Передел рынка бытовых отходов в Омске может сыграть злую шутку с репутацией региона: участие чиновников в отъеме бизнеса у одних предпринимателей в пользу других может натолкнуть на мысль, что в Омске вообще нельзя начинать долгосрочные проекты, которые зависят только от лояльности действующей власти.
Безотходная монополия
Мэрия Омска направила в арбитражный суд иски о расторжении договоров доверительного управления муниципальным имуществом с двумя крупнейшими частными перевозчиками твердых бытовых отходов (ТБО) города — ООО «СКАТ» и ООО «Чистый город» (ЧГ). Централизованный контроль полигонов ТБО является основой рынка мусороперевозок, и еще в конце прошлого года заместитель директора третьего игрока на рынке ТБО, наполовину принадлежащего муниципалитету — ОАО «ЭКО Прогресс» — Василий Богусевич заявлял, что компания разрабатывает проект договора с муниципалитетом, согласно которому все городские полигоны будут переданы им.
Директор ООО «СКАТ» Сергей Гробатенко полагает, что подобная идея установления монополии на рынке твердых бытовых отходов принадлежит вице-мэру Юрию Гамбургу, потому что 51% акций «ЭКО Прогресса» принадлежит муниципалитету. «ОАО «ЭКО Прогресс» создавалось с участием города как управляющая компания, прежде всего для координации и реализации комплексной программы по обращению с твердыми бытовыми отходами в городе Омске, предусматривающей создание вертикально интегрированной структуры, включающей в себя все технологические циклы по обращению с ТБО, в том числе строительство предприятий по переработке отходов и их конечную утилизацию, — объяснил опасения конкурентов генеральный директор ОАО «ЭКО Прогресс» Олег Еремьянов. — Поэтому в рамках ряда соглашений, заключенных с администрацией города, предусмотрена передача данных объектов на условиях аренды ОАО “ЭКО Прогресс”».
«Мы расторгаем много разных договоров, и я не понимаю, почему именно к управлению полигонами такое внимание, — заявил вице-мэр Юрий Гамбург одному из омских информационных агентств. — Все разговоры о несостоятельности «ЭКО Прогресса» в коммунальной сфере мне непонятны, потому что он и не должен заниматься коммунальным хозяйством, он создан для вывоза бытовых отходов».
Директор компании «Чистый город» Виталий Путинцев считает, что централизованное управление полигонами необходимо «ЭКО Прогрессу», чтобы обеспечить рентабельность омско-чешского инвестиционного проекта по строительству мусоросортировочных заводов. Скандал, возможно, и не вышел бы за рамки отрасли, если бы одна из потерпевших компаний — ООО «СКАТ» — не являлась крупнейшим налогоплательщиком одного из пяти округов города, а директор второй компании — «Чистый город» — президентом Омского областного союза предпринимателей. Именно поэтому и пресса, и наблюдатели считают очередной передел рынка особенно символичным.
Что делят?
Особенность омского рынка ТБО в том, что он так или иначе создавался и кроился при участии власти — как и всякая другая коммунальная отрасль. Старожилы здесь — ООО «СКАТ» и «Чистый город», которые начали в середине девяностых годов с того, что взяли в доверительное управление техническую базу бывших муниципальных унитарных предприятий (МУП). ЧГ взял в управление техническую базу для ремонта техники и Ленинский полигон бытовых отходов, «СКАТ» получил техническую базу ЖКХ Кировского округа и Кировский полигон. Часть Ленинского полигона также использует «ЭКО Прогресс», ранее «поглотивший» МУП, вывозивший отходы из Октябрьского округа. Еще один игрок — «МУП ЖКХ-Сервис» пришел на рынок совсем недавно, вытеснив «ЭКО Прогресс» с территории Советского округа. «МУП ЖКХ-Сервис» теперь — дочернее предприятие известного в Омске экономического тяжеловеса — НПО «Мостовик», генеральный директор которого — Олег Шишов — является депутатом Законодательного Собрания Омской области. «ЭКО Прогресс» ранее пытался приобрести «МУП ЖКХ-Сервис» у его основателя — арбитражного управляющего Владимира Виноградова, который предпочел продать предприятие Олегу Шишову.
ОАО «ЭКО Прогресс» создано в декабре 2005 года. Его учредителями выступили муниципалитет в лице МУП «Центр дизайна и рекламы» (51%) и НП «Углеродный фонд технологий и инвестиций» (49%). Общество планировало заняться вывозом и утилизацией мусора, а также обслуживанием жилого фонда всего Советского округа Омска.
В настоящее время объем рынка ТБО оценивается в 200 млн рублей в год и разделен между ООО «СКАТ» (весь Кировский округ) , ЗАО «Чистый город» (Ленинский округ и ряд крупных предприятий в других округах), ООО «МУП ЖКХ-Сервис» (Советский округ) и ОАО «ЭКО Прогресс» (часть Октябрьского и Центрального округов). Объем перевозок — до 400 тыс. тонн в год.
По словам участников рынка, главное в этом бизнесе — не имущество. Главное — созданная годами клиентская база и право продавать «билеты» на полигоны. Обе опальные ныне компании сейчас держат для всех определенный тариф — 150 рублей за въезд одной машины (муниципальным предприятиям бесплатно). Но возникает вопрос: как поведет себя здесь монополист, если таковой появится на городских свалках? «Кто начнет продавать «билеты» на все полигоны, тот и получит преимущество перед клиентами, а значит, и их самих», — считает совладелец компании «Чистый город» Дмитрий Мельников.
«Мы никогда не были против конкуренции, — говорит Виталий Путинцев. — Но вертикальная структура, которую сейчас пытается создать департамент имущественных отношений, безусловно, не добавит порядка в городе, тем более что создается она отнюдь не рыночными методами. Кроме того, такое откровенное лоббирование со стороны представителей власти интересов одного из игроков дискредитирует всю городскую политику в отношении малого предпринимательства. Уверен, что этими действиями кто-то хочет дискредитировать и самого мэра, который всегда был сторонником здоровой конкуренции на рынке».
Бомба замедленного действия
Уязвимые места договоров управления с мэрией — требование содержать в хорошем состоянии здания и сооружения, обновлять технику и… страховать риски доверительного управления.
Последний пункт и является сейчас поводом для претензий со стороны мэрии. «Страхование рисков» используется департаментом имущественных отношений как контрольный выстрел. По признанию самих страховщиков, такие риски никто страховать не умеет. «Мы запросили Москву, и вот что нам ответили: такие риски мы застраховать не сможем, ни страхование ответственности, ни страхование имущества не могут полностью защитить от наложения обременения или ареста и любых хозяйственных коллизий, — говорит заместитель директора ОСАО «Ингосстрах» Сергей Мамонтов. — Возможны альтернативы — страхование ответственности управляющего и стандартное страхование имущества частично удовлетворят требования, предъявляемые этим пунктом. Условия, которые собраны в упомянутом пункте договора, полностью выполнить невозможно, у нас нет такого вида страхования и, скорее всего, у других компаний тоже».
Одним словом, в договорах заложены заведомо невыполнимые требования, которых воротилы мусорного бизнеса в свое время не заметили. При этом сейчас директор департамента имущественных отношений Омска Юрий Гамбург говорит о том, что менять условия страхования рисков департамент не будет, но зато начнет «работать со страховыми компаниями», чтобы те нашли возможность такого вида деятельности.
Однако работа все же ведется не со страховщиками, а с неугодными компаниями. «К нам и ранее приходили такие письма за подписью заместителя Юрия Гамбурга — Вадима Меренкова, — говорит директор ООО «СКАТ» Сергей Гробатенко. — Но директор департамента городского хозяйства Владимир Потапов, когда исполнял обязанности мэра, отзывал их обратно. Думаю, что это делается департаментом для того, чтобы передать наш бизнес «ЭКО Прогрессу». Потому что в реальности указанный пункт договора невыполним. Да и какой здесь может быть риск? Подумайте сами: даже если наша компания прогорела бы, то кто бы смог забрать за долги имущество, зарегистрированное в департаменте недвижимости?!».
На фоне этой письменной тяжбы директор ОАО «ЭКО Прогресс» Олег Еремьянов утверждал, что намерен вывозить мусор из Ленинского и Кировского округов. Юрий Гамбург в прессе заявлял, что «вполне логично, если «ЭКО Прогресс» будет вывозить мусор, потому что он же будет его перерабатывать». При этом на вопросы местных журналистов о ситуации вокруг «ЭКО Прогресса» и Юрий Гамбург, и мэр Омска Виктор Шрейдер напоминают, что именно с этим предприятием связаны надежды на реализацию чешско-омского инвестпроекта по строительству мусоросортировочных заводов.
Завод и ныне там
Соглашение о строительстве мусороперерабатывающего завода в Омске мэр Виктор Шрейдер, президент некоммерческой организации «Углеродный фонд технологий и инвестиций» Олег Еремьянов (одновременно и генеральный директор ОАО «ЭКО Прогресс») и президент АО ALTA (Чехия) Владимир Плашил подписали в январе прошлого года. По соглашению предполагается построить на территории Кировского и Ленинского округов мусоросортировочные предприятия общей мощностью 300 тыс. тонн ТБО в год на первом этапе сотрудничества. Второй этап предусматривает строительство на мусороперерабатывающих предприятиях участков по рециклингу вторичного сырья и переработке его в товарную продукцию. С чешской стороны в реализации проекта намерена участвовать компания «Хемопраг» совместно с ООО «ТАБО ЦС». Чешская компания АLTА должна поставить на будущие заводы оборудование.
Речь идет о технологии, позволяющей выделять из состава бытового мусора полезную фракцию — сырье, способное быть использованным вторично. Это такие материалы, как картон, бумага, разного вида пластик, ПЭТ-бутылка, алюминиевая банка, стекло, текстиль. Оставшиеся отходы будут складироваться на полигоне. Предварительная стоимость проекта составляет 540 млн рублей, 80% покрывается за счет чешского экспортного кредита, остальное — «ЭКО Прогрессом». Помимо АLTA в проекте участвуют чешское национальное страховое агентство «ЕГАП» и ряд чешских и российских банков.
Проектный срок окончания строительства — лето нынешнего года. Согласно заявлениям подрядчика строительства — компании «Трест №1», своевременному выполнению плана может помешать отсутствие достаточного финансирования. Но мэр Виктор Шрейдер в ходе одной из бесед с журналистами выразил уверенность, что этот инвестпроект удастся реализовать в установленный срок. «Да, сейчас есть отставание от намеченных темпов, — говорит генеральный директор ОАО «ЭКО Прогресс» Олег Еремьянов. — Связано это с прохождением всех этапов согласования строительства и, в первую очередь, с процедурой по оформлению земельных участков, которая отняла больше времени, чем предполагалось. Активно поддерживает нас сегодня администрация города в лице мэра, благодаря его неоднократному вмешательству нам удается ускорять многие процессы».
На вопрос о сроках строительства завода и переделе рынка ТБО в Омске находящийся в Москве представитель компании ALTA Иржи Застера уклончиво ответил, что «в Омске есть некие силы, которым не нравится, когда у кого-то получается делать бизнес».
«ЭКО Прогресс» должен вложить в омско-чешское предприятие до 15% своих средств — это непременное условие инвесторов. Но обороты с мусороперевозки не могут обеспечить ему таких объемов инвестиций (для сравнения: по данным участников рынка, если «СКАТ» завозит на свалку ежедневно 250–300 машин мусора, ЧГ — 300–350, то «ЭКО Прогресс» — 8–10 машин). Именно поэтому, по версии игроков рынка ТБО, мэрия и планирует отдать «ЭКО Прогрессу» весь рынок — чтобы обеспечить «подопечной» компании необходимую выручку.
Источник: Эксперт-Сибирь |