народе называть «химиками». А среди жителей тогдашнего Горького и других городов области нашлись любители-лингвисты, сократившие не самое удобное в произношении название Дзержинск до меткого и вполне идейного для советских времен – Дуст. Хотя этот яд изобрели американские ученые и даже за свое открытие были удостоены Нобелевской премии, в промышленных количествах он производился именно в Дзержинске. Дуст, или ДДТ, долгое время считался безопасным для человека, но эффективным для уничтожения паразитов вроде садовой тли. В середине 1970−х годов выяснилось, что дуст имеет свойство не разлагаться, а накапливаться в живых организмах. Штаты с Европой ахнули и запретили его использование. В городе на Оке его выпускали до конца 1980−х.
Теперь у Дзержинска иная «черная гордость» — одна из самых больших в Европе мусорных свалок. Об этом мы узнали от главного редактора газеты «Дзержинское время» Сергея Кулакова.
Официально свалка именуется «Полигон по переработке твердых бытовых отходов (ТБО) ‘‘Игумново’’». Действует с 1983 года. Площадь – 111,5 га. Но все ужасы, которые о ней рассказывают упертые борцы за экологическое счастье, и даже то, что видят редкие ее посетители и чем перманентно дышат жители поселка Горбатовка – это, можно подумать, большой обман сознания масс. Потому что, как выяснил и предъявил к сведению своим читателям Сергей Кулаков, этой европейской рекордсменки по объемам и вредоносным качествам мусора не существует. По документам. А может, официально и не существовало никогда, коли из шести томов документации по проектированию и строительству полигона в наличии имеется лишь один. Тем более не отыскать актов о приеме этого экологического монстра в эксплуатацию.
Однако неактированная свалка – бедствие не только Дзержинска, но и Автозаводского района Нижнего (до него от полигона километров пять по прямой). Она дымит с 2003 года. Практически постоянно. Только в разных направлениях, в зависимости от ветра. Достается и федеральной трассе М7 (Нижний – Москва): тогда автомобили движутся вслепую, как через знаменитый английский смог, только страшно вонючий. Это – «аромат» метана (свалочного газа), сопутствующего горению мусора. Подушка отходов на игумновской свалке столь объемна, что возгорания возникают почти постоянно. Тушить — бесполезно. Приходится дышать.
Недавно областные власти представили немецкую компанию Remondis AG& Co KG как возможного партнера по рекультивации полигона ТБО «Игумново» и строительству современного мусороперерабатывающего завода. Но дзержинцы от такого известия не только не расслабились, но еще сильнее напряглись: просочилась информация, что с приходом зарубежных мусорных профи на игумновскую свалку станут доставлять эти самые ТБО не только из других регионов России, но и из стран Балтии и Италии с Германией. Дзержинцы считают: им такая честь ни к чему. Общественники из Горбатовки во главе с энергичным Владимиром Ореховым и вовсе настаивают на закрытии полигона и рекультивации пропитанной мусорными ядами земли.
Надо ехать, увидеть «Игумново» своими глазами, решаем мы. Но наш пыл остужает коллега Кулаков: «Ой, не рискуйте! Мусорный бизнес чистый не бывает во всех смыслах. Я только подъехал к полигону, как в клещи двух автомобилей попал, хорошо, прежде чем меня из машины вытолкали, успел позвонить товарищу в УБОП. В другой раз в кабине мусоровоза нелегально пробирался и снимал лежа. Снимками могу поделиться. А ехать…». Главному редактору «Дзержинского времени» хоть и 26 лет, но его знаниям местных реалий и житейской мудрости мы решили полностью довериться: ну не хватает нам такого героизма, чтоб грудью на мусорные амбразуры…
Сергей Кулаков, надо сказать, хотя давно и всерьез занимается экологическими проблемами, вовсе не похож на зацикленного на одной городской «кочке» человека, для которого благородная борьба со временем обращается в диагноз. Образованный, деловитый, энергичный… С ним можно поговорить о многом. О местах, где в Дзержинске можно отдохнуть, – пожалуйста. О местном драмтеатре, его творческих проблемах – тоже. И о том, что сейчас в городе ипотека есть (как понятие), а жилья – нет (как факт). За весь 2007 год построено всего три многоквартирных дома, да и то большинство квартир в них – под 90 метров. А сам Сергей хотел было взять кредит в Сбербанке, но расклад вышел такой: за 700 тыс. рублей в рассрочку на 30 лет он должен будет вернуть 2,4 млн! Кулаков отступил. Но не сдался. Считает, что найдет способ купить себе квартиру, хотя по нынешним ценам (миллион-полтора за однокомнатную) молодой семье сделать это непросто.
Жилье себе Кулаков будет покупать в родном городе. То есть в Дзержинске. Из которого уезжать не собирается, хотя уже имел приглашение работать в Нижнем. Слов таких, как «патриотизм» и «любовь к городу» (с игумновской свалкой, временами ядовитым воздухом и прочими «прелестями» бывшей и настоящей химиндустрии), Сергей не произносит. Не входят они в лексикон современного молодого человека. Тогда что же в остатке? Очередная местная аномалия, которой подвержена не только творческая натура Кулакова, но и другой наш знакомец. Иной породы. Бывший офицер-летчик, афганец, бизнесмен-строитель (директор фирмы «Патриот НН») Владимир Числов.
Строители Числова работают сейчас во Владимирской области – строят банно-прачечный комбинат. В чужой области (небогатой, кстати) возводят капитальные объекты, а в своем городе достойной работы не находят. Тут, считает Числов, просчитались с федеральным законом, требующим все бюджетные заказы размещать на конкурсной основе. Выходит, что частенько выигрывают фирмы случайные, предложившие свои услуги по бросовой цене, а профессионалы остаются за бортом. Но по-офицерски выразив свои чувства по сему поводу, бизнесмен Числов пришел к выводу: «Надо работать так, чтобы гордиться своим делом. Местом, где живешь. Ну, и так дальше – городом, страной…».
Пока не все у Числова и других дзержинцев с таким чувством получается. Они сами в этом признаются. Но уходят не в ворчание и смакование своих проблем, а в работу. Нового ничего не придумали. Потому как не мыслители-теоретики, а люди простые и деловые.
В подготовке материала участвовала Галина Щербо, Нижний Новгород.
Источник: «Эксперт» |