Зарегистрированных посетителей: 22214
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
"Периодичность вывоза ТКО"
|
В. А. Субботинская, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»
Журнал ТБО |
С 01.01.2020 вывозить ТКО можно либо 1 раз в сутки, либо 1 раз в 3 сут. Откуда растут ноги?
Периодичность вывоза ТКО регоператором (или привлекаемыми им операторами по обращению с ТКО) имеет большое значение для хозяйствующих субъектов-собственников ТКО.
Особенно важным этот аспект отношений между потребителем и регоператором становится в случае, если учет объема вывозимых отходов (коммерческий учет количества ТКО) производится исходя из количества и объема контейнеров для ТКО, установленных в местах их накопления.
Количество и объем контейнеров, предназначенных для накопления отходов, непосредственно влияют на результаты коммерческого учета ТКО, если учет осуществляется расчетным способом исходя из количества и объема таких контейнеров, а также периодичности вывоза ТКО.
При таком способе коммерческого учета в ситуации, когда периодичность вывоза ТКО довольно частая, а количество и объем контейнеров существенны, велика вероятность, что вывозиться из мест накопления отходов будет «воздух».
Эта проблема особенно актуальна для тех хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуется немного ТКО.
На практике до недавнего времени в ряде случаев вопрос решался путем определения в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО такой периодичности их вывоза, которая устраивала бы стороны договора, в том числе с точки зрения систематического определения более или менее объективных объемов и массы ТКО, которые вывозятся из мест их накопления.
Так, в п. 2 формы Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Типовой договор), читаем следующее
Пункт 2 формы Типового договора
Объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.
При этом Приложение «Информация по предмету договора» к форме Типового договора включает таблицу «Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов». Данная таблица, в частности, содержит столбец «Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов».
Периодичность вывоза ТКО определяется сторонами договора на оказание услуг по обращению с ТКО в приложении к такому договору.
В дальнейшем при осуществлении вывоза ТКО (условно: при составлении и реализации графика вывоза ТКО) регоператор руководствуется условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе в части, касающейся предусмотренной таким договором периодичности вывоза ТКО.
Чем стороны руководствуются при выборе периодичности вывоза ТКО?
Если говорить об отношениях между хозяйствующими субъектами и регоператорами, то в некоторых случаях (как показывает практика) контрагенты исходили из цели достижения относительно взаимовыгодных условий, так как законодательство не содержало каких-либо более или менее конкретных требований к периодичности вывоза ТКО.
В публицистике можно встретить мнение о том, что ТКО (а на старый лад – ТБО) в соответствии с санитарными правилами должны были вывозиться 1 раз в 3 дня или 1 раз в день (в зависимости от времени года и температурного режима).
Такая позиция, вероятно, основана на п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест: «При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре –5 °С и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5 °С) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы».
Однако в отсутствие точного понимания, что значит «дворовые сборники» и как они соотносятся с деятельностью современных предприятий, это положение если и применялось в отношениях между регоператорами и хозяйствующими субъектами, то не повсеместно.
Что изменилось с 01.01.2020?
Изменения связаны с тем, что 01.01.2020 вступили в силу СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20.
Следует обратить внимание, что Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила), предписывают необходимость учета законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе при осуществлении накопления отходов.
При этом СанПиН 2.1.7.3550-19 отвечает, помимо прочего, целям определения санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований, в том числе в части удаления ТКО из мест их накопления
Пункт 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19
Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
+5 °С и выше – не более 1 сут.;
+4 °С и ниже – не более 3 сут.
В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки.
Таким образом, с 01.01.2020 положениями СанПиН 2.1.7.3550-19 установлены ограничения срока временного накопления несортированных ТКО – не более 1 сут. или не более 3 сут. (в зависимости от среднесуточной температуры наружного воздуха).
При этом по общему правилу, СанПиН 2.1.7.3550-19 не предусмотрена возможность временного накопления несортированных ТКО с превышением указанных сроков.
Иными словами, осуществление временного накопления несортированных ТКО более 1 сут. (при температуре наружного воздуха выше +5 °С) или более 3 сут. (при температуре наружного воздуха ниже +4 °С) является нарушением требований санитарных правил и норм (требований санитарно-эпидемиологического законодательства).
В свою очередь, нарушение (несоблюдение) установленных сроков временного накопления ТКО, в частности, может являться основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 6.35 КоАП РФ лица, допустившего нарушение санитарно-эпидемиологических требований к накоплению отходов.
В то же время положениями СанПиН 2.1.7.3550-19 предусмотрена возможность изменения срока временного накопления ТКО в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах.
Такое изменение может быть осуществлено решениями об изменении срока временного накопления ТКО, принимаемыми главными государственными санитарными врачами по субъектам РФ:
с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха;
и на основании санитарно-эпидемиологической оценки.
Однако в случае отсутствия в конкретном субъекте РФ соответствующего решения главного государственного санитарного врача по данному субъекту временное накопление ТКО должно осуществляться с соблюдением сроков, установленных в п. 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19.
Кто обязан соблюдать требования к предельному сроку накопления ТКО в случае, когда речь идет о накоплении ТКО непосредственно их собственниками [в нашем случае – хозяйствующими субъектами]?
На этот вопрос несложно найти ответ.
В соответствии со ст. 1 закона № 89-ФЗ: «<…> накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения».
Согласно абз. 5 п. 2 Правил: «<…> «контейнерная площадка» – место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров».
При этом в соответствии с п. 13 Правил: «Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз».
Необходимо обратить внимание: осуществление накопления отходов не отнесено законодательством к сфере ответственности регоператора (равно как и операторов по обращению с ТКО).
При этом требования к накоплению отходов (в том числе ТКО):
обязаны исполнять лица, осуществляющие накопление отходов;
не обязаны исполнять лица, не осуществляющие накопление отходов.
Таким образом, в случае если накопление ТКО осуществляется лицом, в процессе деятельности которого образуются такие отходы (в частности, лицом, которому принадлежат места (площадки) накопления ТКО), то лицом, обязанным соблюдать предельные сроки временного накопления ТКО, установленные в п. 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19, является лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы и которое осуществляет их накопление.
Должен ли установленный в СанПиН 2.1.7.3550-19 срок накопления ТКО повлиять на периодичность вывоза ТКО?
Мы уже отмечали, что периодичность вывоза ТКО определяется в приложении к договору на оказание услуг по обращению с ТКО.
При этом Правила не предусматривают возможность одностороннего пересмотра условий договора, например, по инициативе регоператора, в том числе в части изменения периодичности вывоза ТКО.
В частности, для цели внесения изменений в заключенный между потребителем и регоператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО одна из сторон договора вправе за 1 мес. до истечения срока действия договора заявить об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях.
Таким образом, изменение периодичности вывоза ТКО может быть осуществлено посредством внесения изменений в условия договора с учетом порядка, установленного пунктом 8.20 Правил.
При этом в соответствии с п. 29 формы Типового договора: «Все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии)».
Следует обратить внимание: не может считаться изменением условий заключенного между регоператором и потребителем договора на оказание услуг по обращению с ТКО (в том числе изменением условий о периодичности вывоза ТКО) одностороннее извещение регоператора о намерении осуществлять вывоз отходов в соответствии с графиком вывоза, не соответствующим периодичности вывоза, определенной соглашением сторон.
Почему все, что изложено выше, имеет значение для собственников ТКО (в первую очередь, для хозяйствующих субъектов)?
Мы начали с описания ситуации, когда между потребителем и регоператором заключен договор, предусматривающий коммерческий учет вывозимых ТКО расчетным способом исходя из количества и объема контейнеров, а также периодичности вывоза ТКО.
Одностороннее изменение условий договора в части периодичности вывоза ТКО создает легко просматриваемые риски для потребителя (собственника ТКО) – вполне возможно, что 1 раз в сутки или 1 раз в 3 сут. регоператор (или оператор) при такой схеме будет вывозить «воздух» (по большей части).
В то же время обоюдное изменение условий договора может способствовать тому, что:
стороны не только изменят периодичность вывоза ТКО, учитывая требования к временному накоплению ТКО, установленные в санитарных правилах;
они также изменят (если это более выгодно потребителю) способ коммерческого учета отходов (на способ «из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема» или на способ «исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения»).
Источник: solidwaste.ru |
С полными текстами всех статей вы можете ознакомиться на страницах журнала
|
|
Компания ПрофиТехника
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ В МОСКВЕ
Накопление отходов представляет собой серьёзную угрозу экологическому равновесию нашей земли. С каждым днём на планете становится всё ...
"Город без мусора"
Вывоз мусора контейнером в Москве и Московской области. Вывоз ТБО, строительного мусора, крупногабаритного мусора на полигон. Контейнеры 8 - 27 м3.
ООО Кубань-ТБО
сбор и вывоз ТБО Абинский, Северский, Крымский р-ны сортировка ТБО
продажа вторсырье полигонное
ПЭТ
картон
стеклобой
пленка
бутылка
тэтрапак
и др
ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
|