Раздельный сбор мусора считается одним из прогрессивных способов утилизации отходов, позволяющий впоследствии пустить их во вторичную переработку. И к тому же свести к минимуму наполняемость свалок. Ведущие ученые мира утверждают, что именно раздельный (селективный) сбор мусора поможет спасти планету от превращения в сплошную помойку и позволит сберечь огромное количество электро и теплоэнергии. По данным специалистов, в Петербурге экономия энергозатрат может составить около 500 миллионов рублей ежегодно. Но только в том случае, если правительство и депутаты смогут, наконец, разобраться с тремя законопроектами, касающимися раздельного сбора отходов.
МУСОР В ЗАКОНЕ
О необходимости разбирать мусор сотрудники местного отделения Гринпис заявляли еще в 2002 году. Они же и начали эксперимент по раздельному его сбору.
В прошлом 2006 году губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что раздельный сбор твердых бытовых отходов (ТБО) в городе будет налажен к началу нынешнего года. Тогда же на деньги городского бюджета было закуплено 4400 цветных контейнеров специальной конструкции. А к лету разработан и даже принят в первом чтении законопроект «Об обращении отходов производства и потребления в Петербурге».
По некоторым данным, локомотивом этого процесса стала Санкт-Петербургская Ассоциация рециклинга (СПАР). Во всяком случае, председатель совета директоров этой общественной организации Леонид Вайсберг в интервью одному из деловых изданий и не скрывал, что возглавляемая им структура является разработчиком документа. А в самом законопроекте отдельной статьей были прописаны полномочия СПАРа. Очень может быть, что таким образом была предпринята попытка узаконить монополию, но не вышло. Уже после парламентских каникул депутаты внесли в документ более 20 поправок.
Примерно через полгода появился следующий вариант. На этот раз законопроект вносил депутат Константин Серов. Но суть нового варианта не отличалась ни на букву от предыдущего. С учетом того, что в новом варианте СПАРу давались преференции, да к тому же сам господин Серов в марте 2006 года был избран президентом ассоциации рециклинга, можно предположить, что Леонид Вайсберг попытался зайти, образно выражаясь, через другую дверь. И этот вариант тоже был принят в первом чтении. Снова были внесены поправки.
И на какое-то время документ отложили. Как-никак началась подготовка к весенним выборам, сами выборы, потом решение организационно-технических проблем, дележка портфелей и кресел…
28 июня 2007 года на заседании Комиссии по здравоохранению и экологии в Мариинском дворце рассматривали еще один вариант законопроекта «Об обращении отходов производства и потребления в Петербурге», на этот раз внесенный Жилищным комитетом.
По мнению депутатов, если первые два варианта хоть и с большими поправками, но можно было рассматривать, то документ, предложенный жилищниками, оказался до безобразия сырым и убогим, ни о чем конкретно не говорящим. Комментирует председатель комиссии депутат Олег Сергеев:— Во-первых, эта редакция не запрещает сжигание несортированного мусора, что является самым вопиющим экологическим преступлением по европейским параметрам. Во-вторых, не прописаны полностью полномочия органов государственной власти, поэтому раздельный сбор останется существовать только на бумаге, ведь неясно, кто за что отвечает».
Если вспомнить, что Жилищным комитетом весной уже было разработано и отправлено в Законодательное собрание постановление «О правилах раздельного сбора ТБО», возникает резонный вопрос — зачем в таком случае понадобилось чиновникам этого ведомства писать еще и законопроект?
Одна из версий возвращает нас в февраль этого года.
ОТХОЖИЕ ИНТРИГИ
Тогда на небосклоне «мусорного» бизнеса объявился новый игрок — некая компания «Квантум». Эта компания начала строительство мусоросортировочной (для раздельной переработки ТБО) станции во Фрунзенском районе (недалеко от станции метро Обухово, в промзоне). А в перспективе планировалось строительство… мусоросжигающего завода в районе Горского шоссе, на месте полигона Новоселки.
Когда на церемонии начала строительства мусоросортировочной станции Герасимову задали вопрос «Что вы думаете насчет введения в Петербурге раздельного сбора мусора?», он ответил: «Думаю, в ближайшие несколько лет это неосуществимо».
В приглашении на церемонию говорилось, что ее посетит губернатор Валентина Матвиенко, но побывавший на открытии автор статьи увидел только председателя Жилищного комитета Юниса Лукманова.
Если знать, что в 2005-2006 годах в Жилищном комитете очень поддерживали идею закупки за рубежом оборудования для планируемых мусоросжигательных заводов, то удивляться не приходится.
Началось самое настоящее мусорно-информационное противостояние. Леонид Вайсберг тут же выступил в СМИ, заявив, что для реализации такого проекта «Квантуму» потребуется выложить не около 20 миллионов евро, как было заявлено в официальном пресс-релизе, а все 100 миллионов. Видимо, это была попытка показать нерентабельность проекта, который, кстати, не предусматривает вложения городских денег ни во время строительства, ни при последующей его эксплуатации. Это, конечно, очень заманчиво и для города, и для чиновников. Однако несложные расчеты показывают, что даже при стоимости в 20 миллионов евро и отсутствии госинвестиций проект окупится не раньше, чем через 10-15 лет, а это в российских нестабильных условиях равносильно бизнес-самоубийству.
Вполне реально допустить, что «Квантум» для сокращения срока возврата вложенных денег может попробовать завозить мусор из-за рубежа и сжигать его на своем заводе за валюту. Но это увеличит нагрузку на экологию как Петербурга, так и всего региона. Другой вариант — повысить цены на утилизацию ТБО, что, собственно говоря, и произошло уже сейчас.
ФАНТОМ ПАМЯТИ
Однако вернемся к судьбе постановления «О правилах раздельного сбора ТБО».
— К началу 2008 года все ЖСК должны начать отчитываться по объемам собранного вторсырья, — говорит сотрудник Гринпис Игорь Бабанин, — а перевозчики четко проинформированы о том, как устанавливать контейнеры, как вывозить мусор. К этому времени надо наладить информирование населения. А принятие Постановления «О правилах…» идет непозволительно медленно.
В начале июня автор статьи связался с начальником отдела по обращению с отходами Александром Агуренковым (отдел входит в состав Жилищного комитета) и попросил прояснить эту ситуацию:— Документ проходит все согласования, — ответил тот. — Это процесс сложный и долгий. Думаю, тщательно проработанное постановление будет принято и вступит в силу в августе.
Но видимо в Жилищном комитете одна рука не знает, что делает другая. Как гром среди ясного неба прогремело на 5-ом канале интервью председателя Жилкомитета Юниса Лукманова — оказалось, что он и не собирается регламентировать раздельный сбор. Более того, господин Лукманов заявил, что не считает «необходимым разработку такого постановления, так как достаточно приказов Комитета».
Недолго думая, Гринпис направил открытое письмо чиновнику с просьбой объяснить, что значат его слова, и сообщить, какие такие приказы Комитета «были изданы во исполнение указания Губернатора о введении раздельного сбора отходов, а также к каким конкретным результатам они привели». Официальный ответ, хоть и пришел не сразу, но все-таки подтвердил, что жилищники осведомлены о проводимом в Петербурге эксперименте по раздельному сбору ТБО. Более того, господин Лукманов подтвердил слова Агуренкова относительно «мусорного» постановления, но никак не объяснил причин своего заявления пред многотысячной телевизионной аудиторией.
Словом, мусорное противостояние тех, кто ратует за раздельный сбор ТБО, и сторонников строительства мусоросжигательных заводов продолжается. В отсутствии законодательной базы. И федеральной, и городской.
В 2005 году с территории Санкт-Петербурга вывезено 6388,5 кубометров ТБО.
По данным этого года в городе образуется 8,6 млн. кубометров бытовых отходов. Из них промышленной переработке подвергается всего 25%. Оставшаяся часть поступает на полигоны для захоронения в непереработанном виде. Для сравнения в Германии годовой оборот рынка переработки отходов (рециклинга) оценивается примерно в 50-70 млрд. евро. Но пока ни одна страна не преодолела рубеж фактической нормы рециклинга в 40%. Самые развитые страны захоранивают 10% отходов, сжигают 50%, рециклируют около 40%. Доля России в этом процессе составляет меньше 3%.
Источник: Pomoyka.org |