Зарегистрированных посетителей: 22219
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
Нефтяной сорбент
Сообщений: 13 Последнее сообщение: 24.12.2024 11:20
Микропластик
Сообщений: 24 Последнее сообщение: 23.12.2024 17:32
Чума фейерверков
Сообщений: 67 Последнее сообщение: 22.12.2024 11:35
ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Термохимическая переработка ТБО
Просмотров: 1208057 Последнее сообщение: 18.12.2024 12:08
"Бумажный"ТБО"-спорим,коментируем, задаем вопросы авторам статей, доступных для скачивания
Просмотров: 436487 Последнее сообщение: 20.12.2024 07:01
Чума фейерверков
Просмотров: 13422 Последнее сообщение: 22.12.2024 11:35
ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
"Проблематика законодательства глазами регоператора. Часть 3"
|
Е. Г. Брежнева, ООО «Эко-Сити», Е. Б. Киселёва, ГК Корпорация «ГазЭнергоСтрой», НП «5 Июня»
ТБО – обращение с отходами / ноябрь 2020 |
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с регоператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся
места их накопления. Это требование закреплено п. 4 ст. 24.7 закона № 89-ФЗ, однако нередко игнорируется.
Проблема
Органы исполнительной власти иногда не увязывают разрешительные документы с территориальным
распределением регоператоров.
Для организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются терсхемы и федеральная схема обращения с ТКО.
Терсхема разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
В терсхему включают источники образования отходов,
количественные и целевые показатели отходов, сведения
о зонах деятельности регоператора, потоки движения отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения.
Терсхема призвана структурировать обращение с ТКО
на территории конкретного субъекта Российской Федерации.
На практике регоператоры сталкиваются с тем, что органы исполнительной власти выдают разрешительные документы (с утвержденными лимитами на размещение отходов, в том числе ТКО) юридическим лицам-собственникам
отходов на объекты размещения отходов (далее – ОРО)
без соблюдения территориального распределения регоператоров.
Лицо, получившее такие документы, образует отходы и накапливает их на территории одного регоператора,
в то время как лимит на размещение отходов действует
у него в другой зоне, у другого регоператора.
В законе № 89-ФЗ отсутствует указание, что терсхема
является обязательным для исполнения документом –
как собственниками отходов, так и юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.
Из-за этого поток отходов в зоне деятельности каких-то
регоператоров уменьшается, их инфраструктурные мощности простаивают, и они несут убытки.
Потоки движения отходов, утвержденные в терсхеме,
должны соблюдаться всеми участниками инфраструктуры, так как гарантируют оптимальную организацию сбора, транспортирования, обработки, утилизации ТКО в соответствии с нормами действующего законодательства.
Правовая норма, обязывающая субъект России разработать и утвердить терсхему, есть, а вот ответственность
в действующем законодательстве для собственников
и транспортировщиков отходов за соблюдение терсхемы
отсутствует.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регоператора. Он не вправе отказать
в заключении такого договора собственнику ТКО, тем более если они образуются и места их накопления находятся в зоне деятельности данного регоператора.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО регоператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах
(на площадках) накопления, которые определены в этом
договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник
ТКО обязуется оплачивать услуги регоператора по цене,
определенной в пределах утвержденного на них в установленном порядке единого тарифа.
Несоблюдение собственниками указанных норм приводит к тому, что они передают, а недобросовестные транспортировщики везут эти отходы бесконтрольно на выгодные им объекты, порой – на несанкционированные свалки
или ОРО, не включенные в ГРОРО.
В законе № 89-ФЗ, ЖК РФ и КоАП РФ не предусмотрена
прямая ответственность за отсутствие договора на оказание услуг по обращению с ТКО с регоператорм, в связи
с чем многие собственники ТКО игнорируют данное требование законодательства.
Бывают случаи, когда транспортировщики отходов
фактически принимают ТКО под видом отходов, не относящихся к ТКО. Так, отход «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая
крупногабаритный)» (код ФККО 7 33 100 01 72 4) может
быть принят под видом отхода «мусор и смет производственных помещений малоопасный» (код ФККО 7 33 210
01 72 4), или «мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный» (код ФККО 7 33 220 01 72 4), или «отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие» (код ФККО 7 36 100 02 72 4).
Такое несоблюдение законодательства многими собственниками отходов допускается зачастую по незнанию того, какие же из видов отходов относятся к ТКО. Для
этого на сайте Росприроднадзора размещена выборка
из ФККО по видам отходов, относящихся к ТКО*.
ТКО признаются все виды отходов подтипа «Отходы
коммунальные твердые» (код ФККО 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа «Отходы коммунальные, подобные
коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код ФККО 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа или группы отходов
указано, что это ТКО.
Однако случается, что подмена ТКО другими отходами происходит целенаправленно, для снижения издержек
на оплату услуг регоператора.
Этим могут грешить аукционы, которые проводят органы местного самоуправления: вместо закупки услуг по обращению с ТКО у регоператора как у единого поставщика,
согласно п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», происходит подмена работ по обращению
с ТКО работами с отходами, не относящимися к ТКО.
Аукционы на оказание услуг по уборке и содержанию
объектов благоустройства на территории муниципального образования проходят как обычная закупка, с оплатой
в полном объеме, при этом в перечень работ включаются работы с ТКО, которые должен выполнять регоператор
либо операторы по обращению с ТКО.
При этом для выполнения данных работ привлекаются
организации, не являющиеся регоператорами или операторами по обращению ТКО. С регоператорами договоры
по таким закупкам заключаются либо на маленький объем, не соответствующий реальным показателям, либо вообще не заключаются.
В результате не всегда известно, куда удаляются ТКО
и обеспечивается ли условие их транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения в соответствии с законодательством Российской Федерации и действующей
в субъекте Российской Федерации терсхемой.
Согласно ФККО, отходы из жилищ крупногабаритные,
мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков,
скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных до-
рог относятся к ТКО, в связи с чем заключать договоры
на обращение с данными видами отходов, а также осуществлять их сбор и транспортировку собственники ТКО
либо лица, не являющиеся регоператорами или операторами по обращению ТКО, самостоятельно не вправе.
Необходимо отметить, что в случае незаключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО юридическое
или должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2
КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании
отходов производства и потребления, за исключением
случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ, что влечет
наложение административного штрафа:
• на граждан – в размере от 1 до 2 тыс. руб.;
• на должностных лиц – от 10 до 30 тыс. руб.;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30
до 50 тыс. руб. или административное приостановление
деятельности на срок до 90 сут.;
• на юридических лиц – от 100 до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок
до 90 сут.
Одна из причин указанных нарушений в сфере обращения с ТКО – несоблюдение многими собственниками ТКО
и других видов отходов требований ст. 14 закона № 89-ФЗ,
в соответствии с которыми у каждого такого собственника должен быть разработан паспорт на отходы I–IV классов опасности (а на отходы V класса либо отходы, отсутствующие в ФККО, – документ, позволяющий отнести их
к конкретному классу опасности).
В соответствии с Правилами обращения с твердыми
коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, для заключения договора на обращение с ТКО требуются сведения об их составе.
Сведения эти содержатся именно в паспортах на отходы либо документах об их отнесении к конкретному классу опасности. Собственно, необходимость иметь договор
с регоператором и разрешила вопрос об обязательном наличии таких документов.
В соответствии с ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена
ответственность для собственников отходов за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства
и потребления I–V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I–IV классов опасности, которое влечет наложение административного штрафа:
• на должностных лиц – в размере от 20 до 40 тыс. руб.;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 40
до 60 тыс. руб.;
• на юридических лиц – от 200 до 350 тыс. руб.
Все вышесказанное доказывает необходимость доработки действующего законодательства в сфере обращения с отходами для установления ответственности за неисполнение правовых норм, а также объединения усилий
органов исполнительной власти, регоператоров, надзорных органов и общественных организаций, поскольку ликвидация несанкционированных свалок из ТКО, не попадающих к регоператорам, – это уже общенациональная
задача.
Источник: solidwaste.ru |
С полными текстами всех статей вы можете ознакомиться на страницах журнала
|
|
"Новая СИБИРЬ"
Сбор и продажа макулатуры,ПЭТ-бутылок,алюминевые банки,ветошь.
World Top
Европейская группа компаний BSG - владелец и производитель уникальных технологий, получения экологически чистой энергии из всех видов отходов, с нулевым уровнем вредных выбросов в атмосферу.
Произ...
Global Plant оборудование для переработки шин крошку.
Компания Global Plant занимается производством высококачественного оборудования автоматического цикла по переработке отработанных резиновых покрышек в крошку, с отделением от посторонних включений тип...
ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
|