Биотопливная промышленность в последние годы превратилась в России в одну из самых быстро развивающихся отраслей экономики, а ее локомотивом, без сомнения, можно назвать производство топливных гранул (или пеллет), сырьем для которого служат опилки. В настоящее время в России работает более 80 "пеллетных" заводов, производящих около 400 тысяч тонн гранул в год.
Потребляют пеллеты преимущественно в Европе, где их популярность стремительно растет. Отказываясь от мазута и дизельного топлива, их используют для отопления жилищ, в небольших котельных и на ТЭЦ. Показательно, что производством и торговлей пеллетами в Старом Свете занимаются и нефтяные компании, в частности Statoil и Shell. Тем самым они "убивают несколько зайцев": получают преференции как производители экологически чистого топлива, экономят нефтепродукты, направляя их на более глубокую переработку, и, наконец, диверсифицируют свою деятельность за счет работы на быстро растущем рынке, характеризующемся дефицитом предложения.
Еще буквально 6-8 лет назад в России понятия не имели о пеллетах - топливных гранулах, сырьем для производства которых являются отходы деревообрабатывающих предприятий, прежде всего опилки. В Европе же пеллеты начали делать в конце 80-х годов прошлого века.
Технологии гранулирования древесных отходов были заимствованы из пищевой и химической промышленности. Пеллеты представляют собой небольшие цилиндрические изделия из прессованной древесины длиной 20x50 мм и диаметром 4x12 мм. Для получения 1 тонны гранул (около 1,5 м3) требуется примерно 7 м3 хвойных опилок.
Сфера применения топливных гранул - производство тепловой и электрической энергии. Как и другие виды твердого биотоплива, пеллеты предназначены для замещения мазута, дизеля, природного газа и угля в топливном балансе средних и крупных ТЭЦ, а также в частном секторе. Топить пеллетами оказывается дешевле, чем использовать мазут или дизтопливо (см. "Конкурировать можем"). Также гранулы обладают рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с углеводородами: они относятся к категории возобновляемых экологически чистых топлив, при их сжигании не образуются парниковые газы и остается очень мало золы (зольность 0,2%), наконец, их удобно и безопасно использовать. Например, работой нескольких котельных, которые работают на пеллетах, оператор может управлять дистанционно: гранулы автоматически подаются в топку нужными порциями. Более того, транспортировка и разгрузка гранул также происходит автоматически - специальные машины, используя шланг, "ссыпают" пеллеты в емкости для их хранения.
Пеллеты для Европы
Преимущества пеллет высоко ценят в Европе, страны которой подписали Киотский протокол и обязались сократить выбросы парниковых газов. По планам, к 2010 году в Старом Свете биотопливо, частным случаем которого выступают пеллеты, заменит собой более 60 млн тонн н. э. традиционных топлив. Конкурентоспособность гранул поддерживается проводимой в Европе энергетической политикой - через налоговые механизмы, субсидии, торговлю квотами на выбросы, рынок "зеленой" энергии и т. д. Так, например, итальянские потребители обязаны покупать 2% "зеленого" электричества, которое генерируется с использованием возобновляемых и экологически чистых энергоносителей.
Лидерами по объемам производства и потребления пеллет в Европе считаются Швеция, Дания, Германия и Австрия. Швеция является одной из первых стран, где в 80-х годах прошлого века производство пеллет началось как реакция на нефтяные кризисы 70-х и 80-х годов. После того как ситуация с ценами на нефть стабилизировалась, производство пеллет, к тому времени достигшее уровня 50 тыс. твг, стало сокращаться. Однако в начале 90-х правительство ввело новый налог на выбросы СО, и объемы производства пеллет снова пошли вверх. К началу 2000-х годов в Швеции работало порядка 30 крупных заводов совокупной мощностью более 670 тыс. твг. К настоящему времени объем производства и потребления пеллет в Швеции превышает 1,2 млн твг.
Объемы производства пеллет в Дании, Австрии и Германии не успевают за ростом спроса на гранулы. В связи с этим каждая из этих стран намерена наращивать собственные производственные мощности; в частности, в Австрии к 2010 году планируется производить 1,3 млн тонн пеллет против нынешних 500 тыс. тонн.
К сожалению, сводной статистики по объемам производства и потребления пеллет в Европе нет, как нет и единого подхода к сбору и обработке этих данных. Тем не менее, известно, что во многих странах, например, в той же Италии, сложилась парадоксальная ситуация: не хватает сертифицированных поставщиков для обеспечения потребителей "зеленой" энергией в установленном правилами объеме. Расширение же сети поставщиков сдерживается, в частности, дефицитом "зеленого" топлива. Иными словами, спрос на пеллеты в Европе превышает предложение, и, по прогнозам экспертов, такая ситуация в отрасли будет сохраняться еще не один год. Как заявил Матти Хилли (Matti Hilli) - глава одной из крупнейших компаний по производству пеллет финской Vapo Oy, вполне возможно, что к 2010 году объем потребления пеллет в Европе утроится. Он связывает свой прогноз, в частности, с все более широким внедрением технологии сжигания пеллет вместе с углем.
Осознавая это, а также учитывая известную ограниченность запасов углеводородного сырья, крупнейшие нефтяные и газовые компании инвестируют средства в биоэнергетику. И не только в производство биоэтанола. Так, норвежская компания Statoil сегодня является одним из крупнейших производителей древесных топливных гранул. В 2003 году нефтяная компания купила датского производителя EcoNordic, который занимал 40% рынка этой страны. Сегодня на основе своего датского актива Statoil активно развивает торговлю пеллетами не только в самой Дании, но и во всех странах Северной Европы. Также в Дании расположено подразделение Shell, которое, не имея собственного производства, занимается оптовой и розничной торговлей гранулами. Аналогичную Shell политику проводит крупный нефтяной трейдер Marquard und Bahls AG: в Германии работает его дочерняя структура GEE, торгующая пеллетами.
Из российских лесов
Близкая к Европе богатая лесами Россия, безусловно, имеет все предпосылки для развития пеллетного производства. Первый завод появился в нашей стране в 2001 году, а к началу 2007 года число предприятий превысило 80. Что касается объемов производства, то, начав менее чем с 10 тыс. твг, в прошлом году наша страна "выдала на гора" порядка 400 тыс. тонн пеллет, из которых 350 тыс. было экспортировано в Европу (см. "Заводы и объемы"). По имеющимся оценкам, к концу 2007 года на территории России будет работать уже порядка 120 заводов и будет произведено около 900 тыс. тонн гранул.
География пеллетного производства России на данном этапе в значительной степени определяется транспортным плечом. Затраты на перевозку гранул, которая осуществляется преимущественно в так называемых биг-бэгах, составляют 50% и более от конечной цены российского продукта. Именно поэтому большинство заводов в нашей стране расположено на Северо-Западе, в том числе и крупнейший из них, работающий на отходах Усть-Ижорского фанерного комбината. Львиная доля пеллетного экспорта идет через порт Санкт-Петербург.
Не думай об опилках свысока
Конечно, говорить о том, что пеллеты на данном этапе могут реально конкурировать с традиционными видами топлива, было бы самонадеянно, ведь под использование нефтепродуктов "заточены" десятилетиями создававшееся и внедрявшееся оборудование, а также инфраструктура. Кроме того, объем производства пеллет пока еще несравним с уровнем производства ни одного из ископаемых топлив. Например, 350 тыс. тонн российских гранул, попавших в Европу в 2006 году, заменили собой всего 150 тыс. тонн мазута (или 125 тыс. тонн дизельного топлива). Тем не менее, на наш взгляд, эта отрасль достойна внимания, в том числе и нефтяников.
Замещение углеводородного сырья биотопливом местного производства, как ни парадоксально, соответствует интересам нефтегазового сектора. Ведь оно позволяет высвободить значительные объемы нефтепродуктов и природного газа для реализации на более прибыльных рынках - на экспорт или в качестве сырья для производства полимеров - с более высокой добавленной стоимостью. Осязаемый выигрыш при этом получают и сами потребители тепла и электроэнергии - за счет уменьшения зависимости от ископаемого сырья и улучшения экологической ситуации в регионах. Кроме того, о грядущем повышении внутренних цен на природный газ говорят уже несколько лет, а значит, биотопливо станет конкурентоспособным и по отношению к нему!
К сожалению, пока мы чаще слышим о достижениях в области газификации удаленных деревень, нежели о переводе котельных и ТЭЦ на местное биотопливо в виде щепы, топливных гранул и брикетов. И это при том, что уже сейчас в наиболее холодные периоды отопительного сезона даже котельные относительно благополучной Ленинградской области вынуждены из-за нехватки газа подключать резервные мазутные котлы! В то же время на соседних свалках закапываются сотни тысяч тонн биомассы, которая могла бы успешно использоваться для получения тепла и электроэнергии.
Тем не менее. сегодня все же можно говорить о том, что интерес со стороны компаний нефтегазового сектора к производству твердого биотоплива активизируется. В основном пока на уровне относительно небольших игроков, а также частных проектов топ-менеджеров крупных корпораций. Это вселяет оптимизм, поскольку потенциал биотопливной отрасли в нашей стране поистине огромен. А затраты на строительство пеллетного завода мощностью 100 тыс. твг составляют 5-7 млн евро, что существенно меньше, чем инвестиции в строительство мини-НПЗ, исчисляемые десятками и сотнями миллионов долларов.
Однако эффективное развитие данной отрасли требует серьезных инвестиций и координации действий, как на уровне бизнеса, так и государства. Для этого весной 2007 года был создан Национальный биоэнергетический союз, в задачи которого входит привлечение внимания к отрасли, продвижение ее интересов на различных уровнях государственной власти, а также на мировой арене.
Источник: Журнал "Нефть и Капитал" |