Согласно данным, приведенным в [1], в Донецкой области до 40% твердых бытовых отходов образуется в малых городах и поселках, при этом удаляется на свалки ТБО около 60% от нормативного объема образования.
Анализ этих данных, исходя из численности населения, указывает на недостоверность учета удаленных на свалки бытовых отходов и о наличии в области неорганизованных и стихийных свалок.
Неорганизованная свалка отходов поселка городского типа (пгт) Мироновское города Дебальцево Донецкой области является примером подавляющего большинства свалок промышленных городов и поселков Донецкого региона, которые практически стихийно создавались в послевоенный период восстановления и строительства промышленности в Донбассе.
Сбор и хранение твердых бытовых отходов (ТБО) пгт Мироновское осуществляется на существующей неорганизованной свалке ТБО и промышленных (в основном строительных) отходов, расположенной на землях несельскохозяйственного назначения в черте земельного отвода Мироновской ТЭС.
Проведенная топографическая съемка района свалки позволила уточнить местоположение собственно свалки твердых бытовых отходов и её площадь, которая составляет 63705,8м2 (6,371га) из 14,193 га, а также объем складированных твердых бытовых отходов - 127 410 м3, что при плотности слежавшейся и уплотненной смеси отходов равной 700 кг/м3, составляет 89187 тонн.
Кроме того, обследование состава отходов, в том числе по данным буровых работ, проведенных на участке свалки ТБО, показало, что отходы в основном (более 60%) являются строительными отходами (в том числе грунты, содержащие суглинки) и завезены в период строительства промышленных жилых и других объектов пгт Мироновский и г. Светлодарска, а затем и от ремонта зданий и сооружений.
Свалка промышленных отходов эксплуатируется с 1949 года, т.е. уже более 50 лет, а участок, занятый под складирование твердых бытовых отходов без разработки проекта места складирования ТБО и санкции санитарно-эпидемиологических органов, - с 1964 года, т.е. около 40 лет. Основная масса накопленных твердых бытовых отходов прошла период интенсивного гниения и выделение метана, сероводорода и водорода из этой массы складированных ТБО незначительно, что подтверждается органолептическим обследованием территории участка и расчетом.
Наличие фильтрата в складированных твердых бытовых отходах, на момент обследования участка, не обнаружено. Кроме того, строительные отходы и суглинки в количестве, превышающем 60%, смешаны с твердыми бытовыми отходами и эту смесь отходов следовало бы, наверно, именовать техногенными грунтами.
Кроме того, Мироновский завод железобетонных изделий в течение всего периода своего существования вывозил на эту свалку бракованные железобетонные изделия.
Таким образом, на существующей свалке осуществляются неконтролируемый и безучетный прием и складирование ТБО и строительных отходов.
Согласно санитарным и природоохранным требованиям, эксплуатация места складирования твердых бытовых отходов должна осуществляться в соответствии с нормативами и правилами, изложенными в документах [2], [4] и [5]. Существующая неорганизованная свалка твердых бытовых отходов не соответствует перечисленным выше санитарным правилам и природоохранным нормативам и эксплуатируется с их нарушением, не числится на балансе ни у одного из предприятий пгт Мироновский, хотя и расположена на территории Мироновской ТЭС.
Перечень ограничений, которые не выполняются при эксплуатации неорганизованной свалки ТБО:
а) на свалке не контролируется прием химических и эпидемически опасных отходов, которые должны складироваться в специальных сооружениях;
б) не контролируется прием на свалку жидких и пастообразных отходов;
в) не выполняется запрет на складирование всех видов металлических отходов;
г) не выполняется запрет на сбор вторичного сырья населением;
д) отсутствует постоянный обслуживающий персонал и охрана.
В "Программе обеспечения экологической безопасности, охраны и улучшения состояния окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов города Дебальцево Донецкой области на 2001-2005г.г." мероприятия по приведению в экологически безопасное состояние существующей неорганизованной свалки ТБО или по созданию нового полигона-накопителя ТБО в пгт Мироновское, который входит в состав города Дебальцево, не предусмотрены. "Программа…" или схема регионального развития пгт Мироновское не разработаны.
Альтернативные варианты размещения ТБО пгт Мироновское:
· строительство нового полигона ТБО связано с большими финансовыми расходами и изъятием земель сельскохозяйственного назначения из оборота;
· вывоз ТБО на ближайшие свалки экологически не безопасен, т.к. транспортировка осуществляется автосамосвалами, а не специализированными мусоровозами; пробег автотранспорта составит минимум 40 км (туда и обратно); кроме того, ближайшие свалки не соответствуют действующим нормам и правилам санитарных и природоохранных органов;
· полигон – накопитель ТБО г. Светлодарска, спроектированный Проектным бюро «Экосервис» и введенный в эксплуатацию в 2003 году рассчитан на обслуживание только г. Светлодарска и близлежащих поселков и вывоз на него ТБО из пгт Мироновское возможно только на период приведения собственной свалки в экологически безопасное состояние.
Однако следует отметить, что давно назрела необходимость приведения существующей неорганизованной свалки ТБО в экологически безопасное состояние и решить вопрос о дальнейшем размещении ТБО пгт Мироновское.
Средняя высота складированных отходов после планировки территории свалки и уплотнения отходов не будет превышать 2 – 3 метров от основания свалки. Отсюда следует вывод о недогруженности свалки и рассмотрении возможности дальнейшей её эксплуатации с условием преобразования свалки в полигон – накопитель ТБО, соответствующий действующим нормам и правилам санитарных и природоохранных органов.
Исходя из выше изложенного, работы на неорганизованной свалке ТБО необходимо выполнить в два этапа:
I этап – приведение существующей неорганизованной свалки ТБО в экологически безопасное состояние;
II этап – создание на базе экологически безопасной свалки ТБО полигона – накопителя ТБО для пгт Мироновское с расчетным сроком эксплуатации не менее 15 – 20 лет.
Мероприятия по обеспечению нормативного состояния окружающей
природной среды и экологической безопасности существующей
неорганизованной свалки твердых бытовых отходов (I этап).
I. Организационные мероприятия:
· определение пользователя свалки ТБО, взятие её на баланс;
· разработка проекта землепользования и получение Государственного акта на право пользования землей, отведенной под свалкуТБО;
· проведение оценки воздействия на окружающую среду существую щей неорганизованной свалки ТБО;
· разработка проекта приведения свалки в экологически безопасное состояние;
· на период проведения работ по приведению свалки в экологически безопасное состояние предусмотреть вывоз и размещение ТБО из пгт Мироновское на полигоне – накопителе г. Светлодарска.
II. Защитные мероприятия:
а) планировочные:
· произвести перемещение складированных отходов с запланированного проектом участка под создание экологически безопасной свалки и спланировать поверхность под основание свалки;
· для защиты грунтовых вод от загрязнения фильтратом и поверхностными водами с территории свалки ТБО предусмотреть создание по спланированной поверхности существующей свалки водоупорного основания из слоя глины толщиной 0,5м с последующим уплотнением до достижения нормативного коэффициента фильтрации воды Кф = 0,0086 м/сутки (10см/сек);
· для предотвращения загрязнения почвы и подземных вод предусмотреть дренажную систему для сбора фильтрата и дренажный лоток для сброса фильтрата в специальный железобетонный резервуар-сборник, обеспечив его дальнейшее удаление и обезвреживание на очистных сооружениях Мироновской ТЭС;
· произвести планировку складированных отходов на территории участка свалки ТБО и их уплотнение до значения 1,5т/м3 с достижением высоты спланированного плоского отвала 2 – 3 м;
· для перехвата стоков ливневых вод с участков, расположенных выше существующей свалки ТБО, предусмотреть нагорные канавы, отводящие поверхностные воды за границу эксплуатируемого участка;
· для предотвращения стока ливневых и талых вод, а также фильтрата с территории свалки в нагорную канаву произвести обваловку территории свалки по периметру с внутренней стороны естественным или искусственным водонепроницаемым валом высотой 1,5 – 1,7м и шириной 3,0 – 3,5 м;
· внешние откосы свалки спланировать 1 : 4.
б) технологические:
· соблюдение технологии складирования ТБО на свалке при проведении планировочных работ должно обеспечивать их изоляцию, а также санитарную надежность в эпидемическом отношении и в плане охраны окружающей среды;
· устройство вентиляционных скважин для регулирования движения образующихся при гниении газов и предотвращения их скопления в больших количествах;
· в качестве материала для изолирующего слоя (толщина 0,25м) спланированной поверхности существующей свалки применять золошлак с Мироновской ТЭС;
· сверху изолирующего слоя предусмотреть экран (толщина 0,5м) из глины.
III. Охранные мероприятия:
· обеспечить круглосуточную охрану свалки;
· для задержания легких фракций отходов, разносимых ветром, выполнить ограждение свалки ТБО по периметру забором из стальной сетки, а на период перемещения отходов при перепланировке участка - предусмотреть переносные защитные щиты из стальной сетки;
· произвести устройство сети контрольных наблюдательных скважин по периметру свалки для мониторинга за состоянием грунтовых вод;
· проведение ежедневного контроля за поступлением фильтрата в резервуар-сборник;
· один раз в 10 дней проводить осмотр территории санитарно-защитной зоны (СЗЗ) свалки и, в случае её загрязнения твердыми бытовыми отходами, производить уборку.
Мероприятия по созданию на базе экологически безопасной свалки ТБО полигона – накопителя ТБО для пгт Мироновское
I. Организационные мероприятия:
· проведение оценки воздействия на окружающую среду приведенной в экологически безопасное состояние свалки ТБО;
· произвести расчет нормативного образования ТБО по пгт Мироновское;
· определить расчетный срок эксплуатации полигона – накопителя ТБО при полной нагрузке полигона, согласно нормативам;
· выдать проектной организации задание на разработку проекта полигона – накопителя ТБО;
· разработать проект полигона – накопителя ТБО, включая сметно-финансовую документацию;
· произвести государственную экологическую экспертизу и согласование проекта, согласно действующего законодательства;
· определить возможность инвестиций по внедрению проекта;
· определить организацию для проведения строительно – монтажных работ при сооружении полигона.
II. Защитные мероприятия:
а) планировочные:
· произвести планирование участка полигона для создания производственной зоны и зоны подсобно – бытового назначения, разделенных полосой не менее 25 м;
· производственная зона, если полигон принимает не только ТБО, должна состоять из карт для раздельного захоронения отходов различных классов опасности, причем размеры карт будут зависеть от количественно – качественной характеристики поступающих отходов;
· устройство зоны подсобно – бытового назначения должно соответствовать [6];
· внешние откосы полигона спланировать 1 : 4;
· производить планировку складированных отходов на территории полигона ТБО и их уплотнение до значения 1,5т/м3 с достижением высоты спланированного отвала 13,5 м;
· для защиты грунтовых вод от загрязнения фильтратом и поверхностными водами с территории свалки ТБО предусмотреть создание по спланированной поверхности существующей свалки водоупорного основания из слоя глины толщиной 0,5м с последующим уплотнением до достижения нормативного коэффициента фильтрации воды Кф = 0,0086 м/сутки (10см/сек);
· для предотвращения загрязнения почвы и подземных вод предусмотреть дренажную систему для сбора фильтрата и дренажный лоток для сброса фильтрата в специальный железобетонный резервуар-сборник, обеспечив его дальнейшее удаление и обезвреживание на очистных сооружениях Мироновской ТЭС;
б) технологические:
· соблюдение технологии складирования ТБО на полигоне при проведении планировочных работ должно обеспечивать их изоляцию золошлаком через каждые 2 – 3 м, а также санитарную надежность в эпидемическом отношении и в плане охраны окружающей среды;
· устройство вентиляционных скважин для регулирования движения образующихся при гниении газов и предотвращения их скопления в больших количествах;
· складирование отходов ТБО производить согласно [7].
III. Охранные мероприятия:
· обеспечить прием, контроль и учет поступающих на полигон отходов;
· для задержания легких фракций отходов, разносимых ветром, выполнить ограждение свалки ТБО по периметру забором из стальной сетки, а на период выгрузки отходов из автотранспорта – предусмотреть переносные защитные щиты из стальной сетки;
· произвести устройство сети контрольных наблюдательных скважин по периметру свалки для мониторинга за состоянием грунтовых вод;
· обеспечить проведение ежедневного контроля за поступлением фильтрата в резервуар-сборник, обеспечив его дальнейшее удаление и обезвреживание на очистных сооружениях Мироновской ТЭС;
· один раз в 10 дней проводить осмотр территории санитарно-защитной зоны (СЗЗ) полигона и земель, прилегающих к подъездной дороге на полигон, и, в случае их загрязнения твердыми бытовыми отходами, производить уборку.
IV. Восстановительные мероприятия:
· для уменьшения пылеобразования и предотвращения самовозгорания отходов (особенно в засушливый период) рекомендуется проводить полив ТБО и изолирующего слоя водой из поливомоечной машины;
· предусмотреть устройство контрольно-дезинфицирующей установки в виде ванны с раствором лизола для дезинфекции ходовой части мусоровозов;
· предусмотреть плановое проведение мероприятий по дезинфекции и дератизации территории свалки с целью препятствия размножению мух и грызунов;
· предусмотреть укрепление грунта откосов полигона ТБО путем их озеленения;
· после окончания эксплуатации полигона ТБО предусмотреть использование его территории под лесопарковые насаждения.
Поскольку доклад основан на конкретном примере, то в дополнение к выше сказанному, следует отметить необходимость проведения инженерно – изыскательских работ на участке расположения неорганизованной свалки ТБО (по требованию Госуправления экобезопасности), на предмет изучения влияния существующей свалки на подземные воды. Наличие данных исследований, проведенных Донецким отделением Научно – исследовательского и проектно – изыскательского института «Теплопроект» в 1989 году в рамках работы «ТЭО расширения Мироновской ГРЭС», отделом экспертизы Госуправления экобезопасности в Донецкой области оценены как устаревшие, а, следовательно, и недостаточные.
Проектное бюро «Экосервис», которое определено Заказчиком как Исполнитель проектных работ по приведению существующей неорганизованной свалки ТБО в экологически безопасное состояние, считает такой подход отдела экспертизы не корректеным, т.к. за время прошедшее с момента проведения инженерно – изыскательских работ на участке не произошло существенных изменений, которые могли бы повлиять на подземные воды. Организация, проводившая изыскательские работы, имела хорошо подготовленные кадры специалистов и авторитет в среде проектировщиков. Проведение же дополнительных изысканий для Заказчика (Мироновского поселкового совета) ляжет тяжким бременем на его мизерный бюджет, а инвесторов, которые оплатили бы изыскательские работы, Заказчик вряд ли найдет.
При таком состоянии дел, вопрос о приведении существующей неорганизованной свалки ТБО пгт Мироновское в экологически безопасное состояние и возможность дальнейшего использования свалки уже как полигона – накопителя ТБО, просто повис в воздухе. Отходы продолжают вывозить на закрытую свалку, возможно, и в лесополосы, что отнюдь не способствует улучшению экологического и санитарно – эпидемиологического состояния района.
ЛИТЕРАТУРА
1. "Земля тривоги нашої”. За матерiалами доповiдi про стан навколишнього природного середовища в Донецькiй областi у 1999 роцi (пiд ред. С.Куруленко). - Донецьк: Новий мир. - 2000.
2. Инструкция по проектированию и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов. – М.: Стройиздат, 1983.
3. Указания по организации и усовершенствованию контролируемых полигонов для городов УССР. РДМУ 204 УССР 025-81, Киев, МЖКХ, 1981.
4. Санитарные правила устройства и содержания полигонов для ТБО. № 28 II-83 от 16.05.1983г.
5. Государственные санитарные правила планирования и застройки населенных пунктов. Утверждены Приказом Министерства охраны здоровья Украины от 19.06.1996г. № 173.
6. СНиП II-92-76.Нормы проектирования. Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий.
7. Санитарная очистка и уборка населенных мест. Справочник.
А.Н. Мирный и др.; Под ред. А.Н. Мирного. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1990
Источник: Проектное бюро «Экосервис», г. Донецк |