Россия на треть увеличила объемы импорта пластикового мусора. Собственного российской промышленности пока не хватает.
По данным российской таможни, в 2018 году пластиковых отходов ввезли из-за границы на 20,3 млн долл. – на 32% больше, чем в 2017 году. А в I полугодии этого года импорт пластиковых отходов увеличился еще на 41% к аналогичному периоду прошлого года. При этом российский «Гринпис» сообщает: на территории страны пластиковых отходов образуется около 3 млн т в год, а перерабатывается из них только 12%. Парадокс? Отнюдь.
Собирать не умеем
В России активно развивается инфраструктура по переработке отходов: открываются новые предприятия, растет спрос на вторсырье, а самого мусора, который можно было бы перерабатывать, не хватает. Вернее, мусора-то сколько угодно, а вот сырья, которое можно взять и отправить на производство, мало. По мнению участников рынка, буксует система сбора и сортировки мусора из-за буксующей мусорной реформы. По данным того же «Гринписа», 94% отходов в России отправляется на свалку, а не сортируется и тем более не перерабатывается. Для того чтобы загрузить свои мощности, переработчики и вынуждены закупать сырье за границей.
В основном из-за рубежа завозят прессованные ПЭТ-бутылки, кроме того, импортируют ПЭТ-хлопья и гранулят из полиэтилена. Больше всего вторсырья нам продали Турция (более чем на 6 млн долл.), Беларусь (3,1 млн долл.) и Япония (2,8 млн долл.), при этом физически на первом месте Беларусь, от которой в прошлом году в Россию поступило около 7 тыс. т отходов тары и упаковки. Также мы покупали вторичный пластик у Германии, ОАЭ, Казахстана и Украины.
«Наши текущие мощности загружены полностью, но приобретение нужных объемов вторсырья каждый месяц для нас является ключевой и сложнейшей задачей, – поделился своими переживаниями управляющий партнер группы компаний «ЭкоТехнологии», занимающейся переработкой пластиков, Константин Рзаев. – Планы по увеличению мощностей ограничиваются именно доступностью сырья на рынке».
По его словам, использование импортного «сырья» растет в зимнее время, когда собственного пластика для переработки сезонно не хватает. В январе – марте доля импорта доходит до 25%, а в остальные месяцы закупка сырья за границей нецелесообразна.
Вообще, рынок вторичных пластиков с точки зрения стоимости сырья и спроса на него является очень привлекательным для переработчиков. Однако отсутствие отлаженной системы сбора полимерных отходов не дает возможности достигнуть высокой доли их извлечения. По данным ведущего аналитика института «Центр развития» ВШЭ Анны Волковой, в этом смысле флагманом отрасли является лом черных и цветных металлов, на втором месте – макулатура с коэффициентом извлечения 27% к объему отходов, то есть из примерно 12 млн т бумажного сырья перерабатывается примерно 3 млн т. Третье место занимает стекло, а коэффициент извлечения пластиков составляет всего 10–15%. Это связано с тем, что около 60% пластиковых отходов образуется в жилом секторе, а перерабатывать проще всего промышленные отходы.
«Основной источник сырья – мусоросортировочные заводы и полигоны ТКО, промышленные отходы с пивных заводов и перерабатывающих предприятий, – продолжает Константин Рзаев. – Мы перерабатываем сейчас основные виды распространенных полимерных отходов: ПЭТ-бутылки, ПНД-канистры и флаконы бытовой химии. Планируется открытие в ближайшее время переработки мягкой упаковки (ПВД, ПНД, ПП-пленок) и полистирольных отходов, освоили многослойные пленки и изделия массового использования».
ПЭТ-бутылки – это самый «популярный» вторичный пластик, его легко собирать и сортировать. Цена вторичного ПЭТ составляет 25–29 тыс. руб. за т, переработанные ПЭТ-хлопья торгуются уже по 60–70 тыс. руб. за т. На втором месте по популярности находится вторичный полиэтилен. Например, тонна вторичного ПНД стоит 30–40 тыс. руб., а переработанного ПНД-гранулята – 55–77 тыс. руб.
Переработанный пластик используют во многих сегментах. ПЭТ-флексы – в производстве синтетического волокна, геосинтетических материалов для дорожного строительства, пленок и листов, шпагатов и стреп-ленты, преформ для новых бутылок; ПНД-гранулы – в трубном и кровельном производствах, литьевых изделиях и товарах народного потребления. При этом эксперты отмечают, что из-за нехватки сырья цены на вторичный пластик в последние годы выросли почти на 20%, а разница в ценах на первичный и вторичный материал постоянно снижается. По данным предприятия-переработчика «Славпластик», она сейчас составляет всего 10–20%.
Реформа поможет?
Увеличить долю переработки пластика можно, если мусорная реформа завершится успешно и в стране появится система раздельного сбора твердых коммунальных отходов (ТКО). Ведь доля вторичного использования промышленных пластиковых отходов достигает 80%.
Вообще, тема переработки мусора в России довольно скользкая. Долгое время эта отрасль считалась полукриминальной. Сейчас государство пытается навести в ней порядок, хотя полностью легальной ее назвать пока сложно.
«Коммерческие организации сами заключают контракты на обращение с отходами. Эта сфера пока недостаточно регулируется, – считает Елена Вишнякова, заместитель генерального директора компании «Эколайн», занимающейся сбором и сортировкой ТКО. – До сих пор встречаются случаи, когда цивилизованное обращение с отходами заканчивается в ближайшем овраге. Люди считают, что если они нашли подрядчика на вывоз мусора подешевле, то с них снимается ответственность. Поэтому мы постоянно слышим о скандалах, когда что-то сжигается в черте города. Необходимо в первую очередь некорректное обращение с отходами сделать жестко незаконным и наказуемым».
Впрочем, определенные подвижки есть. В 2019 году в России стартовала мусорная реформа. Правительство провозгласило, что вторичная переработка отходов теперь приоритет, в 2018 году утверждена Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, пересмотрено законодательство. Реформа предусматривает подготовку и согласование территориальных схем обращения с отходами в каждом регионе; выбор региональных операторов, которые будут отвечать за весь цикл обращения с отходами; установку тарифа по региону на услугу по обращению с отходами; создание современных высокотехнологичных комплексов по утилизации отходов и т.д.
Идеология у реформы такая – внедряем принятый в развитом мире принцип 3R (reduce, reuse, recycle): предотвращение образования отходов, повторное их использование и переработка во вторичные ресурсы. На эти цели за 14 лет планируется потратить 5 трлн руб., причем половину средств должны вложить частные инвесторы, 25% потратят производители товаров и услуг, еще 10% – различные экологические платежи и сборы.
«Во всем мире отрасль обращения с отходами, их раздельный сбор не являются прибыльными, – продолжает Елена Вишнякова. – Сбор перерабатываемых фракций дотируется либо из бюджета, либо из средств расширенной ответственности производителей. Раздельный сбор начинается на кухне, а переработка – на этапе производства. Производитель должен нести ответственность за то, что он производит».
Правда, пока СМИ сообщают, что во многих регионах реформа идет тяжело. Тарифы на вывоз отходов от региона к региону разнятся в 500 раз, мусороперерабатывающие заводы загружены на 30–40%, лишь 18 регионов включили в территориальные схемы раздельный сбор мусора.
Ряд экспертов считает, что реализация мусорной реформы на уровне субъектов Федерации просто невозможна, ведь ТКО образуются во дворах конкретных домов, а это ответственность муниципалитетов, то есть без подключения местных сообществ вряд ли справимся.
Кроме того, есть подозрение, что развитие реформы уходит в сторону. В СМИ активно обсуждается тема строительства мусоросжигающих заводов (МСЗ). Например, премьер-министр Японии Синдзо Абэ на Восточном экономическом форуме в сентябре сообщил, что летом японская компания Hitachi Zosen получила заказ на строительство таких предприятий в Подмосковье. Всего планируется построить четыре МСЗ. Вся эта история активно продвигается чиновниками различного уровня. При этом забывается, что главный принцип реформы – развитие переработки. Сжигание мусора, пусть даже и с выработкой энергии, – путь развития, который отнюдь не однозначно воспринимается в мире. Еще в 2017 году несколько российских общественных экологических организаций создали альянс против сжигания и за переработку отходов. В опубликованном меморандуме экологи подчеркнули, что, поддерживая в первую очередь строительство МСЗ, правительство фактически блокирует развитие отрасли вторичной переработки, потому что между мусоросжигательной и перерабатывающей отраслями существует конкуренция за отходы.
Но даже если удастся примирить между собой эти концепции, работы все равно останется много. «Даже если вся необходимая инфраструктура будет создана, это не значит, что весь дом будет сортировать мусор, – говорит Елена Вишнякова. – Человек должен понимать, зачем и что ему разделять, куда это поедет, что можно переработать, а что нет, доверять оператору и системе в целом. Это огромная, очень сложная работа, в которой репутация достигается годами, а теряется очень быстро».
Мусорной реформе в России исполняется год. Итоги пока противоречивые. Однако очевидно: создавать отрасль по переработке отходов и систему сортировки и утилизации мусора придется в любом случае. Можно следовать в мировом фарватере. Можно не только копировать, но и изобретать, внедрять новые технологии и искать уникальные конкурентоспособные решения. Зарабатывать на мусоре учится весь мир: одни делают из него тепло и электричество, другие экспортируют, третьи снижают долю отходов в принципе. Где-то это достигается пропагандой, а где-то – угрозами, наказаниями и штрафами. Можно по-разному относиться к этим переменам, но очевидно, что так, как было раньше, уже не будет. Мир меняется, и отношение к экологии и утилизации мусора – один из актуальных трендов, которые меняют экономику и общество. Так что пора меняться.
Исторические факты
Более 2,5 тыс. лет назад в Афинах был открыт первый в истории человечества городской полигон бытовых отходов. Власти постановили, что отходы должны вывозиться как минимум на милю за пределы городских ворот.
В Древнем Риме существовали своеобразные экологические службы по обеспечению водоснабжения, созданию и обслуживанию систем канализации со специальными бассейнами – отстойниками и системами удаления мусора. Однако практика утилизации отходов была забыта в Средние века.
Жители европейских городов вплоть до XIV века продолжали выбрасывать в окно и мусор, и экскременты. Узкие улицы были полностью покрыты толстым слоем отбросов. Поэтому ходули, особенно весной, считались необходимой «обувью» каждого горожанина.
Только во второй половине XV века впервые в Европе городские власти Нюрнберга установили ответственность за нарушения в области сбора и утилизации отходов. Мусор надлежало вывозить за городские ворота и складировать в сельской местности.
К концу XIX века в Европе отходы ежедневно собирались в передвижные мусорные корзины. Сортировались они вручную. Большая доля перерабатывалась: стекло и металл возвращались продавцам, а золу от сжигания мусора использовали для производства стройматериалов.
Первое систематическое использование мусорных печей было опробовано в Англии в 1874 году. Сжигание сократило объем мусора на 70–90%, но увеличило загрязнение атмосферы.
Как штрафуют за мусор
• Австрия: за оставленную на улице пустую бутылку гражданин этой страны заплатит 90 евро, то есть примерно 7 тыс. руб.
• Китай: штрафы за несортировку мусора для физических лиц составляют 50 юаней (примерно 500 руб.), для юридических – 1000 юаней (около 9 тыс. руб.).
• Австралия: за несанкционированную мусорную свалку гражданин может заплатить 7500 долл. (около 500 тыс. руб.).
• Ирландия: за нарушение правил обращения с отходами штраф составит 5 тыс. евро. Более того, за мусор можно сесть в тюрьму на срок до 1 года.
• Великобритания: в Лондоне за выброшенный фантик от конфеты придется заплатить 80 фунтов (около 7 тыс. руб.).
• Швейцария: в 300 швейцарских франков (19,5 тыс. руб.) обойдется выброс мусора без специального пакета, брошенный окурок стоит столько же.
• Сингапур: любишь кормить голубей, плеваться, жевать жвачку и перекусывать на улице – штраф 1 тыс. сингапурских долл. (около 50 тыс. руб.). Попался во второй раз – тюрьма.
• Япония: незаконный выброс мусора карается тюремным заключением до 5 лет и штрафом до 10 млн йен (более 5,8 млн руб.).
Источник: neftehimia-journal.ru |