Не так давно депутаты Мосгордумы обратили внимание на то, к чему может привести бурный рост потребления в столице. Речь шла об отходах. Мусорная проблема сегодня для Москвы остра как никогда. Экологи констатируют: через пять лет Первопрестольная захлебнется в собственном мусоре. Основная причина – в отсутствии передовых технологий по раздельной сборке и переработке отходов, а также в многочисленных нарушениях при организации работы подмосковных свалок, от которых больше вреда, чем пользы. Спасти ситуацию может только незамедлительное вмешательство властей. Но они пока предпочитают не решать проблему кардинально, а искать крайнего.
В конце минувшей недели в Мосгордуме были рассмотрены поправки к столичному закону «Об отходах производства и потребления». Заседание было для многих долгожданным. Отрицать проблему уже невозможно. По данным Гринписа, за последнее время рост количества отходов в городе увеличился на 5–9%. Только в 2005 году в Москве было зарегистрировано 158 несанкционированных свалок общей площадью 658 га. Причем размер загрязненных территорий за последние 10 лет увеличился почти в два раза. И касается это не одной столицы. Если ничего не менять, то пройдет 5–8 лет, и все города погрязнут в мусоре.
В качестве главных виновников захламления города мусором депутаты Мосгордумы назвали водителей мусоровозов, работающих в частных компаниях. По версии депутатов, они сваливают отходы по дороге на свалку. Для них городская Дума потребовала ввести административную ответственность в виде штрафов. Впрочем, этот тезис представляется спорным. Представители мусороуборочных компаний убеждены, что, не желая кардинально решать проблему, депутаты в очередной раз просто нашли крайнего. «Я лично нигде не видел этих самых несанкционированных свалок, – заявил «НИ» заместитель генерального директора ООО «Эко-стиль» Шамиль Айнетдинов».
Экологи тоже убеждены, что депутаты в очередной раз пытаются увильнуть от решения основной проблемы – организации в городе адекватной системы раздельной сборки и переработки отходов. Основная причина загромождения первопрестольной мусором заключается не столько в нерадивости водителей мусоровозов, сколько в отсутствии цивилизованных форм утилизации отходов. Гринпис России отмечает, что в Москве ежегодно образуется более 3 млн. тонн твердых бытовых отходов (ТБО) и более 6 млн. тонн промышленных. Если 60% последних подвергается хоть какой-то переработке на предприятиях, то как минимум 90% отходов просто гниет на свалках.
Разделяй и властвуй
По идее, Москва не должна испытывать нехватку перерабатывающих мощностей. В столице шесть мусоросжигательных заводов, три мусороперерабатывающих завода, к концу года готовится к открытию еще один. Но работают они, мягко говоря, не в полную силу. На эти предприятия отправляется только 10% городских отходов.
Мусороперерабатывающие заводы могли бы работать гораздо эффективней, если бы в Москве действовала система раздельного сбора мусора. Последние годы такая форма сепарации и обработки успешно действует по всей Западной Европе. «К тому же введение подобной системы, подкрепленной грамотной пропагандой, обойдутся городу, по сравнению с одним мусоросжигательным заводом, всего в 120 млн. евро, – заявил представитель Гринпис России Алексей Киселев. – Хотя на определенных этапах придется столкнуться с трудностями. Зато с помощью этой программы Москву и даже область можно привести в порядок за 3–5 лет».
Впрочем, для того чтобы ее запустить, потребуется весь город оснастить пунктами раздельного приема отходов. В Москве же пока функционирует всего один такой пункт. Но основная проблема идеи раздельного сбора мусора заключается в том, чтобы привить москвичам привычку выбрасывать отходы правильно. Пять лет назад в столице был запущен подобный проект. Чуть ли не в каждом районе появились баки с надписями «стекло», «металл», «пластик». «Но дальше рекламной кампании дело так и не пошло.
Те контейнеры, которые установили по городу, моментально забились смешанным мусором. Проект оказался провальным», – объяснил «НИ» депутат Сергей Митрохин. Городская программа оказалась попросту непродуманной. Баками для стекла и металла почему-то заменяли не железные контейнеры, куда москвичи выносят накопившийся дома мусор, а уличные урны, которые предназначены для того, чтобы быстро избавиться от пустой банки, бутылки или прочитанной газеты. У людей просто не было выхода, поэтому они и кидали все в один контейнер. В следующем году аналогичная программа будет вводиться и в Петербурге. Экологи очень надеются, что местные власти учтут ошибки своих столичных коллег, а жители Северной столицы окажутся более обязательными, чем москвичи.
Крысы, шум, запах
Пока в столице не работают цивилизованные системы утилизации мусора, 90% отходов скапливаются на подмосковных полигонах – специально подготовленных для быстрого и безопасного перегнивания мусора свалках. Проблем от них гораздо больше, чем пользы.
Ярким примером может служить полигон «Саларьево», который расположился недалеко от престижного (!) Юго-Западного района столицы. Огромный курган из различных отходов, перемешанных с грунтом, бросается в глаза уже издалека. Ветер разносит по окрестностям тухлый запах. Каждые несколько минут по серпантинной дороге из прессованного мусора на вершину зловонной сорокаметровой горы въезжает грузовик, под завязку набитый сором. В день через свалку проходят 500–600 грузовиков. Естественно, что на цивилизованный прием отходов рассчитывать не приходится, поскольку руководство постоянно обеспокоено только одним вопросом: как быстрее принять все машины. Разделение мусора тут идет естественным путем. Бомжи собирают самое ценное и продают. Остальное просто гниет.
У подножия, буквально в нескольких метрах от зловонного «объекта», по разные стороны расположились дачи и деревни. Местные жители страдают не только от непрекращающейся вони, постоянного шума двигателей автомашин и малопривлекательной картины за окном, но и от полчищ крыс. Последние, естественно, не ограничены пропускной системой полигона и свободно мигрируют со свалки в дома бедных саларьевцев. Крысиный яд от незваных гостей не помогает, поэтому в домах приходится держать по нескольку кошек. «Мусоровозы ездят не только днем, но даже ночью, – пожаловалась «НИ» жительница деревни Евгения. – Мы даже инициативную группу создали. Несколько писем с обращениями и требованиями закрыть полигон отправляли не только администрации этой свалки, но и Громову, и Лужкову. Все бесполезно».
Старший механик свалки Ренат, кстати, также обеспокоен бездействием руководства, правда, в другой связи. «Куда они смотрят – непонятно. Сгружать мусор уже некуда. Обещали, правда, что на следующий год полигон закроют, но непонятно, где будет располагаться новый», – заявил работник. «Да, действительно, работать полигону по запасам площади не более двух лет, – объяснил «НИ» главный инженер компании «Промотходы», курирующей Саларьевский полигон, Александр Кочуров. – Что же касается жалоб населения – это чистой воды политика. Как только надвигаются перевыборы местного старосты, начинаются возмущения. После выборов – все затихает. А между тем предприятие выплачивает местности, на которой расположен полигон, значительные компенсации, кроме того, мы занимаемся обустройством деревни».
Ни метра для свалки
По данным Гринписа, в стране настоящих полигонов, которые соответствовали бы всем требованиям, только два. Все остальные являются просто огромными кучами мусора. «Полигон должен располагаться, с одной стороны, не слишком далеко от города, с другой стороны – не менее чем в 500 метрах, а лучше всего – в километре от каких-то жилых массивов. Но таких мест почти не осталось», – поделился с «НИ» Алексей Киселев. – Кроме того, существующие свалки давно переполнены. Ведь они работают по накопительному принципу, а новых свалок в последнее время власти не организуют».
По данным Департамента природопользования Москвы, за последние 10 лет в Московской области официально не отведено ни одного квадратного метра для организации полигона. В результате возникает огромное количество незарегистрированных свалок, на которые нарушены все мыслимые экологические и санитарные нормы. За их состоянием никто не следит. Поэтому с них в грунтовые воды уходит целый коктейль из вредных веществ, поступающий затем в колодцы и водоемы. А в воздух выделяется метан, который не только его отравляет, но и взрывоопасен. Наконец, такие свалки крайне пожароопасны. «Пожар в этом случае еще хуже фильтрата. Единожды загоревшись, мусорная куча может тлеть и снова разгораться годами. Некоторые полигоны горят лет по двадцать», – объяснил г-н Киселев. Сейчас только в Подмосковье таких свалок 58.
Прогноз политиков и экологов не утешителен. Даже если в ближайшем будущем Москва не успеет погрязнуть под мусором собственных городских свалок, ее завалит отходами из подмосковных полигонов, которые, разрастаясь, с каждым годом подбираются все ближе к границам Первопрестольной.
КАК РАЗБИРАЮТСЯ С МУСОРОМ В ДРУГИХ СТРАНАХ
В столице испанской провинции Каталония, в Барселоне, раздельный сбор мусора напоминает веселую игру, в которой принимают активное участие не только дети, но и взрослые. Для каждого компонента мусора предназначен мешок определенного цвета. Наполненный мешок сдается по назначению, за что дети получают какое-нибудь лакомство, а взрослые благодарность от властей.
В Нидерландах муниципальные власти активным участникам раздельного сбора мусора выдают купон экологической лояльности, обладатель которого имеет право на льготы при оплате жилья и коммунальных услуг.
В Швейцарии существуют 37 городских предприятий по сжиганию отходов. На них сжигаемый мусор нагревает воду и вращает паротурбины электрогенераторов. Один такой завод способен дать 10 % электроэнергии городу с населением 150 тыс. человек и полностью обеспечить его горячей водой.
С июня 1996 года в Финляндии действует специальный закон, который обязывает всех финских производителей и импортеров автомобильных шин принимать от потребителей использованные покрышки. Автолюбители могут привезти «резину» любому дилеру, который отправит их в один из 150 пунктов переработки. Пошлина за переработку включена в продажную цену новых шин (для легковых машин 1,85 евро, для грузовиков 8,30 евро с каждой машины).
В Японии из мусора, спрессованного в брикеты, делают искусственные острова. Среди туристов очень популярен искусственный остров Одайба в Токийском заливе. С него открывается красивая панорама Токио и моста Радуги, соединяющего Одайба с городом.
15 ноября жители США отмечают как день переработки отходов. В американских городах проводятся тематические социальные акции и конкурсы. Призы для этих мероприятий изготовлены из продуктов переработки бытовых отходов. Так, например, в 1998 году среди призов был дом стоимостью 200 тыс. долл., полностью сделанный из вторичных материалов.
ИТАЛИЯ БОРЕТСЯ С ОТХОДАМИ «МУСОРНЫМ» ДЕКРЕТОМ…
Как и все крупнейшие мегаполисы мира, Рим также является крупнейшим производителем бытовых отходов и мусора, передает корреспондент «НИ» Всеволод Гнетий. По данным муниципального предприятия городского хозяйства, из итальянской столицы только в 2005 году было вывезено и утилизировано 1 млн. 621 тыс. тонн мусора, что в пересчете на каждого жителя составляет приблизительно 570 кг в год. В 1997 году, в Италии был принят декрет Ронки, названный так по имени тогдашнего министра окружающей среды. Основные пункты декрета сводились к следующему: 1) предотвращение образования отходов в целом и, в частности, опасных отходов; 2) утилизация материалов; 3) утилизация энергии; 4) безопасная переработка отходов.
Во исполнение декрета Римская муниципальная организация городского хозяйства АМА, насчитывающая 6 тыс. работников в Италии и 3 тыс. за рубежом, была преобразована в акционерное общество. С 1 января 2003 года в Риме ввели налог на мусор, который исчислялся уже не только по метражу жилого помещения, но и по количеству проживающих там лиц. В 2006 году мэр Рима Вальтер Вельтрони ввел в действие мусоросжигательный завод нового поколения, позволяющий перерабатывать смешанные отходы. Новый мусоросжигательный завод дополнит уже действующий комплекс по утилизации отходов и мусора, расположенный в Рокка Ченча, на котором производится сортировка стекла, металлов и пластмасс, поступающих на предприятие в результате селективного сбора мусора и отходов в Риме и провинции. По словам мэра Рима, ввод в строй данного предприятия, способного перерабатывать 750 тонн мусора в сутки, позволит к концу 2006 года уменьшить использование свалок на 80%.
…А ГЕРМАНИЯ – «МУСОРНОЙ» ПОЛИЦИЕЙ
На среднестатистического немца приходится в год четверть тонны бытовых отходов, передает корреспондент «НИ» Сергей Золовкин. Всего же ежегодно накапливается по стране 45 миллионов тонн мусора! 10 млн. из них сжигается на экологически безопасных заводах. 21 млн. тонн перерабатывается, превращаясь в новые упаковки и сырье для химической промышленности. 14 млн. тонн уходит под землю на трех сотнях немецких свалок. Огромную выгоду для частных и государственных компаний по наведению чистоты приносит раздельное складирование населением 6 млн. тонн упаковок, 2 млн. тонн стекла, 165 миллионов бумаги и картона. Свою незаменимую роль играет также деятельность так называемой «мусорной полиции» и жесткая система штрафов на месте за неряшливое поведение в общественных местах. В зависимости от населенного пункта и его местных законов окурок, брошенный под ноги, может обойтись от 10 до 20 евро. Жвачка, прилепленная к скамейке, – в 35. А вполне еще исправные телевизор, стиральная машина или диван, тайком оставленные на обочине, в 300 и более евро штрафа. Впрочем, такие «драконовские меры» себя оправдывают. На булыжники большинства немецких площадей и улиц можно садиться без опаски испачкать даже самые светлые брюки. Что, молодежь, как правило, и делает.
СВАЛКИ УГРОЖАЮТ ВСЕЙ СТРАНЕ
Частые пожары на свалках в Краснодаре не только отравляют атмосферу, выбрасывая в воздух огромное количество вредных веществ, но и создают аварийные ситуации на дорогах, передает корреспондент «НИ» Сергей Перов. Так, в середине сентября поджог мусорной свалки в районе автотрассы Краснодар – Ейск вызвал сильную задымленность на дороге, что привело к столкновению нескольких десятков машин. Один человек погиб, около 50 обратились за медицинской помощью с травмами различной степени тяжести.
В Ульяновске огромная местная свалка расположилась в непосредственной близости от города и центрального аэропорта, передает корреспондент «НИ» Михаил Белый. Из-за большого количества обитающих там птиц создаются помехи движению самолетов. Главный эколог Ульяновска Андрей Салтыков опасается, что именно это обстоятельство когда-нибудь может стать причиной авиакатастрофы.
Больная тема Волгоградской области – несанкционированные свалки, которых в области более 600, передает корреспондент «НИ» Станислав Анищенко. Если в 2005 году в Волгограде их было зафиксировано 182, то только за первое полугодие 2006 года количество незаконных свалок выросло до 195. Кто и что на них сваливает – неизвестно. По словам председателя областного комитета природных ресурсов Валерия Загвоздкина, только за последние три месяца сотрудниками комитета в области выявлено 37 тонн опасного химического мусора: 5 тонн химикатов содержали ртуть, 12 тонн – дуст.
С декабря прошлого года в Нижнем Новгороде стартовал пробный проект по массовому вывозу мусора «с оплатой по факту», передает корреспондент «НИ» Сергей Анисимов. Теперь водитель мусоровоза получает деньги за рейс только в случае, если мусор высыпан непосредственно на полигон твердых бытовых отходов, а не по дороге к нему в ближайшем кювете. Тем не менее несанкционированные свалки в глубинке возникают вновь и вновь. В частности, по оценкам независимых экологов, в промышленной зоне Дзержинского района «бездна диких свалок, о которых не знает даже начальник природоохранной службы». «Причем это свалки не мусора, а высокотоксичных отходов химических заводов Дзержинска», – сообщил «НИ» эколог Дмитрий Левашов.
Источник: Новые Известия |