Отношение к охране окружающей среды вообще и к утилизации отходов, в частности, похоже, становится одним из основных показателей уровня развития страны (во всяком случае, отражает его точнее, чем добыча и переработка природных ископаемых или производство продуктов питания). Ежегодно в мире на свалки отправляются миллиарды тонн отходов, а перерабатывается лишь незначительная их часть (в среднем по миру — проценты, в развитых странах — 10–30%). Во многих странах уже практически нет мест, пригодных для подобных захоронений.
Самое же обидное заключается в том, что наряду со столь масштабным уродованием облика Земли захоронение и обезвреживание этих побочных продуктов жизнедеятельности сопровождается чудовищно нелепыми тратами. Немного найдется областей человеческой деятельности, сопоставимых по затратам с избавлением от отходов (в масштабах мира это многие миллиарды долларов). Поэтому с таким вниманием, а часто и с ревностью или откровенным беспокойством, развитые страны следят за состоянием этой отрасли хозяйства у своих соседей.
Основным средством такого мониторинга стали тематические выставки и конференции, которых с каждым годом в мире проводится все больше. Одна из них — Международная выставка по переработке, вторичному использованию отходов, энергосбережению и воспроизводству энергии — прошла в ноябре 2002 г. в Римини (Италия). На эту выставку организаторы пригласили многочисленную делегацию от России (более 50 человек из нескольких десятков субъектов РФ), в составе которой оказался и представитель журнала «Экология и жизнь».
Расположенный в области Эмилия-Романья городок Римини (в нем немногим более 100 тыс. жителей) — всемирно известный климатический курорт на Адриатическом море, принимающий за сезон более 3 млн туристов и отдыхающих. Многокилометровое побережье города занято сотнями отелей, которые, исходя из климатических особенностей региона, с октября по май должны были бы пустовать. Однако муниципалитет Римини, не желая мириться с природной несправедливостью, решил обеспечить их заполнение в течение всего года, для чего на окраине города выстроили гигантский выставочный комплекс. На этой самой большой в Италии экспозиционной площадке (пять соединенных между собой огромных павильонов, напоминающих ангары) каждую неделю проходят различные выставки — от муниципальных до всемирных, которые, как оказалось, привлекают множество посетителей со всей страны.
Комплекс гостеприимно принял и Международную выставку «Ричикла-2002» (в переводе с итальянского — переработка). Помимо Италии и России (которая была объявлена официальным партнером хозяев в этом году) в выставке принимали участие некоторые страны СНГ, а также Бразилия, Израиль и Китай. В рамках выставки прошла и научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы энерго- и ресурсосберегающих технологий в Российской Федерации», на которой выступили почти все представители нашей делегации и руководители отрасли, занятой сбором и переработкой отходов в Италии.
Масштабы и организация переработки отходов в Италии впечатляют — сегодня здесь перерабатывается до 30% отходов, а к 2005 г., в соответствии с требованиями ЕС, этот показатель планируют довести до 52%.
Как известно, основная проблема переработки мусора — разделение его на фракции (бумага, дерево, металл, пластик, органика, резина, стекло). В России эта проблема остается камнем преткновения: по мнению специалистов, дело не в несовершенстве технологий и даже не в нехватке средств, а в отсутствии продуманной системы и инфраструктуры отрасли, соотнесения целей и средств их достижения, разумной организации дела на всех уровнях. Проблема все еще решается, в значительной мере, за счет несчастных, роющихся в мусорных баках и выбирающих из них стеклянные бутылки, металлические банки или бумагу.
Между тем цивилизованные страны в этом направлении ушли далеко вперед. Так, в Германии с 1 января 2003 г. в любом магазине обязаны принимать не только стеклотару, но и пластиковую, а также металлическую упаковку, доля переработки которых в результате должна резко возрасти, а количество отходов, соответственно, резко уменьшиться.
В Италии до этого пока не дошли, но там на улицах стоят четырехсекционные баки и в изобилии — четырехсекционные урны. Это, конечно, вызывает легкую зависть, но, что уж совершенно непостижимо — это то, что сознательные итальянцы бросают стекло в отделение для стекла, бумагу и картон — в отделение для бумаги, пластик и металл — в соответствующие отделения, а не куда придется. Конечно, бывают и промахи, так что в пункты сбора мусора часть его попадает в виде смеси. Для селекции на этих пунктах используются специальные машины, в которых сначала отделяют железо, а затем на вибраторе — легкие бумагу и пластик от тяжелых фракций. Все это впоследствии идет в переработку, и на выставке были представлены как многочисленные установки для такой переработки, так и тысячи видов продукции, полученных в ее результате: от стройматериалов до завораживающих своей красотой велосипедов и уютных электромобильчиков, почти все детали которых изготовлены из материалов вторичной переработки. Да и упомянутые выше многосекционные уличные урны в большинстве своем изготовлены из картона, тоже произведенного из вторсырья.
Проведенная в рамках выставки научно-практическая конференция «Технологии переработки отходов и энергосбережения» подтвердила, что несмотря на особую значимость этой отрасли для выживания человечества и сохранения биосферы, о чем говорил на открытии руководитель программы ЮНИДО для РФ и проектов по «чистому» производству и переработке отходов И.Н. Володин, никаких сенсационных открытий и революционных разработок в этой области сегодня нет. Так что на чудеса надеяться не приходится, и очищать планету от мусора придется тяжелым и кропотливым трудом, ибо другого выхода нет.
Значение встреч специалистов и смотров передовых технологий в этой отрасли подчеркнул в своем выступлении директор выставочного комплекса Л. Каньони. Краткий анализ состояния окружающей среды в Италии и, в частности в области Эмилия-Романья, был представлен в докладе профессора экологии и технологии переработки отходов Университета г. Болоньи (Италия) Л. Морцелли. Профессор с болью говорил о том, что несмотря на все усилия в его стране сегодня 10 тыс. территорий считаются загрязненными (из них — 3 тыс. в области Эмилия-Романья). Отмечая важность подобных встреч, он посетовал, что организаторам не хватило времени на подготовку, и выразил надежду на то, что следующие встречи (Международная выставка и конференция «Химия и окружающая среда» в Москве в 2004 г. и очередная «Ричикла» в Римини в 2005 г.) будут более продуктивны.
О программе совершенствования сбора и переработки отходов, проектах энерго- и ресурсосбережения, более широком использовании возобновляемых источников энергии говорил в своем выступлении член правительства области Эмилия-Романья Г. де Дженнаро. Возглавлявший российскую делегацию вице-мэр Ярославля М.В. Боровицкий без особого успеха пытался убедить участников конференции (больше половины которых были нашими соотечественниками) в том, какое внимание уделяется охране окружающей среды в России.
В качестве примера такой заботы он упомянул о проекте организации в стране первых трех центров экологически чистого производства (на базе Института нефти и газа им. И.М. Губкина, в г. Ухта на базе филиала Института нефти и газа, в Санкт-Петербурге на базе Балтийского пароходства). По-видимому, в подтверждение этого тезиса он поведал слушателям, что на охрану природы в России выделяется аж 0,4% федерального бюджета.
Усомниться в благополучии состояния окружающей среды в стране заставили данные, приведенные в докладе профессора МГУ В.С. Петросяна «Основные биотоксиканты и их влияние на природу и здоровье граждан РФ». Разве не должен по меньшей мере насторожить тот факт, что в организме байкальской нерпы основных органических загрязнителей сегодня содержится в 300–400 раз больше, чем, скажем, в организме калифорнийской выдры? Разве не вызывает тревогу, что российскую икру сегодня отказываются покупать в развитых странах, ибо она не соответствует их стандартам безопасности пищевой продукции по содержанию стойких органических загрязнителей (СОЗ)? Между тем, меняя рацион осетров, можно резко снизить концентрацию СОЗ. Впрочем, до здоровья ли осетров жителям всех без исключения крупных промышленных центров страны, если сами они дышат воздухом, содержащим бензпирен (опасный канцероген) в концентрациях, в 10–15 превышающих ПДК?!
Директор Института «МосводоканалНИИпроект» профессор Е.И. Пупырев сообщил, что в Москве ежегодно образуется около 11 млн т отходов, из них более 3 млн т бытовых и примерно столько же осадков сточных вод. Это неудивительно — столица имеет максимальную в Европе плотность населения (8000 человек на 1 км2). На нужды жилищно-коммунального хозяйства тратится 70 млрд руб., и этих средств катастрофически не хватает, поэтому в столице довольно рьяно «насаждают» реформу ЖКХ, которая в сознании большинства граждан сводится к резкому повышению платы за коммунальные услуги. Отходы вывозятся на два полигона в Московской области, работают три мусоросжигательных завода. Главная задача у города сейчас — хотя бы снизить количество вывозимых отходов.
Утилизация промышленных отходов в городе возложена на предприятие «Промотходы», генеральный директор которого В.К. Иванов сообщил, что из 3 млн т промотходов половину везут на полигон «Саларьево» в Московской области. В его выступлении прозвучали и оптимистические нотки. На предприятии разработан проект технологической линии по переработке отслуживших свое автомобильных шин мощностью 12 тыс. т в год (с перспективой расширения до 30 тыс. т). Создается система из 25 камер для безопасного сброса снега в канализацию на 36 млн м3 (с 2001 г. снег не сбрасывают, как прежде, непосредственно в Москву-реку). Для борьбы с гололедицей на столичных трассах с 2002 г. используют не соль, а якобы менее агрессивные (и, похоже, значительно менее эффективные) хлористый кальций, мочевину и уксус.
Генеральный директор ГУП «Экотехпром» Л.П. Федоров уверял, что областные полигоны «Хметьево» и «Икша», куда пока свозят твердые бытовые отходы из Москвы (трех мусоросжигательных заводов общей мощностью 60 тыс. т для столицы явно недостаточно), якобы стали высокотехнологичными и экологически безопасными предприятиями даже по европейским меркам, как и недавно построенный в Москве завод «Эколог» для переработки биологических отходов. Но проблем становится все больше. В Москве за год утилизируется 1,5 тыс. т компьютеров и 30 тыс. т автомобильных покрышек.
Профессор В.О. Попов (Институт биохимии им. А.Н. Баха РАН) особое внимание уделил очистке воздуха от токсичных соединений, опасных даже в малых концентрациях, и рассказал об установке, разработанной в институте для химических заводов Великобритании. Она очищает воздух от формальдегида при его концентрации до 5 мг/м3 (гораздо ниже, чем у зарубежных аналогов) и небольших затратах энергии.
Упоминалась в его выступлении и весьма актуальная задача перехода на биоразлагаемые упаковки в большинстве отраслей промышленности, и необходимость срочной замены опасного формальдегида новыми связующими при производстве древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит, все шире используемых в качестве конструкционных и отделочных материалов. По оценкам докладчика, европейский рынок услуг по очистке от СОЗ составляет сотни миллионов долларов в год.
Участники конференции единодушно подтвердили необходимость сотрудничества обеих стран в области охраны окружающей среды вообще и переработки отходов, энерго- и ресурсосбережения в частности.
В Италии разработана своя концепция утилизации отходов (о которой здесь невозможно рассказать из-за недостатка места), заметно отличающаяся от того, что предпринимают в этой области другие страны ЕС, и сотрудничество с Италией могло бы принести России огромную пользу. Итальянские специалисты не скрывали своего стремления к освоению нашего рынка коммунальных услуг.
В заключение хотелось бы поблагодарить «Экспоцентр», организовавший поездку российской делегации на выставку.
Источник: "Экология и Жизнь |