Сегодня работа с вторсырьем превратилась в самостоятельную отрасль, способную решать сложнейшие организационные проблемы с помощью самых совершенных технологий. Однако до сих пор собственник отходов платит немалые деньги за их вывоз и утилизацию. Управление отходами позволяет перевести утилизацию из разряда «головной боли» для руководителя предприятия розничной торговли в статью дохода.
Использование прессового оборудования помогает в решении многих проблем с утилизацией мусора. Рынок прессов на сегодняшний день в России достаточно обширен. На нем представлены как минимум пять крупных компаний. Но поскольку отрасль утилизации не является производительной, то до сих пор ее финансирование происходит по остаточному принципу. Если у магазина есть деньги, то он покупает пресс. Если свободных средств в наличии нет, то супермаркеты пытаются обходиться без такого оборудования. Экономику этого вопроса всерьез пока никто из операторов не просчитывал. Магазины формата «супермаркет» нечасто задумываются об эффективности использования прессов. Но чем выше у ритейлеров культура торговли, тем больше они заинтересованы в покупке качественного оборудования, и такие розничные продавцы в России постепенно начинают появляться.
В последние пять лет наблюдается явный рост продаж пресс-упаковщиков. Только за 2003 год он увеличился в 1,5-2 раза. Повышение интереса к подобному оборудованию происходит не случайно. Ведь правительством России проводится программа, связанная с раздельным сбором мусора, включая сортировку и переработку. Наблюдается большая активность контролирующих государственных органов, связанная с тем, что меняются цены на вторсырье. Власти пытаются сократить производственную цепочку, сделать ее более эффективной. Как следствие происходит направленное формирование рынка вторсырья.
В первую очередь это связано с тем, что торговые сети очень активно увеличивают свое представительство на розничном рынке по всей России. Такие операторы, как «Перекресток», «Рамстор», «Копейка», активно развиваются и выходят на региональный рынок. Соответственно, и необходимость в оборудовании, в частности в прессах, растет.
Среди потребителей оборудования много западных сетей, которые с успехом завоевывают российский рынок. У них еще в проекте прописана покупка аппаратов для прессования отходов.
Ситуация в стадии рассмотрения, в Совете Федерации находится законопроект, который должен организовать более четкую работу по утилизации отходов. Кстати, от его принятия в известной степени зависит вступление России в ВТО. Следует отметить, что в России хотят использовать зарубежный опыт - так называемый вменяемый налог на упаковку. Это означает, что в стоимость продукта сразу закладывается стоимость утилизации упаковки. Таким образом, будет решен вопрос, за счет каких средств производить утилизацию всевозможного мусора.
Практически все дороги, тротуары в черте города и вне его убирают коммунальные государственные службы, финансирование которых идет из госбюджета. Судя по большому количеству неубранного мусора, госбюджет недостаточно эффективно финансирует качественное проведение работ по сбору отходов. Соответственно, и работа данных служб становится неэффективной. Ведь помимо уборки мусора его необходимо сортировать и переводить в ранг качественного вторсырья.
«Нельзя отрицать, что рынок вторсырья сейчас существует, но он находится в зародышевом виде, и главная проблема с утилизацией упаковки (картонной, алюминиевой, полиэтиленовой) до сих пор остается актуальной. Взаимосвязь прослеживается довольно четко. Если решить проблему с сортировкой, то проблема с утилизацией практически решится сама собой. В этом случае большая доля отходов будет перерабатываться во вторсырье и не понадобится больших производственных, человеческих мощностей», - отметил Михаил Барабанов, руководитель направления группы «Копитан».
Выбирайте!
Большая часть вторсырья находится в обычном бытовом мусоре, который в больших количествах оставляют магазины самообслуживания. Основные виды отходов в магазинах — бумага, упаковочный картон, полиэтилен. Для утилизации органических фракций предприятия используют специальные стационарные или моноблочные пресс-контейнеры (Kampwerth), которые могут быть выполнены в герметичном виде. В них можно прессовать абсолютно все отходы, не заботясь об их сортировке.
Если брать «морфологию» мусора, то его можно разделить на ТБО — твердые бытовые отходы (строительный мусор, бытовая техника, посуда, мебель, сантехника и т.д.), картон/бумагу, полиэтилен/РЕТ-бутылки (полимеры, пластмасса), ткани, пищевые отходы, пищевые металлы. Прессовать (на бытовом уровне) кирпич, битый фарфор, стекло, железо, дерево смысла нет.
На розничном рынке представлены большие сетевые гипермаркеты, как Мосмарт, IKEA, Metro, которые больше думают не о сортировке мусора, а о его утилизации. Такие ритейлеры смогут уменьшить площадь хранения мусора благодаря использованию пресс-контейнеров, которые поставлены за торговое здание. «Трубопроводом» для мусора служит специальный металлический рукав, который подводится к контейнеру через отверстие в стене. При наполнении отходами контейнер отсоединяется и магазину остается лишь вовремя вызвать машину и вывезти эти отходы на полигон. В данном случае вывозящая компания заключает с магазином договор на вывоз мусора. Разница в сумме, которую она получает от магазина и тратит на полигоне, составляет ее прибыль.
Второй способ утилизации мусора - с помощью прессов. В этом случае магазину требуется сортировать макулатуру, и каждый ее вид прессовать отдельно. Это можно делать на одном и том же прессе. Но, в этом случае, получая кипы сортированного мусора, магазин имеет возможность продавать его как ценное вторичное сырье. Тонна макулатуры, в зависимости от ее категории, может приносить от 1 до 2,5 тыс. рублей. Если учесть тот факт, что супермаркет со средней ассортиментной группой в день накапливает до тонны разного рода отходов, можно смело предположить прибыль от использования прессов. В месяц получается около 1,5 - 2 тыс. евро. Даже если нанять оператора на пресс, за полгода-год пресс окупится. Утилизация мусора перестает быть затратой для магазина. Она начинает превращаться в доходную статью. Конечно, доход от этого несравним с товарооборотом, но, тем не менее, это дополнительная прибыль, которая никогда не помешает. Вообще, в отрасли утилизации важно не столько заработать, сколько сократить затраты.
Специфических контрагентов рынка вторсырья — их называют вывозящими компаниями или ПЗП (производственно-заготовительными предприятиями) - интересует прежде всего заработок на этой макулатуре. Они консолидируют макулатуру и продают ее уже конечному переработчику. Итоговая норма прибыли у ПЗП не меньше, чем у сетевых супермаркетов.
Без головной боли.
Самая важная функция прессов заключается в том, что они позволяют использовать склад магазина более рационально (уменьшают площадь «временного» хранения мусора). Магазины, которые имеют реальную возможность приобрести подобное оборудование, находятся в черте Москвы, где квадратный метр складской площади стоит очень дорого. В городе невозможно выносить мусор бесконтрольно «за калитку». Многим продавцам приходится рассматривать вопрос об утилизации прежде всего упаковки. С одной стороны, магазин решает вопрос с утилизацией макулатуры, рыхлой бумаги, которая валяется в каждом углу на складе и мешает пройти, с другой стороны, раскошелившись на пресс, розничный торговец начинает продавать закупщикам вторсырья, казалось бы, никому не нужный мусор.
Помимо уменьшения площади временного хранения мусора магазину следует учитывать расходы на его вывоз. Эту проблему можно решить, заказав мусоровоз с контейнером, куда сваливают весь мусор. Но следует признать, что это решение не эффективно, так как оператору придется каждые 2-3 дня платить за машину. Стоимость подачи машины и работа стоит около 1-1,5 тыс. рублей. Казалось бы, небольшие деньги, но за месяц выходит приличная сумма — 20-30 тыс. рублей.
Если использовать пресс, то можно сократить объем мусора (картон, полиэтилен) в 10-20 раз. Как следствие, торговому оператору придется заказывать мусоровоз 1-2 раза в месяц, а это всего 2-3 тыс. рублей. Причем машина может прийти в магазин бесплатно и еще заплатить деньги за отсортированное оператором вторсырье.
Чтобы совсем прояснить ситуацию на рынке отходов из магазинов розничной торговли, следует упомянуть, что картон, бумага, полиэтилен, ПЭТ - бутылки составляют 85 - 90 процентов от всей макулатуры у ритейлеров, поэтому не стоит переживать о небольшом количестве мусора (в основном строительного), который можно из соображений санитарии вывозить из магазина один-два раза в месяц.
«Важная проблема, которую помогает решить наличие прессов, связана с жестким контролем за утилизацией мусора со стороны органов госнадзора (экологическая полиция, СЭС, пожарная служба). Например, пожарная инспекция утверждает, что под крышей внутри помещения находится большое количество непрессованного, легко возгораемого материала. Достаточно его сжать, и вероятность его возгорания резко уменьшится. Следовательно, прессы легко устранят многие нарекания пожарных и экологических инспекций», - говорит Андрей Периков, генеральный директор компании «Принтшоп».
Прессовочное оборудование помогает улучшить культуру производства. Мнение покупателей об организации торговли складывается из того, насколько чисто в магазине. Если в складских помещениях порядок, это говорит о строгом и четком подходе ко всей системе сбора мусора. Также неприятно будет покупать пищевые продукты, когда на выходе из магазина будет гора мусора, который вдобавок ко всему плохо пахнет.
Немного о качестве.
Как уже было упомянуто, на российском рынке существуют пять производителей прессов. Четыре из них — иностранные компании, одна — из ближнего зарубежья (украинская компания «Статико»). Украинские прессы представлены 4 - 5 моделями, которые немного уступают в техническом оснащении иностранным, зато их стоимость выгодно отличается от европейских аналогов. Спрос на эти прессы в России достаточно высок, потому что еще в советские времена их централизованно распределяли по торговым точкам Советского Союза. Они находились на балансе у предприятий торговли и числились как необходимое оборудование.
Но начиная с 1990-х годов некоторые магазины переориентировались на иностранных производителей, которые предложили качественные машины для прессования. На российском рынке появились компании Orwak (Швеция), HSM (Германия), Bramidan (Дания), Strautmann (Германия).
Источник: "Оборудование" |