B 2004 году губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер поставил свою подпись под законопроектом с сухим названием «Закон о переработке сотовых телефонов». С этого момента штат на юго-западе США впервые в истории страны официально запретил (с 1 июля 2006 года) продажу сотовых телефонов ритейлорами, не имеющими системы сбора использованных «трубок» для дальнейшей их переработки, повторного использования или захоронения. Нарушением закона стало даже выбрасывание старых, неисправных «трубок» в обычное мусорное ведро.
Учитывая, что калифорнийцы ежедневно прекращают использовать по тем или иным причинам почти 50 тыс. сотовых телефонов, законодательное регулирование утилизации такого количества е-мусора (электронного мусора) выглядит вполне своевременным. В 2006 году в Золотом штате было продано свыше 17 млн сотовых телефонов (по одному на каждых двух жителей). По оценке ритейлоров, основная масса старых аппаратов, ставших ненужными своим владельцам, была выброшена в мусорные ящики или осталась у хозяев: для утилизации было передано всего три миллиона аппаратов. Калифорнийское министерство по контролю над токсичными материалами разделило вторую цифру на первую и получило коэффициент утилизации сотовых телефонов в штате – 17%.
Вскоре примеру Золотого штата последовали другие американские территории. С 1 января 2007−го нормы, аналогичные калифорнийским, действуют в штате Нью-Йорк. Эксперты ожидают, что контроль за использованием соток ужесточат по всей стране. Ведь в США, по некоторым оценкам, у населения находится от 500 до 700 млн неиспользуемых сотовых трубок. Общий вес этой коллекции ненужных вещей в национальном масштабе составляет порядка 70–80 тыс. тонн, что равно весу 174 космических кораблей «Шатлл». Их коммерческая стоимость превышает миллиард долларов – на эту сумму можно в течение 15 лет выплачивать зарплату членам Конгресса Соединенных Штатов или купить каждому американскому гражданину по одному двойному гамбургеру в «Макдоналдсе»… и получить там же доллар сдачи.
Ежегодно количество неиспользуемых соток увеличивается примерно на 140 млн – пропорционально увеличению числа подписчиков операторов сотовой связи. В 2007 году число последних в США перевалило за 230 млн. «Портрет на фоне трубы» среднестатистического американца выглядит следующим образом: владелец двух и более трубок меняет свой аппарат раз в 17,6 месяцев; семь из десяти не знают, что они могут утилизировать свой телефон; и только двое из десяти делают это, в то время как почти каждый десятый просто выбрасывает ненужную сотку; девять из десяти с удовольствием бы отдали свои ненужные аппараты в переработку или продали, если бы им предложили для этого удобный и дешевый способ.
И такой способ был предложен. И неудивительно, принимая во внимание пионерную роль Калифорнии, что именно здесь находится компания, которая первой в США поставила их утилизацию на промышленную основу, а также стала предлагать услуги по утилизации средств сотовой связи через интернет.
Кому война…
Начинать многомиллионный бизнес в гараже на городских окраинах – дело обычное для Калифорнии. Гараж, в котором в 1985 году начиналась компания RMS Communications Group – она сегодня одна из мировых лидеров в бизнесе повторного использования сотовых телефонов, – был рассчитан всего на одну машину. Майкл Моушер был главой фирмы, специализировавшейся на ремонте уоки-токи и портативных переносных дуплексных раций грузовых автомобилей, и чьи производственные мощности занимали едва ли не каждый квадратный сантиметр гаражного пола и стен. Его младший брат Джеймс после окончания колледжа работал в компании по производству вычислительных машин в Коннектикуте, но вскоре попал под сокращение и принял предложение брата перейти в его фирму. Когда на телекоммуникационном рынке появились пейджеры, братья решили освоить ремонт и этого продукта.
Джеймс вспоминает: «Пейджеры были более прибыльны, чем рации. И если ремонтировать рации на грузовиках выезжали мы, то владельцы пейджеров сами к нам приходили». После двух месяцев ремонта и раций, и пейджеров братья остановили свой выбор на последних.
Со временем братья стали покупать у своих клиентов старые или нерабочие пейджеры для обновления с последующей перепродажей – стратегия, которая и сегодня является основной в коммерческой деятельности RMS Communications Group. «Эта практика началась с покупки неработающих пейджеров на запчасти, – говорит Джеймс Моушер. – В результате у нас скопилось довольно много починенных аппаратов, которые мы начали предлагать клиентам для продажи. И наш бизнес все больше и больше сдвигался от чистого ремонта к обновлению с последующей перепродажей старого электронного оборудования».
Переход от пейджеров к сотовым телефонам в 1994 году был вполне логичным шагом. В 1997−м Джеймс стал единственным владельцем и генеральным директором компании. А в 2002 году, когда Моушер понял, что интернет предлагает уникальную возможность получать старые сотовые телефоны непосредственно от клиентов, был основан веб-сайт CellForCash.com (один из нескольких, принадлежащих компании). «Мы всегда знали, что в Штатах существует огромное количество неиспользуемых сотовых телефонов, которые люди просто не хотели или не имели возможности перепродать или выбросить, – говорит Джеймс. – И всегда строили планы, как заставить собственников этих пылящихся аппаратов отдать их нам для обновления и перепродажи. Но до массового внедрения интернета все возможные варианты были слишком дорогостоящими».
CellForCash.com впервые в США предлагал наличные деньги за каждый отправленный в адрес компании неиспользуемый сотовый телефон. К 2006 году компания утилизировала тем или иным способом 250 тыс. «трубок». Ежегодно за «сотовый хлам» выплачивается около миллиона долларов, при этом цена одного аппарата может колебаться от 5 до 150 долларов, при средней цене 25.
По мере роста числа пользователей сотовой связью в мире бизнес RMS начал выходить на международную арену. Главным направлением зарубежной работы компании является Латинская Америка. В ее странах экономическая ситуация складывается таким образом, что все больше пользователей отдают предпочтение системам мобильной, а не традиционной кабельной связи. По мере того как сотовые операторы в США переходят на более прогрессивные системы связи – поколения G3 (и тем самым вынуждая своих подписчиков приобретать более совершенные аппараты), большинство операторов в развивающихся странах используют устаревшие и более дешевые системы типа GSM. Кроме того, искренне убежден Джеймс, использованные и отремонтированные «трубки» «предоставляют беднейшим слоям населения Латинской Америки часто единственную возможность пользования телекоммуникационными услугами».
В 2006 году ежегодный объем продаж превысил 20 млн долларов. С принятием новых нормативных документов, регламентирующих утилизацию сотовых телефонов, будущее RMS выглядит еще безоблачней.
Тем более что компания не стоит на месте. Джеймс Моушер так описывает процесс развития бизнеса: «Сначала мы осознавали себя фирмой, обновляющей и перепродающей старые сотовые телефоны. Но сегодня мы начали чувствовать себя в первую очередь утилизационной компанией. Мы продолжаем обновлять и перепродавать, но мы также извлекаем ценные металлы из некоторых моделей, снабжаем работающими аппаратами на благотворительной основе полицейские участки и дома престарелых. Помимо этого, мы выбрасываем по-настоящему старые или поврежденные аппараты на свалку, но делаем это способами, исключающими попадание в окружающую среду загрязнителей».
Программа по утилизации, которую реализует RMS, дает бизнесу и индивидуальным потребителям простой и надежный способ переработки старых мобильных телефонов, не допускающий попадания на свалки таких опасных элементов, используемых в конструкции аппаратов, как свинец, цинк и мышьяк. В январе этого года одно из подразделений компании, RMS Foundation Inc., было официально зарегистрировано федеральными властями как благотворительный общественный фонд. Через его веб-сайт 911CellPhoneBank.org, организованный в 2004 году, собрано свыше 46 тыс. благотворительных телефонов. С фондом активно сотрудничают свыше 500 различных организаций во всех частях Соединенных Штатов.
Джеймс Моушер определяет свой бизнес как «зеленый». Это значит – создавать рабочие места, вносить свою лепту в национальный ВВП, охранять окружающую среду и – получать доходы. Бизнес, основанный на этих принципах, «по-настоящему работает во благо общества в целом, а не только во благо его собственников».
Источник: Эксперт-Казахстан |