ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22219

ЖУРНАЛ ТБО (№12 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

Выставка «Wasma 2025»
НОВОСТИ

ФОРУМ
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
Нефтяной сорбент
Сообщений: 7
Последнее сообщение: 21.12.2024 20:28


Чума фейерверков
Сообщений: 66
Последнее сообщение: 21.12.2024 18:06


В РЭО заявили, что проблемы мусорной реформы решаются
Сообщений: 1
Последнее сообщение: 21.12.2024 07:08


ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Термохимическая переработка ТБО
Просмотров: 1207805
Последнее сообщение: 18.12.2024 12:08


"Бумажный"ТБО"-спорим,коментируем, задаем вопросы авторам статей, доступных для скачивания
Просмотров: 429112
Последнее сообщение: 20.12.2024 07:01


Чума фейерверков
Просмотров: 13355
Последнее сообщение: 21.12.2024 18:06


ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ

КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

podpiska

Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"Метаморфозы ТКО"


Р. Д. Ниязов, инженер-эколог
Журнал ТБО ноябрь 2020
«Мусорная» реформа… Сколько надежд связывает с ней наше правительство. С ее начала прошло два года – а каких-либо сдвигов, многообещающих изменений лично я, как обыватель, не увидел. Быть может, я просто чего-то не знаю или не понимаю.

Исходя из моих наблюдений, одна из причин «пробуксовки» «мусорной» реформы – несовершенство экологического законодательства (далее – ЭЗ). Любые попытки направить его в нужное русло обнаруживают множество подводных камней, непониманий, несостыковок с другими отраслями права. Как результат – рождение многочисленных разъяснительных писем, от которых голова идет кругом.

Возможно, пора начать приводить ЭЗ в порядок. И не локальными изменениями, а комплексно. Ведь порой, когда изучаешь проекты нововведений, анализируешь их в совокупности, опираясь на практику работы за все последние годы, понимаешь, что бардак как был, так и остался, а разбираться с ним приходится не только специалистам-экологам, но и простым обывателям, не посвященным во все тонкости ЭЗ. Подозреваю, что такого мнения придерживаюсь не только я. Можно много говорить о возможных причинах столь печального стечения обстоятельств, но статья посвящена не этому, а проблемам исключительно «мусорной» реформы.

С начала реформирования в области обращения с отходами, а именно – «вычленения» из общего их объема ТКО и появления самого определения ТКО в том варианте, который нам всем знаком, возникало и возникает множество вопросов, вразумительных же ответов на них пока никто не слышал.

Итак, давайте попробуем понять (исходя из тех разъяснений, которые давались нам госорганами), что же это такое – ТКО.

Понятие ТКО в том виде, как оно звучит сейчас, было введено Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Честно говоря, с какой целью его ввели, я сказать не могу. Видимо, была в этом объективная необходимость. Хотя, как мне кажется, раньше особо никто и не задумывался – есть оно или нет. Но очевидно, что реформирование в области обращения с ТКО не было спонтанным решением. Корректировки, какой-то конкретизации данного определения до того момента не было точно.

Твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Из ст. 1 закона № 89-ФЗ


Говорить о том, что данное понятие очень емкое, – совершенно излишне, ведь в жилых помещениях чего только ни образуется. Хотя складывается такое впечатление, что законодатели видят в этом определении четкий перечень отходов – и все эти отходы собираются в мусорном ведре. Таково их представление. А как на самом деле? Рассмотрим некоторые разъяснения по данному вопросу.

Согласно письму Росприроднадзора от 06.12.2017 № АА-10-04-36/26733 «О направлении информации», к ТКО относятся все виды отходов подтипа «Отходы коммунальные твердые» (код ФККО 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код ФККО 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа или группы отходов указано, что они относятся к ТКО. Аналогичная позиция изложена в письме Минстроя России от 18.05.2018 № 22270-МП/06.

В письме Минприроды России от 15.01.2019 № 12-50/00189-ОГ «Об обращении с ТКО» упоминаются приведенные выше критерии отнесения отходов к ТКО, а также определяется условие их образования – смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования (!), и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий». Указанное письмо вроде как должно было поставить точку в данном вопросе.

Однако в рамках многочисленных споров о природе ТКО «родился» еще один документ – письмо Минприроды России от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами», в котором дается очередное уточнение относительно того, что можно считать ТКО. Причем уточнение уже имеет привязку к жилищному законодательству.

Письмо Минприроды России от 11.10.2019 № 08-25-53/24802
…в соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации … к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.


Таким образом, к твердым коммунальным отходам могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Итак, что мы имеем. ТКО – это смесь отходов, образующихся исключительно в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, схожие по компонентному составу. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Обнаруживается забавный факт: по мере поступления обращений от населения и хозяйствующих субъектов происходит своеобразное «переобувание» профильных ведомств, которое, в свою очередь, порождает еще больше вопросов и в без того запутанном законодательстве. Сначала были определены одни критерии отнесения отходов к ТКО, затем последовали уточнения, в итоге мы пришли к тому, что ТКО образуются исключительно в пределах жилых помещений, ну и приравненных к ним (не будем уж слишком критичны). А как тогда быть, например, с отходами от уборки территорий городских и сельских поселений, ведь эти отходы тоже относятся к ТКО? Не ясно...

Мнение
Может, законодателю следует разделить понятия – на «ТКО от населения» и «ТКО, образуемые у юридических лиц и ИП»? После чего будет смысл в пересмотре методики нормирования (установления нормативов) образования ТКО как от физических, так и от юридических лиц и ИП.


Зато ясно, что существующий подход к классификации отходов по действующему ФККО необходимо менять. Один из важных пунктов «мусорной» реформы – переход к РСО, который, подразумевает их дальнейшую переработку, что позволит максимально раскрыть потенциал вторичного использования отходов и минимизировать их захоронение.

В нынешнем ФККО нередки случаи «задвоения» позиций ТКО при переводе отхода из одной группы в другую: это касается, например, пластиковой, стеклянной тары, упаковочной пленки и многих других отходов, образующихся в жилых помещениях. По моему мнению, один из наиболее оптимальных вариантов – пересмотр ФККО, выделение отдельной макрогруппы отходов – ТКО, а может, и вовсе разработка механизма конвертации отдельных видов отходов в группу ТКО, без дополнительных затрат хозяйствующих субъектов на повторную паспортизацию (нечто подобное было в ФККО в 2017 г.).

Образование такой макрогруппы позволит сформулировать достаточно точное и не размытое определение ТКО. Иначе хозяйствующие субъекты в случае несогласия контрольно-надзорных органов с отнесением их отходов к ТКО будут вынуждены доказывать свою позицию в суде, в том числе при оспаривании расчета платы за НВОС. Да, возможно, это будет болезненно, но любые изменения, особенно в ЭЗ, болезненны.

Теперь, думаю, стоит определиться с тем, что же все-таки образуется в жилых помещениях. Ведь по сути, исходя из многочисленных разъяснений и толкования, содержащегося в законе № 89-ФЗ, к ТКО можно отнести практически все отходы – от I до V класса опасности.

Даже не посвященный в ЭЗ человек, если заглянет в ФККО, может увидеть, что дома у него могут возникнуть не только отходы, перечисленные в типе «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению», но и многие другие, например, ртутьсодержащие или отходы от эксплуатации оборудования электротехнического назначения, а также отходы, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещено распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается».

Данный факт весьма забавен, так как сегодня в большинстве своем ТКО не проходят обработку (сортировку), а напрямую идут на захоронение. Соответственно, все попытки каким-то образом исправить данную ситуацию пока бесплодны.

За доказательством не стоит далеко ходить. Например, куда я дену вышедшие из строя компьютер, лампу, холодильник, картон, мусор от ремонта, если в городе нет специализированных предприятий и инфраструктуры? Конечно, скрепя сердце, – отнесу на площадку накопления ТКО, откуда они попадут непосредственно на полигон. Из-за чего, кстати, у хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего полигон, могут быть проблемы с контрольно-надзорными органами. Но сейчас не об этом. А ведь другого выхода нет, в противном случае – мы все утонем в этих отходах.

Конечно, я понимаю, что и Москва не сразу строилась, сидеть и критиковать может каждый. Сама идея с реформированием хороша, но идти к ней нужно планомерно, поэтапно, а не бежать впереди паровоза.

Мне очень импонирует идея с РСО, которая, кстати, сейчас очень активно продвигается. Однако для ее реализации, повторюсь, нужно изначально создать (сформировать) необходимую инфраструктуру, а не вкладывать силы в бесполезную пропаганду. Ведь каждый житель нашей страны понимает: как бы он ни старался, раздельно собирая мусор, – все или почти все уйдет в одну кучу.

Подводя итог, хотел бы отметить еще одну проблему, с которой, возможно, придется столкнуться, реализуя «мусорную» реформу. Что делать с регоператорами, когда, наконец, будет окончательно отлажен и запущен процесс раздельного сбора ТКО? Ведь, исходя из существующей нормативно-правовой базы, РСО приведет к тому, что ТКО фактически «выпадут» из оборота регоператоров. Как следствие, возникнет необходимость в пересмотре методики определения нормативов ТКО (нормативы, установленные в субъектах России, –например, для объектов торговли, – тоже вызывают сомнения). А новая методика, в свою очередь, должна привести к значительному снижению объемов ТКО (у тех же объектов торговли ТКО просто не будут образовываться, причем официально). Но это уже другой вопрос.

А пока будем надеяться на лучшее. Терпения и здоровья всем в это непростое время.
Источник: solidwaste.ru
Подписка на журнал

С полными текстами всех статей
вы можете ознакомиться
на страницах журнала



Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
Метаморфозы ТКО
«Мусорная» реформа… Сколько надежд связывает с ней наше правительство. С ее начала прошло два года...
Переработка отходов – к чему мы стремимся
О единственно возможном пути решения отходной проблемы мы беседуем с депутатом Государственной Дум...
Об отдельных вопросах организации деятельности по обращению с ТКО
В январе в большинстве субъектов Российской Федерации приступили к работе вновь выбранные регопер...
У нацпроекта Экология не экологичное лицо
Мусорная реформа зашла в тупик. Ее недееспособные инструменты не в состоянии обеспечить амбициозные ...
Проблематика законодательства глазами регоператора. Часть 3
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с регоператором, в...
Новый порядок мониторинга на объектах размещения отходов
Комментарий к приказу Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка проведения со...
Мифы и факты о РОП в России
По мере оживления дискуссии о совершенствовании системы расширенной ответственности производителя ...
Работа регоператора в период пандемии
Новая коронавирусная инфекция внесла свои коррективы и в работу регоператоров по обращению с ТКО...



КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
ООО "Град-сервис"
Сбор, транспортировка, утилизация ТБО, работы по зеленому строительству, услуги спец. техники (автовышка, бульдозер, погрузчик и т.д.)

Группа компаний "ЭкоСистемаСтолица"
Утилизация, Вторичное исползования , Талоны Грунт

Вторичные ресурсы Кубани
Наша компания занимается отбором и сортировкой вторсырья на территории г. Краснодар. Мощность мусоросортировочного комплекса составляет 161 тыс. тон в год. Отбор осуществляется по таким позициям как: ...

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Sat, 21 Dec 2024 21:56:23
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения