Зарегистрированных посетителей: 22211
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
"Особенности исчисления сверхлимитной платы за размещение ТКО"
|
В. А. Субботинская, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»
ТБО – ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ / ЯНВАРЬ 2021 |
Приближается начало 2021 г., а значит, в скором времени природопользователи вновь будут озадачены нюансами исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Каждый из видов НВОС (с точки зрения особенностей исчисления платы различными хозяйствующими субъектами) заслуживает детального рассмотрения, но мы поговорим о плате регоператоров и операторов по обращению с ТКО за размещение отходов (в части ТКО). Не будем долго останавливаться на том, почему именно регоператоры и операторы являются плательщиками в данном случае. Эта информация хорошо известна специалистам экологических служб. Отметим только, что плату за НВОС (в части размещения ТКО) обязаны вносить не все регоператоры и операторы по обращению с ТКО, а лишь те из них, которые осуществляют деятельность по размещению таких ТКО.
Основной вопрос, который периодически выступает предметом дискуссии в контексте особенностей исчисления платы за размещение ТКО, – это вопрос о необходимости применения повышающего сверхлимитного коэффициента к количеству ТКО, принимаемому для размещения регоператором или оператором от собственников ТКО.
Речь, конечно, идет о ситуациях, когда в лимитах регоператора или оператора не учтены отходы, поступающие от потребителей услуг, а также когда у регоператора или оператора вовсе отсутствует разрешительный документ, определяющий лимиты на размещение отходов.
Время течет, законодательство меняется, а проблема определения лица, обязанного разрабатывать лимиты на размещение отходов, сохраняется. Но будем исходить из заданных условий. Обязан ли регоператор или оператор (являющийся плательщиком за размещение ТКО) применять к количеству отходов, поступающих от собственников ТКО, повышающий коэффициент 25 (учитывая отсутствие лимитов на размещение таких отходов, в том числе в ситуации, когда собственник ТКО также не обеспечил разработку и установление лимитов)?
Прямой ответ в законодательстве не содержится, хотя вполне логично предположить, что регоператор или оператор по обращению с ТКО не должны отвечать за наличие лимитов на размещение ТКО, передаваемых потребителями их услуг.
Следовательно, и применение сверхлимитного коэффициента 25 к плате за НВОС в части размещения «чужих» ТКО, исчисляемой регоператором или оператором, не стыкуется с правилами нормирования в области обращения с отходами. Все необходимые выводы, по идее, мы должны сделать из формул исчисления платы за размещение ТКО.
Итак, учитывая эти формулы, сверхлимитный коэффициент 25 применяется к количеству отходов:
образовавшихся у лица, обязанного вносить плату при размещении ТКО, на собственном производстве;
размещенных с превышением лимитов на размещение или в их отсутствие: для объектов I категории – в отсутствие комплексного экологического разрешения (КЭР), декларации о воздействии или с превышением лимитов, указанных в КЭР, для объектов II категории – в отсутствие данных, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, для объектов III категории – в отношении отходов, на которые представлена декларация с превышением данных, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.
Важно обратить внимание на то, что сверхлимитный коэффициент 25 при исчислении платы за НВОС в части размещения ТКО не применяется к количеству «чужих» отходов, принятых для размещения оператором.
Таким образом, по отношению к ТКО, принимаемым на объекты размещения отходов, применение сверхлимитного коэффициента формулами исчисления платы не предусмотрено.
Откуда же берется мнение о необходимости использования этого коэффициента по отношению к отходам, которые не учтены в лимитах регоператора или оператора? Ведь действительно на практике такая позиция надзорного органа встречается. Можно предположить, что администратор платы слишком формально и, на наш взгляд, недостаточно обоснованно подходит к толкованию формулы, указанной в п. 18.2 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (сверхлимитная плата за размещение ТКО при отсутствии КЭР, непредставлении декларации, непредставлении отчетности).
В левой части данной формулы фактически определен порядок исчисления размера платы за размещение «чужих» ТКО, принятых от потребителей. И здесь не значится сверхлимитный коэффициент 25. В правой части формулы фактически определен порядок исчисления размера платы за размещение ТКО, образовавшихся в собственном производстве регоператора или оператора. И здесь значится сверхлимитный коэффициент 25.
Справедливости ради отметим, что к формулам приведено не совсем корректное описание. Показатель MТКОслj из правой части формулы обозначает фактический объем или массу размещенных ТКО в тоннах. Надзорные органы иногда требуют понимать под этим весь объем отходов, размещаемых на объекте.
Однако этот подход очевидно противоречит замыслу регулятора (отчасти это видно из формулы в п. 18.1 Правил) и математическому смыслу формулы, которая предполагает суммирование:
платы за количество размещенных «чужих» отходов, принятых на объект (сверхлимитный коэффициент не применяется);
платы за фактическое количество размещенных отходов, образованных плательщиком в собственном производстве (сверхлимитный коэффициент применяется).
Если мы вырываем формулу 18.2 Правил из контекста, то действительно получается, что плательщик должен применить сверхлимитный коэффициент ко всему объему отходов, размещенных на объекте в отчетном периоде. Однако при таком варианте толкования получается недопустимое удвоение количества «чужих» ТКО, так как в правой части формулы уже учтено количество отходов, принятых от других лиц.
Конечно, нельзя отрицать, что описание к формуле, указанной в п. 18.2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, в части расшифровки показателя MТКОслj сформулировано неоднозначно. Однако вдумчивое осмысление формул исчисления платы за размещение ТКО расставляет все на свои места. Тем не менее, вопрос, безусловно, требует нормативной доработки или хотя бы официальных разъяснений Минприроды России.
Источник: solidwaste.ru |
С полными текстами всех статей вы можете ознакомиться на страницах журнала
|
|
Марубени Авто и Строительная Техника
поставка строительной и дорожной техники и навесного оборудования Komatsu: бульдозеры, гусеничные экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, самосвалы, колесные погрузчики.
ООО" Пэт технология"
Переработка вторсырья
ООО "Макпласт"
Переработка отходов, производство вторичного сырья
ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
|